[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Книги] [Законодательная деятельность] [Выборы]

Обложка

2003 год © Москва, ЭПИЦентр   

РАЗДЕЛ III. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Ввоз отработавшего топлива ядерных реакторов на территорию РФ

2003 © Москва, "Яблоко", октябрь  

Позиция фракции сводится к абсолютному запрету на ввоз из-за рубежа на территорию страны любых видов радиоактивных отходов, в том числе – отработавшего топлива ядерных реакторов.

 

Федеральный закон «О внесении дополнения в статью 50 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (в части ввоза облученных тепловыделяющих сборок на временное хранение и переработку)

Инициаторы – депутаты ГД и члены СФ
Опубликован 14 июля 2001 г.

Данная статья в действующей редакции содержит абсолютный запрет на ввоз в Россию в целях хранения и захоронения радиоактивных отходов из других стран, такую норму содержит её третий пункт: «Ввоз в целях хранения или захоронения радиоактивных отходов и материалов из других государств, затопление, отправка в целях захоронения в космическое пространство радиоактивных отходов и материалов запрещаются».

Авторы законодательной инициативы – депутаты Госдумы, а также члены Совета Федерации, предлагают дополнить статью пунктом, разрешающим ввоз из иностранного государства облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов на временное хранение и (или) переработку. Депутаты предлагают изъять из запретительного режима отдельный вид радиоактивных отходов (тепловыделяющие сборки) и, при соблюдении указанных в проекте закона условий, разрешить их ввоз в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Условия, предлагаемые депутатами, носят декларативный характер: по проекту ввоза должна быть проведена государственная экспертиза, обосновано снижение общего радиационного риска и повышение экологической безопасности, созданы административные и технические возможности для обращения с облученными сборками.

Если убрать в сторону декларативные пожелания инициаторов законопроекта, его существо сводится к следующему: разрешить ввозить в Россию в неограниченном количестве самый распространенный вид радиоактивных отходов и за плату складировать его на территории страны.

Депутаты фракции приняли решение о солидарном голосовании против проекта закона.

Проект закона был поддержан 319 депутатами. Итоги голосования приводятся в таблице.

Итоги голосования фракций (в %) в первом чтении

 

Яблоко

ОВР

СПС

КПРФ

Единство

ЛДПР

Рег. Рос.

Нар. деп.

Агр. груп.

"за"

0

82,2

3

76,7

92,9

86,7

72,7

83,9

73,2

"против"

68,4

0

24,2

2,3

4,8

13,3

2,3

8,1

2,4

Ко второму чтению законопроекта депутаты фракции «ЯБЛОКО» – С.С. Митрохин и И.Ю. Артемьев – внесли в текст законопроекта поправки. Авторы поправок предлагали полностью запретить хранение ввезенного из-за рубежа облученного ядерного топлива на территории России, отказаться от ввоза облученных тепловыделяющих сборок, и допустить ввоз исключительно ядерного топлива в целях переработки и немедленного вывоза отходов переработки в страну происхождения или в иную страну. Дополнительно, авторы поправок уточняют требование к экспертизе проекта ввоза облученного ядерного топлива: они требуют проведения государственной экологической экспертизы федерального уровня в соответствии с федеральным законом «Об экологической экспертизе». Закон, по мнению депутатов, должен вступать в силу не со дня его опубликования (как это предложено в проекте), но с момента вступления в силу положений федерального закона о бюджете, предусматривающих создание Целевого бюджетного фонда реабилитации радиационно-загрязненных регионов России.

 

Федеральный закон «О специальных экологических программах реабилитации радиационно-загрязненных регионов Российской Федерации, финансируемых за счет поступлений от внешнеторговых операций с облученным ядерным топливом».

Инициаторы – депутаты ГД и члены СФ
Оубликован 14 июля 2001 г.

Инициаторы законопроекта предлагали механизм использования средств, которые должны быть получены Российской Федерацией от ввоза на свою территорию тепловыделяющих сборок ядерных реакторов иностранных государств. Механизм выглядит следующим образом: часть полученных средств тратиться на программы реабилитации радиационно-загрязненных территорий страны, финансирование которых осуществляется из внебюджетного фонда, создаваемого под началом Министерства РФ по атомной энергии. Закон не содержит количественных параметров возможного финансирования программ, статуса создаваемого фонда, не решает вопросов его подотчетности парламенту и отдает на откуп исполнительной власти решение всех вопросов, связанных с реализацией этой идеи.

Закон не содержит каких-либо гарантий целевого использования средств, которые могут быть получены Российской Федерацией от ввоза радиоактивных отходов на свою территорию.

Проект закона был поддержан 320 депутатами. Итоги голосования приводятся в таблице.

Итоги голосования фракций (в %) в первом чтении

 

Яблоко

ОВР

СПС

КПРФ

Единство

ЛДПР

Рег. Рос.

Нар. деп.

Агр. груп.

"за"

15,8

82,2

0

80,2

91,7

86,7

68,2

82,3

73,2

"против"

63,2

0

18,2

2,3

3,6

13,3

2,3

1,6

0

Ко второму чтению законопроекта депутаты фракции «ЯБЛОКО» – С.С. Митрохин и И.Ю. Артемьев – внесли ряд поправок, гарантирующих целевой характер использования средств Целевого бюджетного фонда реабилитации радиационно-загрязненных регионов РФ, а также определяющих точный механизм финансирования таких программ. Депутатами предлагалось консолидировать в бюджетном фонде все виды налоговых и неналоговых поступлений в бюджет, которые связаны с переработкой ввезенного облученного ядерного топлива, выделив их в Целевой бюджетный фонд реабилитации радиационно-загрязненных регионов РФ. Порядок и очередность финансирования программ реабилитации регионов должны определяться, по мнению депутатов, Правительством РФ по согласованию с регионами.

 

Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об использовании атомной энергии»

Инициаторы – депутаты ГД и члены СФ
Опубликован 14 июля 2001 г.

Законо определяет, что ввоз в Россию тепловыделяющих сборок ядерных реакторов может осуществляться на условиях лизинга. Порядок осуществления лизинга должен устанавливаться Правительством РФ. Справедливо заметить, что Правительству не удастся разработать такой порядок: в соответствии с Гражданским кодексом, ст. 666, предметом лизинга может быть только непотребляемая вещь, а сборки – потребляемые вещи, теряющие свои потребительские качества по мере использования (ведь лизинг – это финансовая аренда, т.е. выкуп в собственность арендатором предмета долгосрочного пользования – недвижимости, торгового оборудования, долгосрочных основных фондов и т.п., – и пока все платежи арендатором не уплачены, предмет лизинга является обеспечением его обязательств и может быть истребован лизингодателем, если арендатор нарушает свои обязанности по договору лизинга). Более того, в соответствии с ФЗ «Об использовании атомной энергии» все ядерные материалы находятся в федеральной собственности и не могут быть предметом гражданско-правовых сделок.

Экономическое содержание понятия «лизинг» и правовое регулирование данного вида правоотношений не позволяют их использовать в целях ввоза тепловыделяющих сборок ядерных реакторов.

Проект закона был поддержан 318 депутатами. Итоги голосования приводятся в таблице.

Итоги голосования фракций (в %) в первом чтении

 

Яблоко

ОВР

СПС

КПРФ

Единство

ЛДПР

Рег. Рос.

Нар. деп.

Агр. груп.

"за"

15,8

80

6,1

74,4

91,7

86,7

70,5

82,3

73,2

"против"

63,2

0

12,1

2,3

4,8

13,3

2,3

8,1

0


2003 © Москва, Яблоко
октябрь 2003г.

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Книги] [Законодательная деятельность] [Выборы]