[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Книги] [Законодательная деятельность] [Выборы]

Обложка

2003 год © Москва, ЭПИЦентр   

РАЗДЕЛ II. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Трудовое законодательство

2003 © Москва, "Яблоко", октябрь  

 

«Трудовой кодекс Российской Федерации» (согласованный вариант)

Инициаторы – депутаты ГД
Опубликован 31 декабря 2001 г.

В Думу было внесено семь проектов нового Трудового кодекса Российской Федерации. Один из проектов был внесен членом фракции «ЯБЛОКО», депутатом Государственной Думы первого и второго созывов А.Г. Головым. Так как было понятно, что ни один из них не пройдет, была создана рабочая группа по выработке согласованного проекта. Представитель фракции «ЯБЛОКО» принимал активное участие в работе комиссии и добился включения в подготовленный проект многих положений, отстаиваемых «ЯБЛОКОМ». Как и ожидалось, в первом чтении был принят согласованный вариант главного трудового закона.

Закон предусматривает наличие только одного коллективного договора в организации. При наличии нескольких представительных органов ими может быть создан единый орган. При отсутствии согласованного решения право на представительство получает наиболее представительный орган.

Предусматривается ответственность за нарушение условий коллективных договоров и соглашений обеих сторон социального партнерства.

Законодательно устанавливается, что минимальный размер оплаты труда не может быть ниже прожиточного минимума. Порядок и сроки введения размера минимальной заработной платы будут устанавливаться отдельным законом.

Предусматривается возможность приостановления работы в случае задержки выплаты заработной платы более чем на 15 дней.

Устанавливается материальная ответственность работодателя за задержку заработной платы в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации за каждый день просрочки. Депутаты фракции последовательно отстаивали эту норму. Еще в середине 1998 года по инициативе депутатов фракции А.Г.Голова и А.В.Кузнецова в Государственную Думу был внесен проект закона «О денежной компенсации работникам в связи с нарушением сроков выплаты заработной платы или сумм, причитающихся работнику при увольнении». Проект был отклонен Президентом РФ 30.12.1999 года и в дальнейшем снят с рассмотрения.

При невыполнении норм выработки по вине работодателя гарантируется не менее 2/3 среднего заработка. При невыполнении норм выработки по причинам, не зависящим от работодателя и работника, гарантируется не менее 2/3 тарифной ставки(оклада).

Закон предусматривает возможность заключения срочного трудового договора по большому перечню оснований по инициативе работника или работодателя.

Предусматривается возможность перевода на неполное рабочее время по инициативе работодателя без предупреждения за два месяца в случае возможного массового увольнения работников.

Вводится строжайший запрет на сбор персональных данных о работнике, не учтенных Трудовым законодательством.

Нормальная продолжительность рабочего времени в организациях не может превышать 40 часов в неделю.

Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов.

Сверхурочные работы не должны превышать 120 часов в год. Они допускаются с согласия работника и с учетом мнения представительного органа работников.

Совместительство оформляется по отдельному трудовому договору и ограничено 16 часами в неделю.

Работа в выходные и праздничные дни допускается с согласия работника при форс-мажоре, а в других случаях – с согласия работника и с учетом мнения представительного органа работников.

Допускается привлечение к сверхурочным работам, работам в выходные дни, направление в командировку женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет с их согласия, при этом они должны быть ознакомлены со своим правом на отказ.

Работникам предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней. За первый год работы в данной организации – по истечении шести месяцев.

Трудовой договор может быть расторгнут по инициативе работодателя в случае ликвидации организации или по сокращению штата, за уволенным работником должна сохраняться его средняя месячная зарплата на период трудоустройства, но не более 2 месяцев со дня увольнения. В случае, когда работник временно нетрудоспособен и находится на больничном или в отпуске, увольнение работника не допускается.

Кодекс содержит вопросы охраны труда, особенности регулирования труда различных категорий работников (женщин и лиц с семейными обязанностями; работников в возрасте до 18 лет; работающих по совместительству; работающих у работодателей – физических лиц; надомников; работников транспорта; педагогических и медицинских работников; работников религиозных организаций; работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; и др.).

Закон предусматривает также защиту трудовых прав работников, разрешение трудовых споров, а также ответственность за нарушение трудового законодательства.

Фракция «ЯБЛОКО» поддержала закон в первую очередь потому, что он вводит материальную ответственность работодателя за задержку зарплаты и фиксирует, что минимальный размер оплаты труда не может быть ниже прожиточного минимума.

Итоги голосования фракций (в %)

 

Яблоко

ОВР

СПС

КПРФ

Единство

ЛДПР

Рег. Рос.

Нар. деп.

Агр. груп.

"за"

94,1

100

94,4

3,60

97,6

100

76,6

86,2

0,0

"против"

0,0

0,0

0,0

94,0

0,0

0,0

10,6

5,2

97,7

 

 

Проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации (с целью устранения имеющихся противоречий и неточностей, исключения возможности неоднозначного толкования правовых норм)»

Инициаторы – депутаты ГД А.В. Селиванов, С.И. Неверов,
А.К. Исаев,, С.Н. Гвоздева, М.В. Емельянов и др.
Принят ГД в первом чтении 20 июня 2003 г.

Введение в действие нового Кодекса стало важным этапом реформирования законодательства о труде в условиях перехода к многоукладной экономике.

Однако Кодекс принимался в непростой обстановке. Его проект стал предметом острой политической борьбы, а порой просто использовался политическими противниками и как повод, и как инструмент взаимного давления. Одним из следствий этого явилось наличие в тексте Кодекса юридико-технических недостатков. Отдельные его положения допускают неоднозначное толкование, некоторые статьи недостаточно согласованы друг с другом. Не всегда последовательно соблюдается единообразие применяемых терминов. Наряду с дублированием отдельных положений в разных частях текста, имеются явные пробелы и т.д.

Вопрос о проблемах совершенствования трудового законодательства был рассмотрен 12 ноября 2002 года на парламентских слушаниях в Государственной Думе. Было принято решение о создании рабочей группы по подготовке единого проекта федерального закона о внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс.

В соответствии с предложениями фракций и депутатских групп в нее были включены представители всех депутатских объединений (от фракции «ЯБЛОКО» в работе принимал участие М.В. Емельянов).

Членами рабочей группы стали также представители сторон Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (Правительства, общероссийских объединений работодателей и профсоюзов), а также группа экспертов, специалистов в сфере трудового права и практики, представители министерств и ведомств, а также Верховного Суда.

В ходе подготовки законопроекта рабочей группой были рассмотрены 32 имеющихся в Думе проекта федерального закона, предполагающие изменения и дополнения в Трудовой кодекс, а также более восьмисот поправок и предложений, которые были внесены членами рабочей группы. При этом в текст законопроекта включены лишь те предложения, по которым выработаны согласованные мнения всех членов рабочей группы, представителей Правительства, работодателей и профсоюзов. В результате предложены изменения и дополнения в сто тридцать две статьи Трудового кодекса, а также дополнительно предложена одна новая статья («Государственная экспертиза условий труда»).

Итоги голосования фракций (в %)

 

Яблоко

ОВР

СПС

КПРФ

Единство

ЛДПР

Рег. Рос.

Нар. деп.

Агр. груп.

"за"

76,5

100

100

0

95,1

100

66

71,7

0

"против"

0

0

0

0

0

0

10,6

3,8

9,3

 

 

Федеральный закон «Об объединениях работодателей»

Инициаторы – депутаты ГД П.Б. Шелищ, И.Д. Грачев,
О.Г. Дмитриева, Б.Е. Немцов, М.В. Емельянов и др.
Опубликован 30 ноября 2002 г.

Закон носит рамочный характер. Он определяет порядок создания, принципы деятельности объединений работодателей, их права, обязанности и ответственность.

Закон содержит также права, обязанности и ответственность членов объединения работодателей.

Закон дает право работодателям без предварительного разрешения органов государственной власти, органов местного самоуправления на добровольной основе создавать объединения работодателей для представительства законных интересов и защиты прав своих членов в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления.

В законе определена организационно-правовая форма объединения работодателей как некоммерческой организации. Это самостоятельная форма некоммерческой организации.

Объединение работодателей несет ответственность за нарушение или невыполнение заключенных им соглашений.

Общероссийское объединение работодателей создается на добровольной основе общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми), региональными (межрегиональными) объединениями работодателей и осуществляет свою деятельность на территории более половины субъектов Российской Федерации.

Уставами общероссийских объединений работодателей может предусматриваться членство в них также работодателей.

Соглашения, заключенные объединением работодателей, обязательны для работодателей, состоящих членами этого объединения на момент заключения соглашения. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением.

Объединения работодателей, созданные до вступления в силу данного закона, должны в течение трех лет привести свои учредительные документы в соответствие с ним.

В работе над законопроектом принимал участие депутат фракции «ЯБЛОКО» М.В. Емельянов.

Фракция поддержала закон.

Итоги голосования фракций (в %)

 

Яблоко

ОВР

СПС

КПРФ

Единство

ЛДПР

Рег. Рос.

Нар. деп.

Агр. груп.

"за"

100

100

97

0

100

100

80,9

83,3

0

"против"

0

0

0

81,7

0

0

0

0

0


2003 © Москва, Яблоко
октябрь 2003г.

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Книги] [Законодательная деятельность] [Выборы]