[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Книги] [Законодательная деятельность] [Выборы]

Обложка

2003 год © Москва, ЭПИЦентр   

РАЗДЕЛ IV. ОБОРОНА, БЕЗОПАСНОСТЬ, МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ

Международные договоры и соглашения

2003 © Москва, "Яблоко", октябрь  

 

Федеральный закон «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о статусе и условиях пребывания российской военной базы на территории Республики Таджикистан».

Инициатор – Президент РФ
Опубликован 28 марта 2001 г.

Договор заключается сроком на 10 лет.

Договор укрепляет основу пребывания на территории Республики Таджикистан российской военной базы, определяет ее статус, порядок повседневной деятельности воинских формирований, а также повышает социальную защищенность военнослужащих Российской Федерации, проходящих службу в составе базы, и членов их семей.

201 мотострелковая дивизия Вооруженных Сил РФ находилась на территории Таджикистана еще при существовании Советского Союза. В 1992 году она вошла в состав Коллективных миротворческих сил СНГ и способствовала прекращению междуусобной войны между правительственными силами Таджикистана и силами оппозиции. После заключения мира между ними и создания практически коалиционного правительства руководство Таджикистана обратилось к Правительству РФ с предложением о создании на основе 201 мотострелковой дивизии российской военной базы.

Итоги голосования фракций (в %)

 

Яблоко

ОВР

СПС

КПРФ

Единство

ЛДПР

Рег. Рос.

Нар. деп.

Агр. груп.

"за"

94,7

89,1

69,7

91,8

92,9

21,4

82,2

82,3

85,7

"против"

0

0

0

0

0

0

0

0

0

 

 

Федеральный закон «О ратификации Договора по открытому небу»

Инициатор – Президент РФ
Опубликован 29 мая 2001 г.

Договор по отрытому небу был подписан Российской Федерацией 24 марта 1992 года в Хельсинки. Договор подписали 27 государств Европы и Америки (США и Канада). Всего ратифицировали Договор 25 стран-участниц, в том числе США, Великобритания, Германия, Франция, Испания, Канада. Вступление Договора в силу зависит только от ратификации его Россией.

Цели Договора – содействие большей открытости и транспарентности в военной деятельности, а также упрочение безопасности через меры укрепления доверия, дальнейшее развитие и укрепление мира на основе сотрудничества.

Договор предоставляет право государствам-участникам совершать облеты территорий друг друга для наблюдения за опасной военной деятельностью в рамках обязательств, принятых сторонами на себя в ОБСЕ. Он регламентирует практическую деятельность миссий при проведении наблюдательных полетов, определяет механизм контроля за соблюдением требований Договора, содержит требования к самолету, составу и техническим возможностям аппаратуры наблюдения, предусматривает наблюдение с воздуха всей территории государств-участников.

Договор является международным соглашением в области сокращения и ограничения вооружений, разоружения. Выделяемые на него финансовые средства направляются на создание технических средств двойного назначения, а также на развитие инфраструктуры аэродромов и авиационной техники.

В условиях расширения НАТО на восток ратификация Договора позволит обеспечить России существенное увеличение возможностей по контролю за обязательствами альянса не размещать на территории новых членов дополнительных боевых сил на постоянной основе.

На первом этапе дополнительных средств на реализацию Договора не потребуется. На втором этапе потребуется создание авиационных систем наблюдения и обработки материалов с необходимым объемом финансирования до 2006 года в объеме 1,8 млрд рублей.

Во внешнеполитической области ратификация Договора продемонстрирует мировому сообществу стремление России к предотвращению конфронтации и миру.

Фракция «ЯБЛОКО» поддержала ратификацию Договора по открытому небу по следующим причинам:

1. Реализация Договора будет способствовать большей открытости и транспарентности в военной деятельности, упрочению безопасности и мер доверия между государствами-участниками.

2. Возможность осуществлять наблюдение за странами – членами НАТО в условиях расширения этой организации на восток и необходимости увеличения возможности контроля за количественными показателями военных группировок во вновь принимаемых странах.

3. Учитывая оборонительный характер нашей военной доктрины, Российская Федерация приобретает возможность контролировать в других странах – членах НАТО – намерения и приготовления, направленные против России и ее союзников.

4. Впервые в истории взаимоотношений со США открывается возможность контроля их территории с воздуха различными техническими средствами. Территория России подвергается такому контролю уже несколько лет в рамках реализации Договора по ограничению обычных вооружений и вооруженных сил в Европе (до Урала).

Голосование по принятию проекта федерального закона «О ратификации Договора по открытому небу» проходило в закрытом режиме. Фракция «ЯБЛОКО» поддержала ратификацию Договора.

 

Федеральный закон «О ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний»

Инициатор – Президент РФ
Опубликован 31 мая 2000 г.

Реализация Договора осуществляется на основе следующего:

1) поддержание боевой готовности, надежности и безопасности ядерного арсенала Российской Федерации на уровне, обеспечивающем национальную безопасность Российской Федерации;

2) поддержание федеральных ядерных центров, предприятий и организаций, входящих в ядерный оружейный комплекс Российской Федерации, и реализация программ в области теоретических и прикладных исследований и технологических разработок в целях обеспечения необходимого научно-технического и производственного потенциала в области ядерного оружия, экспериментально-испытательной базы, уровня квалификации ученых, конструкторов, рабочих, служащих и других специалистов, занятых в ядерном оружейном комплексе Российской Федерации, а также уровня их социальной защищенности;

3) сохранение и развитие ядерных оружейных технологий на всех стадиях разработки и производства ядерных зарядов и ядерных боеприпасов, модернизация технической базы ядерного оружейного комплекса Российской Федерации;

4) поддержание базового потенциала для возможного возобновления испытательной ядерной деятельности в случае выхода Российской Федерации из Договора; поддержание в готовности к полномасштабным испытаниям Центрального полигона Российской Федерации и адаптация его к проведению не запрещенных Договором работ по ядерным зарядам и боеприпасам;

5) совершенствование возможностей национальной системы контроля за ядерными испытаниями за рубежом;

6) дальнейшее совершенствование информационно-аналитических средств, в том числе разведывательных, для обеспечения получения надежных и своевременных сведений о ядерных арсеналах, возможных скрытых разработках ядерных вооружений или иной имеющей значение для целей ядерного оружия деятельности других стран;

7) гарантированное и приоритетное финансирование государственных программ по поддержанию ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, совершенствованию национальной системы контроля за ядерными испытаниями за рубежом, а также других работ и мероприятий, связанных с реализацией Договора, включая создание и обеспечение функционирования российского сегмента Глобальной системы связи по Договору и Национального центра данных.

Фракция «ЯБЛОКО» поддержала ратификацию этого Договора.

Законопроект рассматривался в закрытом режиме.

 

Федеральный закон «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сокращении стратегических наступательных потенциалов»

Инициатор – Президент РФ
Опубликован 10 июня 2003 г.

После направления Президентом РФ в Государственную Думу проекта федерального закона «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сокращении стратегических наступательных потенциалов» в парламенте была создана рабочая группа при комитетах по международным делам и по обороне, состоящая из депутатов Государственной Думы (в нее вошли депутаты Государственной Думы от фракции «ЯБЛОКО» А.Г. Арбатов и В.П. Лукин) и представителей заинтересованных министерств и ведомств.

Рабочая группа разработала новый текст законопроекта и попросила Совет Государственной Думы направить его Президенту РФ в качестве предложения для возможного последующего внесения в Государственную Думу с одновременным отзывом ранее направленного законопроекта.

В сопроводительном письме на имя Президента РФ говорится, что предложенный законопроект не вторгается в суть положений Договора и не выдвигает каких-либо дополнительных условий для другой Стороны по вступлению Договора в силу, как это имело место в законе о ратификации Договора СНВ-2. В документе отмечается, что концепцией законопроекта является консолидация действий исполнительной и законодательной власти Российской Федерации в выборе такой стратегии реализации положений Договора СНП, которая на всем периоде его действия в максимально возможной степени обеспечила бы решение задачи ядерного сдерживания, а также заложила основы новых договоров в этой области.

Статья 1 представленного законопроекта устанавливает сам факт ратификации Договора СНП.

Статья 2 определяет, что реализация Договора осуществляется на основе следующего:

1) поддержание потенциала СЯС РФ, необходимого для обеспечения национальной безопасности России, в том числе с учетом динамики развертывания ПРО США;

2) поддержание боеготовности СЯС РФ при любом развитии стратегической обстановки, сохранение и развитие необходимых лабораторно-технической базы и производственных мощностей;

3) приоритетное финансирование СЯС РФ, мероприятий по сохранению и развитию необходимых лабораторно-технической базы и производственных мощностей, а также работ по безопасной утилизации и ликвидации стратегических наступательных вооружений и выполнению Договора о СНП и Договора СНВ-1;

4) сокращение попадающих под действие Договора о СНП стратегических наступательных вооружений (СНВ) РФ при сохранении их в боевом составе в течение максимально возможного срока их эксплуатации;

5) обеспечение безопасных условий эксплуатации, хранения, ликвидации и утилизации СНВ РФ;

6) эффективное использование, совершенствование и развитие системы контроля и мер доверия, установленных Договором СНВ-1, в том числе национальных технических средств контроля РФ за соблюдением США Договора о СНП и Договора СНВ-1, мер обеспечения доверия, открытости и предсказуемости при сокращении СНП наряду с другими возможными дополнительными мерами.

Статья 3 определяет функциональные обязанности по реализации Договора о СНП исполнительной и законодательной власти РФ.

1. Президент РФ:

1) определяет основные направления государственной политики в области развития СЯС РФ и ядерного разоружения с учетом выполнения мероприятий по реализации Договора о СНП;

2) в течении трех месяцев после вступления в силу Договора о СНП направляет в палаты Федерального собрания РФ основные параметры программы развития СЯС РФ;

3) определяет основные направления международной деятельности в области СНВ и ПРО в целях укрепления стратегической стабильности и обеспечения национальной безопасности РФ.

2. Правительство РФ:

1) обеспечивает в соответствии с федеральными законами и Государственной программой вооружения и основными показателями государственного оборонного заказа на соответствующий финансовый год финансирование мероприятий, предусмотренных пунктом 3) статьи 2;

2) после вступления в силу Договора о СНП ежегодно не позднее 31 марта направляет в палаты Федерального Собрания РФ информационный доклад о ходе выполнения Договора о СНП по следующим вопросам:

• выполнение Россией и США обязательств по Договору о СНП и Договору СНВ-1;
• развертывание другими государствами систем ПРО и возможные угрозы национальной безопасности РФ в случае размещения оружия в космосе;
• развитие диалога между Россией с США в области СНВ, а также новые заключенные международные договоры РФ, связанные с исполнением Договора о СНП (с направлением официальных договоров);
• финансовое обеспечение мероприятий по поддержанию потенциала СЯС РФ, их боевой готовности и результаты выполнения указанных мероприятий;
• состояние и возможности лабораторно-технической базы и производственных мощностей;
• ход ликвидации и утилизации выведенных из боевого состава СНВ РФ, состояние финансирования мероприятий по выполнению Договора о СНП и Договора СНВ-1, в том числе использование международного технического содействия;
• экологическая обстановка в местах хранения, ликвидация и утилизации СНВ, прежде всего ядерных боезарядов и ракетного топлива.

3. Палаты Федерального Собрания, каждая в рамках своих полномочий:

1) при ежегодном рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год участвуют в принятии (одобрении) решений о финансировании НИОКР в области СНВ, закупки СНВ, строительства (ремонта, модернизации) основных объектов базирования СЯС РФ, а также работ по безопасной ликвидации и утилизации СНВ и мероприятий по выполнению Договора о СНП и Договора СНВ-1;

2) участвуют в разработке федеральных законов, Государственной программы вооружения и основных показателей государственного оборонного заказа на соответствующий финансовый год, принимают (одобряют) федеральные законы, необходимые для поддержания СЯС на уровне, необходимом для обеспечения национальной безопасности РФ, а также для выполнения мероприятий в области сокращения ядерных вооружений, в том числе предусматривающих возможность использования сокращаемых компонентов СЯС и их инфраструктуры в интересах развития отечественной экономики;

3) рассматривает ежегодный доклад Правительства РФ о ходе выполнения Договора о СНП и Договора СНВ-1;

Статья 4 предусматривает право выхода (в соответствии со статей IV Договора о СНП) из него при возникновении исключительных обстоятельств, ставящих под угрозу высшие интересы Российской Федерации. К таким обстоятельствам могут относится: существенное нарушение другой стороной обязательств по Договору; развертывание другим государством или группой государств системы ПРО, способной снизить эффективность СЯС РФ; наращивание другим государством или группой государств СНВ либо принятие ими решений в области военного строительства, которые могут создать угрозу высшим интересам Российской Федерации.

При указанных обстоятельствах Президент РФ:

1) принимает политические, дипломатические и иные меры по устранению исключительных обстоятельств или нейтрализации их последствий;

2) обеспечивает проведение срочных консультаций с палатами Федерального Собрания РФ с учетом результатов таких консультаций принимает решения, касающиеся Договора о СНП и Договора СНВ-1, с внесением в палаты при необходимости предложений, предусмотренных Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации».

Депутат Государственной Думы от фракции «ЯБЛОКО» А.Г. Арбатов при подготовке законопроекта в рабочей группе внес поправку, которая гласила, что при осуществлении приоритетного финансирования СЯС главным из них является ускоренное оснащение стратегических ядерных сил Российской Федерации ракетными комплексами «Тополь-М».

Эта поправка была вызвана тем обстоятельством, что этот ракетный комплекс разработан и испытан уже после распада Советского Союза и только на предприятиях Российской Федерации. Это обстоятельство позволит проводить его дальнейшую модернизацию, в том числе и создание ракетного комплекса с РГЧ.

Однако поправка А.Г. Арбатова не была принята и не вошла в текст законопроекта.

Депутаты Государственной Думы от фракции «ЯБЛОКО» А.Г. Арбатов и В.П. Лукин при подготовке законопроекта в рабочей группе внесли поправку, направленную на то, чтобы реализация Договора осуществлялась на основе эффективного использования мер контроля за сокращениями СНП в условиях, оговоренных Договором о СНВ, который реализуется в настоящее время и позволяет иметь достоверную информацию о ликвидации и утилизации стратегических наступательных вооружений.

Фракция «ЯБЛОКО» поддержала ратификацию Договора.

Итоги голосования фракций (в %)

 

Яблоко

ОВР

СПС

КПРФ

Единство

ЛДПР

Рег. Рос.

Нар. деп.

Агр. груп.

"за"

100

96,2

100

0

98,8

92,3

83,0

100

2,3

"против"

0

0

0

100

0

0

12,8

0

97,7


2003 © Москва, Яблоко
октябрь 2003г.

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Книги] [Законодательная деятельность] [Выборы]