[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости]  [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Программа партии "Яблоко" 2003-2005 гг.] [Книги]

Москва, ЭПИЦентр 2003 год   

Продолжение налоговой реформы

2003 (C) Москва, "Яблоко", сентябрь 2003г.   

«ЯБЛОКО» с самого начала своей деятельности выступало за создание стабильной и предсказуемой налоговой системы, за ее оптимизацию, снижение налогового бремени, упрощение налоговой отчетности. В отличие от других политических сил, мы предлагали налоговую программу, отличавшуюся глубиной проработки, значительная часть которой сегодня реализована. Это касается:

• введения единой ставки подоходного налога в 13% и системы вычетов из его базы на образование, здравоохранение и получение жилья;
• замены взносов в социальные фонды единым социальным налогом с регрессивной шкалой;
• снижения налога на прибыль до 24% и либерализации состава затрат;
• сокращения и ликвидации неэффективных оборотных налогов, не учитывающих прибыльность;
• ликвидации значительной части неоправданных налоговых льгот, позволявших уходить от налогов;
• повышения акцизов на предметы роскоши, сигареты, алкоголь.

Предпринятые шаги способствовали выходу части экономики из «тени», повышению доходов бюджета. К сожалению, снижение налогов проводилось без увязки с другими рычагами экономической политики, без повышения эффективности госсектора. Граждане должны ясно и четко представлять, на что идут их налоги. Без этого можно снижать налоги и в 5, и в 10 раз – платить их никто не будет. Поэтому до сих пор значительная часть экономики по-прежнему находится в «тени».

Мы определяем стратегическую цель предлагаемой налоговой политики – оптимизация и выравнивание условий налогообложения. Результатом будут легализация теневой деятельности и рост налоговых поступлений. Оптимальный уровень совокупных налоговых изъятий – 33–37% валового продукта (среднее между европейским и американским уровнем). Мы определяем этот уровень на основе следующих противоречий:

1. Между вытеснением частных инвестиций за счет налоговых изъятий и улучшением инвестиционного климата, которое обеспечивается государственными расходами на социальную и экономическую инфраструктуру, образование рабочей силы.

2. Между недоверием российских граждан к государству, приводящим к нежеланию платить налоги, и сильными патерналистскими традициями в обществе, потребностью в государственной заботе о гражданах, в решении проблем за счет государства.

3. Между неэффективным и непроизводительным расходованием средств российским Правительством и наличием в России объективной необходимости в повышенных государственных расходах на защиту протяженных границ, поддержку инфраструктуры в отдаленных и северных районах.

Реформа должна базироваться на следующих принципах:

• минимальное число налогов и понятная для налогоплательщиков система их уплаты;
• инвестиционная ориентированность – увеличение вычетов для средств, направляемых на инвестиции, чтобы налоговая система стимулировала развитие производства;
• социальная ориентированность – расходы граждан на образование, медицину и другие социальные нужды сокращают соответствующие социальные расходы государства, поэтому справедливо введение для них налоговых вычетов;
• косвенное налогообложение на первом этапе – прямые и оборотные налоги должны быть сокращены, и только впоследствии, с ростом экономики и доходов населения, ведущую роль будут играть прямые налоги;
• высокая роль в налоговых доходах ресурсных платежей и доходов от природных ресурсов – природные богатства России должны служить всем, за этот счет можно снизить налогообложение производственной деятельности;
• международная конкурентоспособность – все страны мира конкурируют за привлечение инвесторов, и российская налоговая система должна быть благоприятной для размещения инвестиций.

Для продолжения налоговой системы мы предлагаем следующие конкретные меры:

1. Провести максимальную легализацию «теневых» оборотов. Снизить единый социальный налог с 35,6 до 21,6% для вывода зарплаты из «тени», облегчить переход на регрессивные ставки (20 и 10%). Отменить налог на рекламу, как плохо собираемый и способствующий уходу рекламного бизнеса в «тень». Отменить налог на покупку валюты. Исключить пластиковые карты из объекта налогообложения по налогу с продаж.

2. Обеспечить защиту прав налогоплательщика: упростить налоговые декларации, более четко прописать права граждан на налоговые вычеты, ввести пеню за задержки с возвратом экспортного НДС и невозврат переплаченных налогов после решения суда. Повысить вычет из базы по подоходному налогу на детей.

3. Снизить и оптимизировать налогообложение малого бизнеса:

• пересмотреть критерий отнесения предприятия к малому бизнесу – рассматривать исключительно оборот, а не численность занятых работников;
• распространить систему упрощенного налогообложения на все субъекты малого предпринимательства, установить ставку единого налога в 15% от дохода или 6% от выручки. Четко установить объект налогообложения единым налогом торговых, снабженческих и сбытовых организаций – совокупным доходом, а для предприятий иных сфер деятельности – валовую выручку;
• обеспечить добровольность перехода на единый налог на вмененный доход, дать право выбора между уплатой налога по результатам хозяйственной деятельности и уплатой путем единовременной оплаты стоимости патента. При переходе на уплату единого налога на вмененный доход отменить обязательное применение контрольно-кассовых машин, т.к. фискальный контроль при уплате вмененного налога не предусмотрен;
• изменить систему налогообложения для оптовой торговли и сферы услуг – ввести единый налог на оборот для услуг и на торговую наценку для оптовой торговли, установить процент отчислений в пределах 2–7% в зависимости от сферы и вида деятельности. Данная мера позволит повысить налоговые платежи от указанных видов деятельности, в настоящий момент легко уклоняющихся от налога на прибыль;
• упростить уплату НДС, поднять нижний предел уплаты НДС малыми предприятиями.

4. Ликвидировать практику двойного налогообложения: вычесть из базы НДС начисления на заработную плату (единый социальный налог не должен облагаться другими налогами), взносы в негосударственные пенсионные фонды не должны облагаться единым социальным налогом в части зачисления в Пенсионный фонд РФ. Убрать требование подачи отчетности по единому социальному налогу в каждый социальный фонд, помимо налоговых органов.

5. Обеспечить стимулирование налоговой системой инвестиций в производство – вернуть 50-процентную инвестиционную льготу. Провести дальнейшую либерализацию состава затрат по рекламе, научным работам, страхованию, повышению квалификации, образованию и профилактике заболеваний сотрудников и т.д. В то же время сократить лазейки для ухода от налогообложения по командировочным, представительским расходам и т.д.

6. Повысить роль налогообложения недвижимости: заменить три налога (на имущество физических, юридических лиц и на землю) единым налогом на недвижимость.

Установить высокий нижний предел необлагаемого минимума по налогу на имущество (садовые участки, жилплощадь в пределах социальной нормы и т.д.).

7. Повысить акцизы на табак, крепкие спиртные напитки и предметы роскоши, налоги на наследование и дарение, на игорный бизнес.

Обеспечение условий для инвестиций в производство
Оглавление
Прозрачность бюджетной политики


2003 (C) Москва, Яблоко
сентябрь 2003г.

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости]  [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Программа партии "Яблоко" 2003-2005 гг.] [Книги]