[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Книги] [Законодательная деятельность] [Выборы]

Обложка

2003 год © Москва, ЭПИЦентр   

РАЗДЕЛ I. ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО И КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН

Общие положения. Инициативы «ЯБЛОКА» по судебной реформе

Судебная реформа

2003 © Москва, "Яблоко", октябрь  

Построение правового государства – государства, в котором гарантированы права человека и гражданина, обеспечено верховенство закона, устойчиво функционируют основные демократические институты – неосуществимо без создания сильной и независимой судебной власти. В Конституции РФ закреплены основные принципы судебной системы: независимость, несменяемость и неприкосновенность судей, осуществление правосудия в нашей стране на основе состязательности и равноправия сторон.

В то же время практическая ситуация в сфере судопроизводства и судоустройства характеризуется серьезными проблемами. Граждане не доверяют судебной власти, боятся правоохранительных органов. В обществе торжествует правовой нигилизм. Проблема реального реформирования судебно-правовой сферы по-прежнему актуальна.

«ЯБЛОКО» считает, что основной целью судебной реформы на сегодняшнем этапе должно быть построение такой правовой системы, которая обеспечивала бы защиту прав и законных интересов человека и гражданина, неприкосновенность и безопасность личности, защиту частной собственности и общественных интересов, гарантии от государственного произвола. Участвуя в работе над законопроектами в области судебно-правовой реформы, фракция «ЯБЛОКО» последовательно отстаивала следующие принципы:

• гуманность и гласность правосудия;
• защиту прав личности;
• состязательность и равноправие сторон в суде;
• справедливое и публичное разбирательство дела в разумные сроки;
• законность и обоснованность каждого постановленного судебного акта;
• максимальное подчинение судьи закону;
• организационное укрепление судебной системы;
• повышение финансирования судебной системы.

«ЯБЛОКО» разработало пакет из десяти ключевых законопроектов по судебно-правовой реформе. Эти предложения были переданы в декабре 2000 г. В.В. Путину. В связи с этим Президент РФ издал распоряжение о создании комиссии по вопросам судебной реформы из представителей Администрации Президента и представителей фракции «ЯБЛОКО» под руководством Заместителя Руководителя Администрации Президента РФ Д.Н. Козака.

Группа Д.Н. Козака и представители «ЯБЛОКА» пришли к единой точке зрения по следующим позициям, которые должны были найти отражение в реализации судебной реформы:

• значительно увеличить бюджетное финансирование судебной системы;
• существенно увеличить количественный состав судов;
• распространить на всю Россию суд присяжных;
• учредить в системе судов общей юрисдикции ювенальные суды (суды, рассматривающие дела, в которых одной из сторон является несовершеннолетний);
• законодательно закрепить и обеспечить реализацию конституционного положения о возможности применения ареста, заключения и содержания под стражей, проведения обыска только по решению суда;
• установить обязательное участие государственных обвинителей в рассмотрении всех уголовных дел, сняв обвинительную функцию с суда;
• выделить следственный аппарат из всех ведомств в самостоятельную структуру;
• обеспечить отбор кандидатов на должность судьи на конкурсной основе, объявление о конкурсе публиковать в печати;
• исключить из процедуры назначения судей обязательное согласование кандидатур с представительными органами субъектов РФ;
• ограничить максимальный возраст судей и др.

Большая часть предложений «ЯБЛОКА» была включена в пакет законопроектов по судебной реформе, внесенный в Государственную Думу Президентом РФ.

 

Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»

Федеральный конституционный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»

Федеральный конституционный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»

Инициатор – Президент РФ
Опубликованы 20 декабря 2001 г.

Принятые Государственной Думой законы, затрагивающие вопросы статуса судей, содержат следующие основные положения:

• исключено обязательное согласование с представительными органами субъектов РФ кандидатур при назначения судей;
• закреплена возможность привлечения судей к административной и дисциплинарной ответственности;
• установлено право Генерального прокурора принимать решение о возбуждении уголовного дела в отношении судьи на основании заключения судебной коллегии и с согласия квалификационной коллегии судей;
• установлены требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи;
• закреплен порядок назначения судей на должность, приостановления и прекращения их полномочий;
• установлен предельный возраст нахождения в должности судьи – 65 лет, судьи Конституционного Суда – 70 лет;
• установлено ограничение для пребывания в должности председателей судов.

Фракция «ЯБЛОКО» поддержала законопроекты, т.к. они направлены на омоложение кадрового состава судов и периодическую сменяемость руководства судов, а также исходя из того, что:

• независимость судей не должна вступать в противоречие с законом в случае противоправного поведения судьи;
• независимость судей гарантируется усложненной процедурой привлечения судьи к ответственности, исключающей возможность вмешательства в этот процесс других ветвей власти;
• независимость судей не должна исключать их ответственности за законность принятых ими решений.

В рамках судебно-правовой реформы Государственная Дума также рассмотрела и приняла ключевые процессуальные законы: Гражданский процессуальный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Арбитражно-процессуальный кодекс.


2003 © Москва, Яблоко
октябрь 2003г.

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Книги] [Законодательная деятельность] [Выборы]