[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости]  [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Программа партии "Яблоко" 2003-2005 гг.] [Книги]

Москва, ЭПИЦентр 2003 год   

Антимонопольная политика

2003 (C) Москва, "Яблоко", сентябрь 2003г.   

Советская экономика отличалась крайне высокой степенью монополизации. Правительства правых радикалов в 1990-е гг. не только не проводили демонополизацию экономики, но и способствовали своими решениями усилению монополизма. Разрыв хозяйственных связей между регионами привел к появлению многочисленных локальных монополий. Грабительская приватизация привела к появлению олигархов, – крупнейший монополистический бизнес стал активно влиять на процесс принятия государственных решений и пресекать любые попытки пересмотреть их монопольное положение.

Демонополизация является комплексной народнохозяйственной задачей и должна включать согласованные действия в области приватизации и деприватизации, реформы естественных монополий и взвешенной внешнеэкономической политики. Но необходимо резко активизировать и самостоятельную антимонопольную политику, состоящую в применении определенных административных мер.

Для активизации антимонопольной политики мы предлагаем:

1. Повысить статус Министерства по антимонопольной политике, придать ему дополнительные контрольные функции, а также наделить его следственными полномочиями, что является общепринятым для антимонопольных органов в развитых странах. Обеспечить взаимодействие и обмен информацией МАП с Министерством по налогам и сборам, в том числе взаимодействие региональных органов этих министерств.

2. Разработать комплекс мер, применяемых к монополистам (сейчас государство, по сути, в состоянии только «назвать» предприятие монополистом, но не применить к нему какие-либо санкции). Они должны включать:

• ответственность за сговор на рынке – за установление цен и раздел рынка (территориальный, по объему продаж, по категориям продавцов и покупателей);
• ограничение определенных видов деятельности предприятия – таких, как создание препятствий для выхода на рынок новых участников, установление в хозяйственных договорах исключительных условий (завышение цены для одних и занижение для других продавцов или покупателей), недобросовестная конкуренция (распространение ложных сведений о конкурентах, обман покупателей, самовольное использование товарных знаков других фирм, нарушение коммерческой тайны);
• изменение необоснованно завышенной цены продукции монополиста;
• разделение одного предприятия на несколько (в т.ч. нельзя допускать, чтобы предварительное согласие антимонопольных органов на создание, слияние и ликвидацию предприятий давалось автоматически. Этот инструмент должен стать важным элементом политики создания конкурентной среды).

3. Ввести открытый реестр монополистов, отдельно выделив реестры локальных монополистов в каждом регионе. Ведение реестра монополистов должно означать повышенное «внимание» со стороны государства за основными аспектами их деятельности (ценообразование, инвестиции и финансовая политика, реорганизация и хозяйственные связи и др.). Занесение в список монополистов должно повлечь для предприятия процедуры, связанные с контролем над издержками и рентабельностью.

4. Переформулировать критерии отнесения предприятий к категории монополистов – перейти от критерия доминирования на товарных рынках к множественным критериям завышения цен, дискриминации покупателей и т.д.

5. Четко определить процедуру отнесения к категории монополистов торгово-посреднических организаций (торговая наценка, дискриминация и т.д.), которые часто являются большими монополистами, чем производственные компании.

6. Не допускать необоснованных слияний и поглощений, используя общепринятые индексы монополизации и концентрации в отрасли.

7. Задействовать возможности внешнеэкономического регулирования. Открытие внешних рынков и гибкое маневрирование таможенным режимом могут стать серьезным инструментом демонополизации и стимулом для конкуренции на внутреннем рынке.

8. Развивать и поощрять такие формы борьбы с монополиями, как судебные иски граждан.

Развитие конкуренции на рынке закупок для гос. нужд
Оглавление
Регулирование деятельности естественных монополий


2003 (C) Москва, Яблоко
сентябрь 2003г.

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости]  [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Программа партии "Яблоко" 2003-2005 гг.] [Книги]