[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Книги] [Законодательная деятельность] [Выборы]

Обложка

2003 год © Москва, ЭПИЦентр   

РАЗДЕЛ III. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Оборот земли

2003 © Москва, "Яблоко", октябрь  

Позиция и результаты голосования фракции по проектам законов, регулирующих оборот земель, основана на признании следующих приоритетов:

• земля должна быть вовлечена в рыночный оборот как полноценный экономический ресурс, что должно сделать собственность на землю доступной для эффективного фермерского хозяйства, а также для собственников приватизированных предприятий;
• оборот земли не должен опосредоваться многоступенчатой административной процедурой выдачи разрешений, согласований, экспертиз и проч.;
• все технические вопросы, связанные с оборотом земельных участков (выделение участков, их оценка, кадастровый учет и проч.) должны решаться на основе ясных, определенных в федеральном законе процедур;
• передача государственных и муниципальных земель в частную собственность должна осуществляться на конкурсной основе, с учетом интересов муниципалитетов и граждан.

 

«Земельный кодекс Российской Федерации»

Инициатор – Правительство РФ
Опубликован 30 октября 2001 г.

Законопроект призван стать правовым инструментом решения политических проблем в сфере земельных правоотношений. Именно в этой роли он состоялся, поскольку не только декларирует реализацию конституционных (а также определенных и в действующих федеральных законах) прав граждан и организаций на владение землей на праве частной собственности, но и определяет административно-бюрократическую процедуру передачи (продажи) государственных и муниципальных земель в частную собственность. Кодекс содержит не только процедуру такой передачи (продажи), но и исчерпывающий перечень ограничений на передачу государственных и муниципальных земель в частную собственность. Следует признать революционным такое положение статьи 15 Кодекса: «Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в частную собственность граждан и юридических лиц, если в федеральном законе нет запрета на их приватизацию». Кодекс дает право гражданину или организации обжаловать в суде отказ в приватизации земельного участка.

Несмотря на несовершенство и уязвимость для критики многих административно-бюрократических процедур, предусмотренных Кодексом, фракция поддержала его принятие как первый действительно публичный шаг на пути приватизации земли, как способ остановить раздачу земель чиновниками угодным покупателям без должного контроля со стороны государства и общественности.

 

Федеральный закон «О разграничении государственной собственности на землю»

Инициатор – Правительство РФ
Опубликован 20 июля 2001 г.

Закон устанавливает порядок разграничения собственности на землю между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями. Закон определяет, что право собственности на земельные участки у указанных лиц возникает с момента государственной регистрации такого права и устанавливает основания внесения земельных участков в перечни, содержащие соответственно наименования земельных участков, право собственности на которые возникает у Российской Федерации, субъекта РФ и муниципального образования. Закон определяет административную процедуру, в соответствии с которой должно осуществляться разграничение, т.е. разнесение земельных участков по трем перечням: специально уполномоченный орган исполнительной власти по имущественным отношениям подготавливает согласованные с субъектами РФ и органами местного самоуправления перечни земельных участков, перечни утверждаются Правительством РФ, сведения о земельных участках, указанные в утвержденных перечнях, вносятся в документы государственного земельного кадастра.

Выбирая позицию для голосования, фракция исходила из того, что цивилизованный оборот прав на земельные участки немыслим без начального закрепления прав собственности на них. Принятие законопроекта должно способствовать устранению почвы для имущественных споров между РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями, создать условия для точного определения имущественных прав указанных лиц, что даст возможность установить степень бюджетной самостоятельности субъектов РФ и муниципальных образований.

Фракция поддержала проект закона.

 

«О землеустройстве»

Инициатор – Правительство РФ
Опубликован 20 июня 2001 г.

Закон «О землеустройстве» призван определить порядок проведения работ по инвентаризации, оценке земель и межевании земельных участков в целях закрепления и защиты прав и законных интересов правообладателей земельных участков. Землеустройство – основа рынка земли и рынка недвижимости как более широкого понятия – не является однократным актом, но постоянно сопровождает оборот земельных участков, документально фиксируя натуральные показатели владений.

Закон не дает ясного представления о правах и обязанностях участников землеустроения, не содержит подробного и точного определения землеустроительной документации (без которой невозможно говорить о закреплении прав собственности на землю и иные объекты недвижимости), наполнен не относящимися к существу предмета регулирования подробностями и отдает в компетенцию исполнительной власти РФ и субъектов РФ решение практически всех значимых вопросов, связанных с землеустройством.

Фракция не поддержала проект закона.


2003 © Москва, Яблоко
октябрь 2003г.

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Книги] [Законодательная деятельность] [Выборы]