15 августа 2012
"Ежовая газета"

1+1=Х

В школе на уроках арифметики учат, что при сложении двух чисел сумма не может быть меньше каждого слагаемого. В общем случае –  она больше. То есть, проводится мысль, что сложение — это рост и, стало быть, это хорошо. Однако, в деле управления самими школами сложение — это не всегда хорошо.

В последнее время Москву накрыла лавина слияний школ.

По замыслу московских чиновников от образования, это поможет сэкономить средства и повысить качество образования. Дескать поскольку рождаемость сейчас ниже, чем в те годы, когда строилось большинство московских школ, наполняемость школ снизилась. А поскольку теперь, по новой версии закона «Об образовании», школы финансируются в зависимости от количества учеников, логично было бы увеличить количество учеников в одной школе. А заодно и уменьшить численность управленческого аппарата.

Все это, однако, гладко на бумаге. В реальной жизни есть немало «оврагов». Прежде всего, «избыточными» становятся не только управленцы, но и многие учителя.

Слияние школ нарушает работу педагогических коллективов, сложившихся годами, а то и десятилетиями. а на руководство объединенными школами ставят, как показала практика, не самых лучших директоров, а тех, у кого самые лучшие отношения с начальством.

По закону, слияние образовательных учреждений возможно только по обоюдному желанию Управляющих советов обеих школ. То есть органов общественного самоуправления школ, избранных из числа родителей и учителей. О том, что этот принцип должен строго соблюдаться, неоднократно высказывался мэр Москвы Сергей Собянин.

На практике все выглядит иначе. Только по официальным данным, в Департамент образования Москвы поступило более 500 обращений от москвичей против слияния школ: по Восточному округу – 18 обращений, Центральному – 9, Северному – 23, Южному – 69, Зеленоградскому округу – 5 , Северо-Восточному 11, Юго-Восточному – 51, Юго-Западному округу – 107, Северо-Западному округу – 143, Западному – 12 От имени Управляющих советов в Департамент образования подано около 700 заявок.

Однако, в большинстве случаев, родители и учителя заявляют о фальсификации заявок или самих протоколов о выборах Управляющих советов. Чаще всего инициативу по слиянию школ проявляют руководители окружных Управлений образования, а отнюдь не родители и учителя в лице Управляющих советов. Для них весть о предстоящем слиянии оказывается неприятным сюрпризом.

Именно это происходит например, со школой 220 (ул. Расковой, 14/16), которую решили объединить со школой 155. В школе 220 Управляющий совет вообще не избран, а потому формально подать заявку на слияние было вообще некому! Новым «объединенным» директором поставили Е.В.Аржавину — директора школы 155.

Кстати, члена партии «Единая Россия» и депутата муниципального Собрания. То есть фактически, произошло поглощение школы, а не слияние.

У жителей района «Беговой» есть немало претензий к школе 155 и ее директору. По многочисленным свидетельствам, в этой школе практикуются поборы с учеников — «на капремонт» и за дополнительные занятия. При этом качество преподавания оставляет желать лучшего.

Во время общественной инспекции школы 220, которую проводила партия «ЯБЛОКО», к проверяющим подошла местная жительница. Она сама недавно закончила школу, причем сначала училась в школе 155, а потом — в школе 220. То есть может сравнивать.

«Перейдя из 155-й в 220-ю, я очень долго не понимала, о чем говорят на уроках» — такова была ее оценка.

Вспомнила она и про 12 тыс. рублей, которые классные руководители собирали ежегодно с каждого ученика, и про то, как учительница 5 класса матом ругала учеников.

Директор Аржавина никак не прокомментировала эти слова.

История «проглоченной» школы 220 с «точностью до константы» повторилась и в школе 523 (ул. Цюрупы, 14А).

Весной нынешнего года учителя и родители школы с удивлением узнали, что их школу объединяют… даже не с другой средней школой, а с детским садом 1649. Именно пополнение объединенной школы начальными классами, действующими при детском саде, и должно было существенно улучшить положение в школе. Которое кстати, по мнению большинства родителей, вовсе не нуждалось в улучшении.

Школа 523 существует почти 50 лет — будет отмечать юбилей в 2013 году. За эти годы сложился уникальный педагогический коллектив. Среди учителей есть ветераны, работающие с самого основания. У них сейчас учатся уже внуки их первых учеников. Есть и совсем молодые педагоги, которые сами недавно сидели за партами в этой же школе и вернулись преподавать, будучи еще старшекурсниками педвузов. Словом, в школе действовала Школа, то есть отлаженный механизм передачи опыта и знаний от старших педагогов к младшим. Была налажена и внеклассная работа: в школе действовали два музея — Народного творчества и Боевой славы. Дети принимали непосредственное участие в пополнении их фондов. Мастерили поделки для музея Народного творчества, делали модели военной техники для музея Боевой славы.

Несмотря на наличие «трудных» детей (по свидетельству учителей, в школу принимали тех, от кого отказались другие школы), среди выпускников было немало медалистов, поступаемость в ВУЗы была почти 100%.

Главное — дети и их родители, которые тоже некогда были детьми, любили свою школу. Свою.

Чиновникам захотелось все это улучшить. Управление образования ЮЗАО начало процесс слияния (несмотря на то, что Управляющий совет школы немедленно высказался против). Новым директором назначили директора детского сада Н.И. Дорохину, которая никогда в средней школе не работала и опыта преподавания старшеклассникам вообще не имеет.

Г-жа Дорохина имеет не самою лучшую репутацию среди родителей района Черемушки. Зато местные чиновники от образования хорошо знают И.А. Дорохина, мужа Натальи Ивановны. Его строительная фирма «РК Комплекс» в 2011 году многократно выигрывала конкурсы на проведение работ по заказу Управления образования ЮЗАО.

Поскольку большинство учителей и родителей высказались против слияния и, главное, против назначения Н.И.Дорохиной директором школы, началась «охота на ведьм». По школе прокатилась волна методических проверок — причем в самом конце учебного года, перед экзаменами. В прошлые годы ничего подобного не делалось.

Проверки носили абсолютно формальный характер, было видно, что проверяющим дано указание «придраться». По результатам проверки одного лишь урока, учительнице русского языка и литературы, проработавшей в школе многие десятилетия, приписали «средний уровень преподавания», и обвинили в неспособности «раскрыть творческий потенциал» учеников.

Акт «оценки эффективности работы педагога - психолога» вообще напоминает анекдот. Целый список претензий по оформлению служебной документации (например, не обозначены часы обеденного перерыва), ни слова о результатах работы с детьми. Вывод — плохо поставлена работа.

Остальные проверки были проведены в том же духе.

Очевидно, целью проверок было запугивание несогласных с реорганизацией и с деятельностью нового директора.

В результате, коллектив школы начал распадаться. Уходят и ветераны, и новички. Уходят все, кто не хочет мириться с новыми порядками. То, что строилось десятилетиями, разрушается за считанные месяцы. Фактически закрылись оба школьных музея — ими некому теперь заниматься, новый директор интереса не проявляет.

Аналогичный процесс «укрощения строптивых» идет и в школе 220. И в школе 220, и в школе 523 родители и учителя не стали молчать. Они писали жалобы в разные инстанции, привлекали внимание прессы, даже выходили на митинги и пикеты. И это возымело действие.

В обоих случаях чиновники пошли на попятную. Теперь уже и там и там заявляют, что слияния не будет «из-за возражений общественности».

Правда, г-жа Дорохина предпочитает на эту тему лично не высказываться. За нее это делает руководитель Управления образования ЮЗАО А.Е. Александров.

Как бы то ни было — механизм уже запущен в действие. У руля обеих школ встали директора «особого назначения» — объединители. И одновременно — разрушители школ.

Очевидно, из двух официально заявленных целей слияния школ в Москве — экономия средств и повышение качества образования — первая все доминирует. Качество, судя по всему, будет падать. Впрочем, до этого никому нет дела.

Логично предположить существование и третьей, пока скрытой цели. Как, например, видится городским чиновникам работа объединенной школы, занимающей два здания, физически разделенных немалым расстоянием? В виде холдинга с филиальной структурой?

Допустимо ли предположить, что рано или поздно все дети будут сведены в одно здание (для многих школа перестанет быть объектом «шаговой доступности»).

А что будет со вторым зданием? А может и третьим, если войдя во вкус, чиновники начнут сливать по три школы?

Метод аналогий (с закрываемыми в Москве детскими больницами) делает вполне уместным предположение, что «избыточное» здание или земля под ним будут отданы под некие проекты, столь же далекие от образования, сколь и от интересов рядовых москвичей в принципе.

Велика Москва — а строиться негде!

Напрашивается вывод, что решение уравнения, вынесенного в заголовок статьи, лежит далеко за пределами математики и вообще здравого смысла.

Григорий Семенов


Статьи по теме: Ежовая газета


Все статьи по теме: Ежовая газета