[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости]  [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Программа партии "Яблоко" 2003-2005 гг.] [Книги]

Москва, ЭПИЦентр 2003 год   

Укрепление позиций России в мире

2003 (C) Москва, "Яблоко", сентябрь 2003г.   

Внешняя политика – важный инструмент государственной политики. Стратегическая цель внешней политики – создание наиболее благоприятных условий для проведения внутренних реформ и устойчивого повышения уровня жизни наших граждан. Внешняя политика России должна быть:

– ориентированной на сотрудничество со всеми миролюбивыми государствами, приверженными соблюдению норм международного права и уважающими права собственных граждан;
– предсказуемой;
– основанной на прагматичном учете современных реалий;
– иметь высшей долгосрочной целью защиту интересов и прав гражданина РФ.

Мы считаем необходимым ускоренную интеграцию России в мировую экономику, а также считаем, что главная угроза России проистекает от неразрешенных внутренних проблем.

Для укрепления позиций России в мире необходимо решение следующих задач:

• реформа внешнеполитического механизма;
• уточнение внешнеполитических приоритетов.

Реформа внешнеполитического механизма

В принятых базовых документах («Концепция внешней политики РФ», «Концепция национальной безопасности РФ», «Военная доктрина РФ», «Доктрина информационной безопасности РФ») оценки потенциала России недостаточно реалистичны, практически обходится проблема выбора целей и направлений, которые стоят перед российской внешней политикой. А действия во внешнеполитической сфере часто расходятся с провозглашаемыми целями. Отсюда и ошибки, и нереализованные возможности. Поэтому мы предлагаем:

1. Принять закон о координирующей роли МИДа, где бы четко определялся круг органов (профильный комитет Государственной Думы, Совет Безопасности и т.д.), ответственных за выработку и проведение внешней политики, сфера их ответственности, механизм координации их деятельности.

2. Принять закон о статусе и полномочиях Совета Безопасности, в котором определить уровень его участия в проведении внешней политики.

3. Принять дальнейшие меры по обеспечению прозрачности внешней политики. При активном участии «ЯБЛОКА» уже был принят закон, позволяющий Парламенту активно влиять на порядок ратификации международных договоров. Кроме того, необходимы представление в Комитет ГД по международным делам всех текстов межправительственных соглашений, его предварительное ознакомление с содержанием важных внешнеполитических инициатив страны, особенно сопряженных с дополнительными расходами. Более тесное взаимодействие Комитета с МИДом позволит избежать нежелательных «экспромтов», затягивания с ратификацией важных документов (СНВ-2), присоединения страны к договорам, ущемляющим ее национальные интересы (Стамбульские соглашения).

4. Принимать на себя только такие международные обязательства, которые соответствуют нашим внутренним ресурсам.

Уточнение внешнеполитических приоритетов

Для обеспечения более эффективной внешней политики список внешнеполитических приоритетов должен быть сокращен, отразив следующие направления:

Европейский Союз – наш важнейший экономический партнер. Мы приветствуем расширение Европейского Союза и ставим целью возвращение России в «Большую Европу». Стратегической целью должно быть вступление России в ЕС. Россия может и должна участвовать в процессах европейской интеграции. В ее рамках бесконфликтной и взаимовыгодной будет интеграция России с Украиной и Белоруссией. Для этого мы предлагаем:

• предпринять усилия по гармонизации с ЕС своих стандартов и законодательства, что позволит решить многие проблемы, в том числе проблему развития Калининградской области в перспективе расширения ЕС;
• выдвигать инициативы и активно участвовать в построении новой системы Европейской безопасности, включающей предложенное «ЯБЛОКОМ» создание российско-европейской нестратегической системы ПРО;
• наращивать экономическое сотрудничество с ЕС, постепенно выводя его за рамки поставок в ЕС сырья и энергоносителей;
• отстаивать в объединенной Европе интересы российских производителей.

Для России принципиально важно полноценное участие в Совете Европы. Система международных конвенций СЕ и Европейский суд по правам человека являются механизмами защиты прав граждан России и стимулируют совершенствование российской правовой системы и ее интеграцию в европейскую правовую систему.

НАТО. Отношения между Россией и НАТО должны быть пересмотрены с обеих сторон. Стратегической целью должно быть последовательное создание механизмов равноправного участия России в принятии решений по вопросам европейской безопасности, а в перспективе – вхождение России в обновленный союз, который может быть создан путем реформирования НАТО (операция против Югославии показала, что НАТО может не считаться с основополагающими принципами международного права, игнорировать сотрудничество с Россией в рамках созданных институтов и даже положения собственного устава).

Отношения с НАТО не должны сводиться исключительно к противодействию расширению блока на Восток. Европейская безопасность не может быть эффективной без полного и равноправного участия крупнейшей европейской державы – Российской Федерации. Для расширения сотрудничества необходимо:

• Построить полномасштабное партнерство в сфере обеспечения безопасности Европейского континента, участниками которого будут все европейские страны. Должны быть выработаны методы урегулирования конфликтов и, вероятно, созданы коллективные силы быстрого реагирования.
• Проводить в отношении ведущих стран НАТО стратегию «вовлечения», используя механизмы в рамках Основополагающего акта и создавая новые. Необходимо добиваться превращения Совместного постоянного совета в механизм принятия решений по урегулированию конфликтов и миротворческим операциям, в которых Россия будет иметь такие же права, как все страны НАТО. Крайне важно сотрудничество в борьбе с международным терроризмом.
• Преодолеть негативные стереотипы восприятия друг друга, создать атмосферу доверия. Важными шагами в этом направлении могли бы стать значительно более глубокое сокращение обычных вооруженных сил в Европе, отказ от размещения тактического ядерного оружия в Центральной и Восточной Европе.

Стратегическое сотрудничество с НАТО возможно на равноправной основе и при признании права России преследовать свои важнейшие геополитические интересы.

США – важнейший партнер в поддержании стратегической стабильности. Исходя из этого, нам следует: сконцентрировать наши усилия на обсуждении вопросов, представляющих взаимный интерес: противодействие терроризму, борьба с распространением ядерных и ракетных технологий, космическое сотрудничество, борьба со СПИДом и торговлей наркотиками.

Китай – крупнейший партнер России на Дальнем Востоке, хорошие отношения с которым жизненно важны для России. Сотрудничество России с КНР имеет такие перспективы, которых у нашей страны нет на многих других направлениях внешней политики. В отношениях с крупнейшим южным соседом «ЯБЛОКО» исходит из того, что стратегический интерес для нашей страны – сохранение стабильности в Китае и продолжение его устойчивого развития. Кроме того, необходимо: совместное решение проблемы нелегальной иммиграции на российский Дальний Восток – здесь необходимо не столько усиление пограничного контроля, сколько создание стимулов для закрепления там российского населения.

Отношения с Китаем должны строиться на прочном экономическом фундаменте и не зависеть от отношений каждого из партнеров с третьими странами.

Гражданский контроль над спецслужбами
Оглавление
Российско-европейская система противоракетной обороны


2003 (C) Москва, Яблоко
сентябрь 2003г.

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости]  [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Программа партии "Яблоко" 2003-2005 гг.] [Книги]