[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Книги] [Законодательная деятельность] [Выборы]

Обложка

2003 год © Москва, ЭПИЦентр   

РАЗДЕЛ I. ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО И КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН

Укрепление вертикали власти

Реформа местного самоуправления

2003 © Москва, "Яблоко", октябрь  

В мае 2000 г. Президентом РФ был внесен в Государственную Думу пакет федеральных законов, направленных на реформирование системы органов государственной власти и местного самоуправления, укрепление законодательных основ их деятельности. Инициативы Президента были вызваны, в частности, нарушениями органами местного самоуправления и их должностными лицами норм Конституции и федеральных законов.

 

Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Инициатор – Президент РФ
Опубликован 8 августа 2000 г.

Необходимость принятия закона связана с совершенствованием механизма ответственности органов местного самоуправления (МСУ) за нарушение законодательства и за игнорирование решений федеральных судов. Согласно этому закону полномочия главы МСУ могут быть прекращены, а представительный орган МСУ может быть распущен за нарушение законодательства и невыполнение связанных с этим судебных решений.

Кроме того Президент внес предложение отнести к ведению РФ регулирование особенностей организации МСУ в городах федерального значения, столицах и административных центрах субъектов РФ, закрытых военных городках и городах с численностью населения свыше 50 тысяч человек; исключить из числа территориальных муниципальных образований район (уезд).

Позиция фракции

Фракция «ЯБЛОКО» поддержала усилия Президента РФ, направленные на введение системы ответственности выборных должностных лиц и органов МСУ за неисполнение ими федеральных законов и судебных решений. Вместе с тем фракция отметила целый ряд недостатков законопроекта.

Самые большие опасения у «ЯБЛОКА» вызвали положения, не имеющие отношения к проблеме ответственности выборных должностных лиц, но при этом наносящие очевидный ущерб как системе МСУ в целом, так и правам граждан. Выведение из общих правил осуществления МСУ региональных центров и городов с населением более 50 тысяч жителей противоречит не только Конституции, но и здравому смыслу, так как режим «особых» правил будет распространен на более чем 2/3 населения РФ. Кроме того, совершенно невозможно определить, какие «особенности» отличают поселок с населением 51 тыс. жителей от поселка с населением 49 тыс. жителей.

Недоумение вызвало и предложение Президента исключить район (уезд) как территорию, на которой осуществляется МСУ. В настоящее время таких муниципальных образований насчитывается около 1,5 тысяч и существуют они в 66 субъектах РФ. Законопроект Президента ставит их в двусмысленное положение, так как с одной стороны лишает их законодательной базы, а с другой – не указывает никакого выхода из этой ситуации. При этом полностью игнорируется статья 131 Конституции РФ, согласно которой изменение границ муниципальных образований допускается лишь с учетом мнения проживающего в них населения.

Ключевым положением президентского проекта является процедура отрешения от должности выборных должностных лиц МСУ. Данная процедура, по мнению фракции, содержит ряд существенных изъянов.

В связи с названными недостатками проекта большинство фракции (75% ) не сочло возможным поддержать проект закона в первом чтении.

Большая работа была проделана фракцией при подготовке проекта ко второму чтению. Депутат С.С. Митрохин подготовил пакет поправок, призванный устранить вышеперечисленные недостатки и гарантировать стабильное развитие института МСУ в соответствии с Конституцией РФ.

В результате удалось добиться следующих принципиальных изменений:

• исключить положение об особенностях организации МСУ в городах с численностью населения свыше 50 тыс. человек;
• сохранения района (уезда) как территории, на которой осуществляется МСУ;
• введения нормы о вступлении в силу данного закона не с 1 января 2001 года, а со дня его официального опубликования (в противном случае органы МСУ еще в течении полугода принимали бы любые нормативные акты, не неся за это ответственности);
• введения нормы, согласно которой органы МСУ, главы муниципальных образований должны будут в течение шести месяцев устранить в своих нормативных правовых актах противоречия законодательству, если такие противоречия установлены судом;
• введения нормы, согласно которой граждане, чьи права были нарушены, вправе обжаловать в суде роспуск представительного органа МСУ или отрешение от должности главы муниципального образования в течение 10 дней с момента этих событий, а суды обязаны принять решение в течение 10 дней со дня подачи жалобы.

Главным достижением фракции при рассмотрении законопроекта во втором чтении было принятие поправки о том, что отстранять от должности руководителя местного самоуправления имеет право только Президент РФ, в то время как в первоначальном варианте закона этим правом обладали и губернаторы. Фракция настаивала на этом положении, опасаясь необоснованного давления губернаторов на мэров и считая, что Президент в таких вопросах будет более объективным. Однако вскоре Дума вернулась к рассмотрению этого вопроса, и это принципиальное положение было выхолощено новой поправкой, согласно которой губернаторам все же было оставлено право отстранения глав муниципальных образований, за исключением мэров столиц и административных центров субъектов РФ. В связи с этим фракция «ЯБЛОКО» не поддержала закон при голосовании по нему в третьем чтении.

Итоги голосования фракций (в %) в третьем чтении

 

Яблоко

ОВР

СПС

КПРФ

Единство

ЛДПР

Рег. Рос.

Нар. деп.

Агр. груп.

"за"

0

95,7

0

69,3

96,3

93,8

79,1

93,5

78,6

"против"

0

0

35,5

10,2

0

0

0

0

14,3


2003 © Москва, Яблоко
октябрь 2003г.

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Книги] [Законодательная деятельность] [Выборы]