[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Книги] [Законодательная деятельность] [Выборы]

Обложка

2003 год © Москва, ЭПИЦентр   

РАЗДЕЛ II. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Запрос в Конституционный Суд о несоответствии Конституции РФ размера выплачиваемых пособий

Социальная защита

2003 © Москва, "Яблоко", октябрь  

Для проведения в жизнь своей социальной политики «ЯБЛОКО» активно использует практику депутатских запросов в Конституционный Суд Российской Федерации. Признание Конституционным Судом определенных норм права не соответствующими Конституции Российской Федерации означает необходимость их изменения законодателем с целью приведения в соответствие с Конституцией, в частности с ее положениями о России как социальном государстве.

6 июня 2003 года по инициативе депутатов фракции «ЯБЛОКО» был направлен запрос, подписанный 116 депутатами, в Конституционный Суд РФ о соответствии Конституции Российской Федерации отдельных положений Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 24.11.1995 № 184-ФЗ, от 18.06.1996 № 76-ФЗ, от 24.11.1996 № 130-ФЗ, от 30.12.1996 № 162-ФЗ, от 21.07.1998 № 117-ФЗ, от 29.07.1998 № 134-ФЗ, от 17.07.1999 № 171-ФЗ, от 10.07.2000 № 93-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ, от 30.05.2001 № 66-ФЗ, от 30.05.2001 № 67-ФЗ, от 28.12.2001 № 181-ФЗ, от 25.07.2002 № 116-ФЗ).

Группа депутатов потребовала признать не соответствующими Конституции Российской Федерации установленные названным Федеральным законом размеры пособий:

• по беременности и родам 300 рублей – женщинам, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений и организаций, в течение двенадцати месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными (статья 8 Закона в ред. Федеральных законов от 07.08.2000 № 122-ФЗ, от 28.12.2001 № 181-ФЗ);
• по беременности и родам стипендии – женщинам, обучающимся с отрывом от производства в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования (статья 8 Закона);
• ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет – 500 рублей, независимо от числа детей, за которыми осуществляется уход (статья 15 Закона в ред. Федеральных законов от 24.11.1995 № 184-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ, от 28.12.2001 № 181-ФЗ);
• ежемесячного пособия на ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет – 70 рублей (на учащегося общеобразовательного учреждения – до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) (статья 17 Закона в ред. Федеральных законов от 29.07.1998 № 134-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ).

Согласно официальным данным, прожиточный минимум населения России в III квартале 2002 года составил 1817 рублей на одного человека в месяц, при этом – для трудоспособного человека – 1980 рублей на человека, для детей – 1799 рублей на человека.

Установленные обжалуемым Федеральным законом выплаты составляют 300 рублей, 500 рублей, 70 рублей, стипендию, то есть не обеспечивают в необходимых случаях даже прожиточный минимум социально незащищенного ребенка.

По мнению группы депутатов, установленные Законом размеры пособий не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее преамбуле, статьям 2, 7, 15, 17, 18, 38 (часть 1), 39 (часть 1), 55, а также Конвенции о правах ребенка, ее преамбуле (абзацы 1, 3, 4, 5, 11), статьям 2 (пункт 1), 3 (пункты 1,2), 6, 27 (пункты 1, 3).

В запросе последовательно изложена позиция депутатов, их аргументы и вывод – требование признать не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 2, 7, 15, 17, 18, 38 (часть 1), 39 (часть 1), 55 названные выше размеры пособий, установленные статьями 8, 15,17 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (в действующей редакции).

Представлять позицию группы депутатов в Конституционном суде уполномочен депутат Государственной Думы от фракции «ЯБЛОКО» Сергей Алексеевич Попов.

Подготовлен к внесению в Конституционный Суд РФ запрос от группы депутатов Государственной Думы о соответствии Федерального закона от 24.12.2002 г. № 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год» (с последующими изменениями и дополнениями) Конституции Российской Федерации. Вопрос поставлен о том, что федеральный бюджет принят без учета конституционного права детей-сирот на жилище: финансовых средств на реализацию этого права в 2003 году законом не предусмотрено ни по программе «Дети России», ни по программе «Жилище», ни по иным статьям бюджета. В результате после выхода из детских домов сироты оказываются бездомными, что нарушает их конституционные права на жилище и на жизнь.


2003 © Москва, Яблоко
октябрь 2003г.

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Книги] [Законодательная деятельность] [Выборы]