[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости]  [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Программа партии "Яблоко" 2003-2005 гг.] [Книги]

Москва, ЭПИЦентр 2003 год   

Возрождение российской деревни

2003 (C) Москва, "Яблоко", сентябрь 2003г.   

Основными проблемами села являются удушающие налоги, занижение цен монополистами–перекупщиками сельхозпродукции, неразвитая инженерная и социальная инфраструктура, криминал. При том что доля успешных хозяйств у фермеров и в «коллективном секторе» в сегодняшней России приблизительно одинакова, под давлением аграрного лобби помощь оказывается только крупным хозяйствам. Значительная часть «земельных долей» сконцентрирована в руках ограниченного круга лиц, которые получают в свое распоряжение большие территории, но не могут рационально их использовать.

Стратегической целью является возрождение российской деревни, понимаемое как повышение производительности труда в сельском хозяйстве, решение социальных проблем села.

Для этого необходимо:

1. Пересмотреть систему льгот и преференций, установив равные для всех и прозрачные «правила игры» в агросекторе, – заменить списание долгов крупным бывшим колхозам и совхозам погашением долгов в натуральной форме – сырьем и продукцией по рыночным ценам, реструктуризацией долгов исправным плательщикам. Определять приоритетные сельские хозяйства не по величине обрабатываемых земель (что сегодня ведет к поддержке неэффективных хозяйств), а по финансовым результатам его деятельности. Необходимо также выстроить систему разумных льгот по импортным пошлинам на ввозимые технологии, технику и оборудование, племенной молодняк и высококачественный семенной материал, которые по определению распространятся на все хозяйства, а не только на «избранные».

2. Развивать систему гарантированных государственных закупок зерна и ряда других продовольственных товаров – эта система должна служить инструментом и косвенного регулирования цен, и поддержки агросектора.

3. Развивать специальные земельные банки, работающие исключительно с субъектами малого агробизнеса, которые смогут взять доступный кредит на покупку удобрений и сельхозтехники или взять ее в лизинг под поставки будущего урожая.

4. Создать систему государственных гарантий от невозврата долгов сельхозпроизводителями коммерческим банкам по форс-мажорным обстоятельствам (неурожай), развивать страхование урожая.

5. Обеспечить равный подход к защите прав собственности в городах и в сельской местности – сельские труженики должны иметь полноценные права собственности на землю, распоряжаться участками, получать под залог участка кредит.

6. Перейти от «земельных долей» к полноценным правам на земельные участки. Политика «земельных долей» себя не оправдала. Отношения собственности не только не прояснились, но, наоборот, оказались крайне запутанными. Латифундии, используемые не для производства, а для спекуляции землей, об опасности которых столько говорилось, сегодня реально создаются. Поэтому мы выступаем против правительственной политики «поддержки аккумулирования земельных долей и имущественных паев».

7. Принять закон об обороте сельскохозяйственных земель, который даст возможность сельским труженикам получать финансовые ресурсы на наиболее выгодных условиях.

8. Содействовать становлению товарного сельскохозяйственного производства. Современный деловой подход требует получения кредитов на финансовом рынке. Поэтому необходимо оказать помощь малому сельскому бизнесу в подготовке бизнес-проектов.

9. Содействовать сельскохозяйственной кооперации, которая не только ликвидирует разобщенность сельхозпроизводителей, но и поможет им в получении необходимых для производства товаров и услуг. Хозяйства, производящие товарную продукцию, смогут участвовать в кооперативах трех уровней:

– снабженческие и сбытовые кооперативы;
– объединения для переработки сельхозпродукции;
– специализированные предприятия финансовых и консультационных услуг, в т.ч. банки, организации по продвижению сельхозпродукции на экспорт.

10. Преодолеть с помощью кооперации производителей диктат монополистов-перекупщиков. Необходимо обеспечить баланс интересов производителей сельхозпродукции и тех, кто занимается его переработкой, хранением, реализацией. Для этой цели мы предлагаем стимулировать создание небольших оптовых предприятий. Необходимо использовать и российский опыт кооперации начала XX века и времен НЭПа.

11. Ввести единый местный налог на сельскохозяйственные земли, зависящий только от качества и месторасположения угодий. С собственников объектов, которые используются для отдыха и развлечений, должен взиматься обычный налог на недвижимость, основанный на рыночной стоимости объектов. Такой подход обеспечит нормальные условия сельского производства, позволит собирать средства для обеспечения местной инженерной и социальной инфраструктуры (он должен зачисляться в местный бюджет).

12. Уделить особое внимание социальной и инженерной инфраструктуре. Разработать специальные государственные программы для создания в сельской местности дорог местного значения, газо- и электроснабжения, связи. Особое внимание необходимо уделить социальной сфере села, которая в последнее десятилетие была брошена на произвол судьбы. Необходимо выделять средства на капитальный ремонт школ, больниц и других объектов социальной сферы на селе, укрупнить старшие и средние классы сельских школ, ввести систему «школьных автобусов». Ввести льготы и государственные стипендии сельской молодежи, поступающей в вузы.

13. Защитить сельхозпроизводителей от рэкета и коррумпированного чиновничества. Государство должно жестко бороться с «дежурными» у ворот элеваторов, диктующими производителям цены, и фирмами, которым «надо» продавать. Необходимо покончить с практикой ножниц цен на сельхозпродукцию, поставив перерабатывающие и закупочные организации под особый контроль антимонопольных органов.

Гражданский оборот земли
Оглавление
АКТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА


2003 (C) Москва, Яблоко
сентябрь 2003г.

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости]  [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Программа партии "Яблоко" 2003-2005 гг.] [Книги]