[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Книги] [Законодательная деятельность] [Выборы]

Обложка

2003 год © Москва, ЭПИЦентр   

РАЗДЕЛ III. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Глава 24. «Единый социальный налог (взнос)»

Федеральные налоги

2003 © Москва, "Яблоко", октябрь  

Единый социальный налог, заменивший взносы во внебюджетные фонды, создал принципиально новую ситуацию в финансировании механизма реализации конституционных прав граждан на пенсионное, социальное и медицинское обеспечение. Несмотря на незначительное количественное уменьшение налогового бремени, производного от уплаты взносов во внебюджетные фонды, – с 41,5% от фонда оплаты труда до 35,6%, законопроект содержит ряд принципиальных новаций.

Первое радикальное новшество касается самой процедуры уплаты налога: существовавшие ранее три вида взносов в социальные фонды (фонды пенсионный, занятости и медицинского страхования) объединены в один «социальный налог», который подлежит уплате на счет налоговой инспекции по месту регистрации организации. При этом уплачиваемый налог должен расщепляться на части, направляемые, соответственно, в каждый из внебюджетных фондов.

У такого решения есть несколько положительных сторон: во-первых, оно позволяет существенно сократить контрольные и расчетные функции отделений внебюджетных фондов, удешевив их работу для застрахованных, поскольку эти функции берет на себя налоговая инспекция; во-вторых, новый порядок уплаты упростит жизнь работодателям, уменьшит количество отчетных форм перед внебюджетными фондами, даст принципиальную возможность сократить количество проверяющих организаций, а также удешевит ведение учета.

При условии добросовестного исполнения налоговыми инспекциями своих обязательств перед отделениями внебюджетных фондов новый механизм взимания взносов следует признать серьезным улучшением ситуации.

Кодексом введена принципиально новая шкала обложения по данному виду налога: регрессионная, т.е. предусматривающая уменьшение ставки налога по мере роста налоговой базы (в общем случае – заработка работника, который ему начислил работодатель). Предусмотрена следующая регрессия: заработная плата до 100 тыс. рублей облагается налогом по ставке 35,6%, от 100 001 рублей до 300 000 рублей – по ставке 20%, от 300 001 рублей до 600 000 рублей – по ставке 10% и свыше 600 000 рублей – по ставке 2%.

В данном случае законодателем руководит уже знакомая нам идея стимулировать вывод заработной платы из теневого сектора экономики: регрессия налога должна этому способствовать. Предложение депутатов фракции «ЯБЛОКО» было еще радикальнее: освободить сверхвысокие доходы от данного вида налогообложения вообще.

Дополнения, внесенные в НК РФ, сформировали основы новой налоговой системы России. По словам депутата фракции, члена Комитета по бюджету и налогам ГД ФС РФ А.Ю. Михайлова: «У правительства не было четких представлений о налоговой реформе, которую оно хочет проводить, и во многом контуры её обрисовались во время обсуждения в парламенте. И если бы не решение депутатов о сохранении 1-процентного оборотного налога (на содержание автодорог, уплачивается в дорожный фонд), я мог бы поздравить Думу с тем, что она занимает гораздо более реформаторскую позицию и гораздо рещительнее настроена на реформы в экономике, чем правительство и президент вместе взятые».

Фракция «ЯБЛОКО» поддержала проект части второй НК РФ.

В 2002–2003 годах была продолжена работа фракции «ЯБЛОКО» над совершенствованием механизма исчисления и снижения ЕСН. Данная мера подробно обсуждалась во фракции, была предложена Правительству в концепции яблочного «Бюджета экономического роста» и после многочисленных обсуждений и согласований внесена в Государственную Думу. При прохождении законопроекта в число авторов были включены по их просьбе другие депутаты.

 

Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 241 Налогового кодекса Российской Федерации» (в части снижения размеров базовых налоговых ставок единого социального налога и изменения шкалы регрессии)

Инициаторы – депутаты ГД И.Ю. Артемьев, А.Д. Жуков,
М.М. Задорнов, С.В. Иваненко и др.
Принят ГД в первом чтении 6 июня 2003 г.

Законопроектом предусмотрен ряд мер по снижению налоговой нагрузки в части единого социального налога. Предлагается снизить размеры базовых налоговых ставок единого социального налога для различных категорий налогоплательщиков и изменить шкалу регрессии. В частности, для организаций, осуществляющих выплаты физическим лицам, предлагается установить следующую шкалу налоговых ставок:

• при величине выплат до 50 тыс. рублей в год – 30%;
• при величине выплат от 50 001 до 600 000 рублей в год – 15%;
• при величине выплат свыше 600 000 рублей в год – 5%.

Нормы законопроекта направлены на снижение эффективной налоговой ставки начиная с 1 января 2004 года.

Номинальное снижение величины налоговой базы приведет к сокращению эффективной ставки единого социального налога с 30% до 22–23%. С учетом превышения средней заработной платой предела в 5 000 рублей в месяц с января 2003 года снижение величины налоговой базы даст возможность воспользоваться регрессией ставки налога широкому кругу налогоплательщиков – работодателей из отраслей реального сектора экономики, в частности, обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства, для которых это совершенно недоступно при существующих условиях уплаты единого социального налога. Доступ к регрессии получат также организации бюджетной сферы.

Оценочно, пониженными ставками шкалы регрессии налога смогут воспользоваться более 55% налогоплательщиков.

Уплата единого социального налога по пониженным ставкам шкалы регрессии единого социального налога является действенным стимулом к легализации работодателями фонда оплаты труда. Такой способ легализации расчетов работника и работодателя будет успешно конкурировать с альтернативными (незаконными) способами осуществления расчетов между ними (выплатой заработной платы в форме нелегальных передач наличных денежных средств от работодателя работнику, или через безналичные расчеты за пределами таможенной территории Российской Федерации посредством перечисления работодателем безналичных денежных средств на банковские счета работников).

Предложенное снижение эффективной ставки единого социального налога не подрывает финансовые источники исполнения государством законодательных гарантий в области социального обеспечения населения, социального страхования работников и пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации.

В настоящее время при определении права на применение регрессии организации при исчислении показателя заработной платы в среднем на одного работника обязаны исключать из расчетов определенное количество наиболее высокооплачиваемых сотрудников. Данный порядок создает необоснованные препятствия для использования пониженных налоговых ставок и, как следствие, снижает стимулы к легализации реальных выплат работникам. Законопроектом предусмотрено также исключение нормы, устанавливающей дополнительные ограничения по применению регрессивной шкалы налогообложения.

Фракция «ЯБЛОКО» поддержала проект закона.

Итоги голосования фракций (в %) в первом чтении

 

Яблоко

ОВР

СПС

КПРФ

Единство

ЛДПР

Рег. Рос.

Нар. деп.

Агр. груп.

"за"

88,2

5,6

96,9

2,4

1,2

53,8

70,2

34

70,2

"против"

0

1,9

3,1

6

26,8

0

8,5

32,1

8,5


2003 © Москва, Яблоко
октябрь 2003г.

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Книги] [Законодательная деятельность] [Выборы]