[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости]  [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Программа партии "Яблоко" 2003-2005 гг.] [Книги]

Москва, ЭПИЦентр 2003 год   

Эффективность
государственного аппарата

2003 (C) Москва, "Яблоко", сентябрь 2003г.   

Неэффективность современного российского государственного аппарата объясняется тем, что его место, роль и функции четко не определены, что его обратная связь с обществом является слабой. Все «реформы», направленные на повышение эффективности работы госаппарата, выливались в его бесчисленные реорганизации, которые приводили лишь к дальнейшему раздуванию штатов и парализации едва успевшей наладиться работы государственных учреждений. В результате в нашей стране до сих пор не преодолен «феодальный» способ организации общества, когда власть является крупнейшим и единственным способом получения богатства.

Направленная на повышение эффективности работы государственного аппарата реформа должна поэтому иметь стратегической целью жесткое и окончательное разделение бизнеса и власти.

Для этого необходимо:

1. Четко определить функции и задачи государственного аппарата в целом и каждого министерства и ведомства в частности, а именно:

  • ликвидировать дублирующие функции министерств и ведомств, начиная с дублирования функций Правительства и Администрации Президента;
  • установить структуру и максимальную численность каждого министерства, ведомства и подразделения в административном аппарате;
  • создать систему административных регламентов с закреплением сфер ответственности, сроков и порядка принятия решений, сроков прохождения документов, установлением порядка их визирования, исключающего продавливание решений «сверху»;
  • сократить число вопросов, решаемых чиновниками, провести их жесткую законодательную регламентацию.

2. Повысить открытость, ответственность чиновников перед обществом:

  • сократить численность чиновников, повысить их ответственность и заинтересованность в государственной службе;
  • ввести принципиально новую систему оплаты и стимулирования труда чиновников, основанную на 15-летнем контракте и соответствующем вознаграждении и гарантиях в случае безупречной работы;
  • ввести систему проверки соответствия доходов и расходов должностных лиц по аналогии с проверкой Центризбиркомом декларации о доходах и имуществе;
  • установить, что ответ чиновника на любой запрос должен содержать норму закона, регулирующую, почему данная просьба может или не может быть выполнена;
  • публиковать в СМИ и в сети Интернет подробный отчет каждого министерства и ведомства о проделанной работе, выполненных запросах, израсходованных средствах (в т.ч. указывать зарплату для каждой категории госслужащих);
  • установить процедуры парламентского контроля путем предоставления подробной информации о работе каждого ведомства в «профильные» комитеты Государственной Думы;
  • сократить возможности скрытых форм оплаты, установить зависимость зарплаты депутатов и высших чиновников от средней зарплаты по стране.

3. Исключить практику бесконкурсного решения вопросов чиновниками (госзаказы, госзакупки, госинвестиции, выдача лицензий и т.п.), в т.ч.:

  • провести ревизию государственного имущества;
  • запретить коммерческое использование (сдачу в аренду) недвижимости, занимаемой госучреждениями;
  • запретить создавать коммерческие организации на основе использования государственной недвижимости и иного имущества;
  • ликвидировать практику аренды помещений одним ведомством у другого;
  • установить специальные нормативы для использования помещений госслужащими каждой категории в квадратных метрах;
  • излишки недвижимости выставить на торги и продать.

4. Обеспечить безусловное выполнение установленной законом обязательной конкурсности при замещении государственных должностей.

5. Заменить все льготы (бесплатный проезд на транспорте, оплата коммунальных услуг) государственным служащим соответствующими денежными выплатами.

6. Ввести систему четких и стабильных гарантий государственным служащим, особенно низшего и среднего звена:

  • четко и недвусмысленно определить, что работающий на государственной службе является госслужащим (отказаться от сегодняшней формулировки «работники, замещающие государственные должности», позволяющей лишать служащих предусмотренных законом гарантий);
  • прекратить практику ведомственных инструкций и распоряжений, ухудшающих положение госслужащих и лишающих их гарантий, в т.ч. задним числом; законодательно прописать все гарантии для каждой категории госслужащих;
  • создать четкий и ясный механизм увольнений, ввести закрытый перечень случаев, при которых возможно заключение срочного трудового договора;
  • сократить разрыв в уровне оплаты труда высшего звена госслужащих и остальных;
  • создать стабильную систему повышенных пенсий и пенсионных гарантий госслужащим: определить порядок предоставления государственных пенсий для всех, кто работал на госслужбе любой срок (а не 15 лет; при меньшем стаже работы в статусе госслужащего предоставлять соответствующую долю от государственной пенсии);
  • создать четкий механизм продвижения по службе для госслужащих.

Политическая стабильность
Оглавление
Искоренение коррупции


2003 (C) Москва, Яблоко
сентябрь 2003г.

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости]  [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Программа партии "Яблоко" 2003-2005 гг.] [Книги]