[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Книги] [Законодательная деятельность] [Выборы]

Обложка

2003 год © Москва, ЭПИЦентр   

РАЗДЕЛ I. ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО И КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН

Обратная сила уголовного закона

Инициативы «ЯБЛОКА» по защите конституционных прав граждан

2003 © Москва, "Яблоко", октябрь  

В связи с принятием новой редакции статьи 37 Уголовного кодекса о необходимой обороне и применением обратной силы уголовного закона в законодательстве обнаружился ряд недостатков.

Известно, что в соответствии с Конституцией уголовный закон имеет обратную силу. Это означает, что если принимается закон, устраняющий преступность деяния или смягчающий наказание за преступление, он будет применяться и к лицам, которые совершили преступление до вступления в силу нового уголовного закона. В этом выражается принцип гуманности уголовного законодательства.

В уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве существует ряд положений, которые не согласуются, а иногда и противоречат принципу, закрепленному в статье 54 Конституции РФ: «если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.» Депутаты фракции «ЯБЛОКО» разработали и внесли в Государственную Думу ряд законопроектов, направленных на устранение этих недостатков.

 

Проект федерального закона «О дополнении Уголовного кодекса Российской Федерации статьей 10-1»

Инициаторы – депутаты фракции «ЯБЛОКО»
И.Ю. Артемьев, С.В. Иваненко
Внесен в ГД 11 ноября 2002 г.

В Уголовном кодексе РФ содержится ряд статей, устанавливающих уголовную ответственность за деяния, подробное определение которым дается в других законах или нормативно-правовых актах. Однако для этих случаев обратная сила закона не применяется. Хотя очевидно, что если изменится указанный акт, то и уголовная ответственность, установленная в Уголовном кодексе и связанная с этим актом, тоже изменится. Значит и в этом случае нужно применить правило об обратной силе.

Предлагаемое дополнение Уголовного Кодекса новой статьей 10–1 направлено на устранение этого недостатка. Проект закона устанавливает правило: если в соответствии со статьей Уголовного Кодекса установлена уголовная ответственность за нарушение положений, содержащихся в ином нормативном акте, то отмена либо изменение этого нормативного акта, устраняющие возможность уголовной ответственности, распространяются с момента вступления в силу такого нормативного акта также на деяния, совершенные до его издания.

Данный законопроект направлен на реализацию конституционного права граждан, зафиксированного в статье 54 Конституции Российской Федерации: «Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.»

 

Проект федерального закона «О внесении дополнения в статью 86 Уголовного кодекса Российской Федерации»

Инициаторы – депутаты фракции «ЯБЛОКО»
И.Ю. Артемьев, С.В. Иваненко
Внесен в ГД 11 ноября 2002 г.

Проект направлен на то, что если лицо считается не совершавшим преступления в связи с принятием нового закона, то оно соответственно должно считаться несудимым. В настоящий момент в подобных случаях судимость не аннулируется (см. подробнее Раздел «Инициативы «ЯБЛОКА» в области уголовного и уголовно-процессуального права»).

 

Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

Инициаторы – депутаты фракции «ЯБЛОКО»
И.Ю. Артемьев, С.В. Иваненко
Внесен в ГД 29 мая 2002 г.

Проектом федерального закона предлагается снять еще одно ограничение конституционного права на применение обратной силы уголовного закона. Дело в том, что в УПК содержится положение, согласно которому уголовное дело подлежит прекращению только в том случае, когда новый уголовный закон, устраняющий преступность деяния, был принят до вступления приговора в законную силу. Однако, в соответствии с Конституцией, лица, для которых приговор вступил в силу, и они отбывают или уже отбыли наказание, также имеют право на применение к ним правила об обратной силе закона. Таким образом, их уголовные дела также должны быть прекращены. Проект закона направлен на устранение этого недостатка (см. подробнее Раздел «Инициативы «ЯБЛОКА» в области уголовного и уголовно-процессуального права»).

 

Проект Федерального закона «О внесении дополнений в статью 399 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

Инициаторы – депутаты фракции «ЯБЛОКО»
И.Ю. Артемьев, С.В. Иваненко
Внесен в ГД 11 июня 2003 г.

Разработка проекта закона была связана с проблемой осуществления конституционного права на обратную силу уголовного закона. Лица, подлежащие освобождению от уголовной ответственности и наказания в связи с изданием закона, имеющего обратную силу, на практике зачастую не могут осуществить это право. Связано это с тем, что осужденные, находясь в местах лишения свободы, не в состоянии отслеживать все изменения в законодательстве, чтобы вовремя обратиться с ходатайством в суд. Однако, в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом, никто, кроме осужденного, не может ставить перед судом эти вопросы.

Депутаты-яблочники уверены, что правом обращения в суд, наряду с осужденным, должны также обладать администрация учреждения или органа, исполняющего наказание, а также прокурор. Администрация всегда в курсе, у кого из осужденных изменились обстоятельства исполнения приговора. Прокурор может самостоятельно отслеживать эти вопросы, а также осуществлять надзор за действиями администрации. Соответствующие предложения содержатся в проекте закона.

Кроме того, проект закона значительно расширяет круг вопросов, по которым осужденный сам вправе ходатайствовать перед судом об изменении условий и порядка исполнения наказания, а также по всему этому расширенному перечню вопросов предоставляет право обращения в суд с ходатайством кроме самого осужденного также и защитнику осужденного, его законным представителям и близким родственникам.

Согласно статье 45 Конституции РФ «государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется». Государство обязано гарантировать любому гражданину вне зависимости от обстоятельств (в том числе – связанных с пребыванием в местах лишения свободы) возможность осуществлять свои права, предоставленные ему Конституцией и законодательством. Проект закона направлен на реализацию конституционного права граждан на государственную защиту их прав и свобод (см. подробнее Раздел «Инициативы «ЯБЛОКА» в области уголовного и уголовно-процессуального права»).


2003 © Москва, Яблоко
октябрь 2003г.

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Книги] [Законодательная деятельность] [Выборы]