[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Книги] [Законодательная деятельность] [Выборы]

Обложка

2003 год © Москва, ЭПИЦентр   

РАЗДЕЛ I. ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО И КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН

Инициативы «ЯБЛОКА» по реформе следственных органов

Судебная реформа

2003 © Москва, "Яблоко", октябрь  

 

Проект федерального закона «Об органах предварительного следствия в Российской Федерации»

Инициаторы – депутаты фракции «ЯБЛОКО»
И.Ю. Артемьев, С.В. Иваненко
Внесен в ГД 31 октября 2002 г.

В настоящее время предварительное следствие по уголовным делам производят следователи четырех ведомств: прокуратуры, органов безопасности, органов внутренних дел и налоговой полиции. Принадлежность следователей к любому из этих ведомств негативно сказывается на качестве предварительного следствия и на соблюдении прав граждан, так как следствие ведется с учетом интересов ведомства. Органы различных ведомств, выполняя возложенную на них функцию борьбы с преступностью, неизбежно вовлекают в решение этой задачи подчиненного им следователя. В результате принцип процессуальной самостоятельности следователя, закрепленный в процессуальном законодательстве, оказывается декларативным.

Фракция «ЯБЛОКО» считает необходимым создать Федеральную службу расследований, что позволит выделить предварительное следствие в самостоятельную отрасль государственной деятельности, не зависящую от задач и ведомственных интересов отдельных органов государственной власти, затруднит возникновение так называемых «заказных» уголовных дел, сведет к минимуму возможность необоснованного прекращения уголовных дел, что явится существенным шагом на пути устранения причин и условий, порождающих коррупцию и злоупотребления в правоохранительных органах. На это и направлен рассматриваемый законопроект.

В проекте закона предлагается выделить органы предварительного следствия в стране в самостоятельное ведомство – Федеральную службу расследований. Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов предварительного следствия, не входящих в единую систему Федеральной службы расследований Российской Федерации, не допускается.

С целью разграничения функций и ответственности органов предварительного следствия и оперативно-розыскных служб законопроект возлагает на органы внутренних дел регистрацию заявлений о криминальных происшествиях, а на органы Федеральной службы расследований – учет преступлений и лиц, их совершивших. Это разграничение позволит создать механизм, в значительной мере предотвращающий сокрытие преступлений от учета.

Согласно законопроекту на Федеральную службу расследований Российской Федерации и ее органы не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных настоящим федеральным законом.

Административный контроль за деятельностью следователя по расследованию преступлений сводится к минимуму. Начальники следственных управлений (отделов) утрачивают процессуальные полномочия по руководству следователями. Над следователем не должно быть иных начальников, кроме закона.

С целью усиления гарантий независимости следователей большое внимание в законопроекте уделено вопросам прохождения службы следователями, порядку их назначения на должность и освобождения от должности.

В связи с необходимостью проведения мероприятий по организации Федеральной службы расследований статьи предлагаемого закона о производстве расследования следователями Федеральной службы расследований должны вступать в силу через один год со дня вступления в силу остальной части закона.

Одновременно с рассмотренным проектом депутатами фракции внесены еще четыре законопроекта:

• о внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс;
• о внесении изменений в федеральный закон о прокуратуре;
• о внесении изменений в федеральный закон об органах безопасности;
• о внесении изменений в федеральный закон о налоговой полиции.

Эти проекты упраздняют следственные подразделения в тех органах, которые в настоящее время наделены полномочиями по производству предварительного следствия. Кроме того, необходимо привести в соответствие с указанными выше проектами федеральных законов и положения Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Проект закона о внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс предлагает заменить нормы о том, что предварительное следствие может производиться следователями прокуратуры, следователями органов федеральной службы безопасности, следователями органов внутренних дел Российской Федерации, следователями органов налоговой полиции на норму, согласно которой предварительное следствие по уголовным делам производится только следователями Федеральной службы расследований Российской Федерации.


2003 © Москва, Яблоко
октябрь 2003г.

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Книги] [Законодательная деятельность] [Выборы]