[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Книги] [Законодательная деятельность] [Выборы]

Обложка

2003 год © Москва, ЭПИЦентр   

РАЗДЕЛ I. ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО И КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН

Третий губернаторский срок

Реформа федеративных отношений

2003 © Москва, "Яблоко", октябрь  

Второй этап федеративной реформы (2001 год) был связан с так называемым вопросом о «третьем сроке», когда губернаторы получили возможность избираться на третий (а иногда – и четвертый) срок подряд. Это был своеобразный «откат» – компенсация губернаторам за потерю постов в Совете Федерации (см. раздел «Формирование Совета Федерации») и за усиление федерального контроля за их деятельностью.

 

Федеральный закон «О внесении изменения и дополнения в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в части уточнения применения пункта 5 статьи 18)

Инициаторы – депутаты ГД
Опубликован 14 февраля 2001 г.

Законодательством было установлено, что высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) не может избираться на указанную должность более двух сроков подряд. Рассматриваемый закон дополняет действующие нормы новым положением, согласно которому срок исполнения губернаторских полномочий, на момент которого вступил в действие закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (6 октября 1999 г.) учитываться не будет. Таким образом, губернаторы фактически получают право избираться на третий срок подряд.

Позиция фракции

Фракция «ЯБЛОКО» считает, что с правовой точки зрения проблемы не существует. Более того, предложенный закон противоречит логике Конституционного суда, который засчитал Б.Ельцину пребывание на посту главы государства в 1991–1996 годах в качестве первого президентского срока (несмотря на то, что он начался до принятия в 1993 году новой Конституции).

Фракция «ЯБЛОКО» рассматривает внесение в Государственную Думу данного законопроекта как попытку Администрации Президента «прощупать» отношение депутатов к перспективе продления на третий срок полномочий Президента РФ. Кроме того, Администрация проявила слабость, поддавшись давлению некоторых руководителей регионов, которые всеми способами пытаются гарантировать себе переизбрание и заявляют, что при любом законе будут баллотироваться на третий срок.

Все это свидетельствует о том, что созданные в 2000-м году новые механизмы федерального регулирования не действуют. Федеративная реформа фактически не состоялась, центр не может обеспечить эффективный контроль за действиями региональных властей и расписывается в собственном бессилии.

Кроме того, стиль внесения и принятия закона обнаруживает определенную тенденцию. Закон был пролоббирован Администрацией Президента (проект был внесен депутатами фракций «Единство», ОВР, «Народный депутат», «Регионы России»). Необходимое для принятия этого закона (в 1 чтении) число голосов в Государственной Думе было получено только с третьего переголосования, под грубым нажимом Администрации Президента. Как говорилось в заявлении фракции «ЯБЛОКО», подобный стиль взаимоотношений Администрации и Парламента становится привычным. И сам законопроект, и то, как он был принят, ряд предыдущих высказываний и действий высших должностных лиц дают основания для вывода о продолжающемся и усиливающемся уже более года наступлении на базовые принципы демократии – заявила фракция «ЯБЛОКО».

Фракция единогласно голосовала против закона во всех чтениях.

Итоги голосования фракций (в %) в третьем чтении

 

Яблоко

ОВР

СПС

КПРФ

Единство

ЛДПР

Рег. Рос.

Нар. деп.

Агр. груп.

"за"

0

93

3

1

100

100

77

76

2

"против"

100

0

79

92

0

0

2

10

93

 

 

Федеральный закон «О внесении изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в части изменения редакции статьи 30-1)

Инициатор – Б.Б.Надеждин
Принят ГД 4 июля 2001 г.
Отклонен Советом Федерации 20 июля 2001 г.

Принятый в январе 2001 г. закон, позволяющий губернаторам 69 регионов избираться на третий срок (см. выше), консервировал сложившуюся в регионах «феодальную» систему власти, нарушал принцип периодической сменяемости власти. В соответствии с этим законом на третий срок успел избраться, в частности, президент Татарстана Шаймиев. Фракции «ЯБЛОКО» и СПС выступали категорически против данного закона.

Депутат СПС Б. Надеждин уже в феврале 2001 г. внес проект закона, направленный на изменение сложившейся ситуации. Проект закона вводит норму, согласно которой право избираться на третий срок получали лишь руководители тех регионов, чьи Конституции не содержали ограничений по количеству сроков полномочий высшего должностного лица. По состоянию на 1999 год (на момент вступления в силу базового закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации») таких ограничений не было в законодательстве 9 субъектов Российской Федерации: Кабардино-Балкарии, Калмыкии, Коми, Татарстане, Ленинградской, Новгородской, Сахалинской и Тверской областей, городе Москве.

Фракция «ЯБЛОКО» единогласно поддержала законопроект, т.к. он существенно сокращал число губернаторов (с 69 до 9), имеющих право избираться на третий срок.

Итоги голосования фракций (в %) в третьем чтении

 

Яблоко

ОВР

СПС

КПРФ

Единство

ЛДПР

Рег. Рос.

Нар. деп.

Агр. груп.

"за"

100

93

95

93

2

67

11

15

98

"против"

0

7

0

1

4

0

18

37

0

Законопроект был принят Государственной Думой, но отклонен Советом Федерации. Государственная Дума не преодолела вето Совета Федерации. Однако Государственная Дума не смогла принять решение и о снятии закона с рассмотрения. Дважды (в декабре 2001 г. и ноябре 2002 г.) голосовалось Постановление о снятии закона с рассмотрения и ни разу не набирало необходимого числа голосов. В настоящий момент судьба закона до сих пор не решена.

9 июля 2002 года состоялось решение Конституционного Суда РФ по вопросу соответствия Конституции РФ положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», касающихся возможности избрания губернаторов на третий срок. Конституционный Суд признал, что эти нормы не противоречат Конституции. Установленное законом общее правило о возможности избираться только на два срока подряд было введено указанным законом и вступило в силу в октябре 1999 года. Поэтому, считает Конституционный Суд, «для субъектов Российской Федерации, законодательство которых на этот момент не содержало ограничения числа сроков избрания одного и того же лица на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), первым сроком из числа двух возможных для любого лица, в том числе для замещавшего на тот момент соответствующую должность, является срок, на который оно было избрано после 19 октября 1999 года; субъекты Российской Федерации, которые в порядке опережающего правового регулирования предусмотрели в своих конституциях и уставах не противоречащее названному общему принципу ограничение, вправе самостоятельно решить вопрос о том, как следует исчислять указанные сроки – продолжается ли исчисление, ранее установленное субъектом Российской Федерации, либо оно начинается после вступления в силу названного Федерального закона».

 

Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

Инициатор – Президент РФ
Опубликован 8 июля 2003 г.

Закон направлен на существенное реформирование федеративных отношений (см. о нем подробнее раздел «Перераспределение полномочий между уровнями власти»). Вместе с тем, закон в очередной раз изменил статью об определении количества сроков, на которые может избираться высшее должностное лицо субъекта РФ. В этот раз автор законодательной инициативы закрепил норму, практически дословно соответствующую решению Конституционного Суда РФ. Таким образом, в настоящий момент действует норма, позволяющая подавляющему числу губернаторов переизбираться на третий, а иногда и на четвертый сроки подряд.

Позиция фракции

В данном случае, даже если считать решение Конституционного Суда политическим, законодатель обязан подчиниться. Постановление Конституционного Суда РФ делает невозможным принятие федерального закона, каким либо иным способом регулирующего проблему «третьего срока».


2003 © Москва, Яблоко
октябрь 2003г.

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Книги] [Законодательная деятельность] [Выборы]