[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости]  [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Программа партии "Яблоко" 2003-2005 гг.] [Книги]

Москва, ЭПИЦентр 2003 год   

Рациональное использование и охрана природных ресурсов

2003 (C) Москва, "Яблоко", сентябрь 2003г.   

Без принятия соответствующих мер даже значительные природные богатства России могут быть исчерпаны в кратчайшие сроки. Именно поэтому «ЯБЛОКО» участвовало в разработке таких законов, как Лесной кодекс, который регулирует правовой режим собственности, хозяйственного использования, воспроизводства и защиты лесов. А в 1999 г. по иску «ЯБЛОКА» Верховный Суд отменил 13 распоряжений Правительства, разрешающих вырубку «зеленых зон» вокруг крупных городов.

Актуальными задачами природоохранной политики являются: обеспечение эффективного разграничения полномочий и ответственности в области контроля за использованием и состоянием окружающей среды между федеральным Центром, регионами и муниципальными образованиями; ужесточение ответственности вплоть до уголовной за загрязнение окружающей среды и хищническое использование природных ресурсов; обеспечение защиты ненарушенных экосистем, в том числе используемых малочисленными народами для традиционного хозяйствования. Необходим также целый комплекс мер по рациональному использованию природных ресурсов. Для этого требуется:

1. Проводить охрану водных ресурсов, для чего необходимы:

• снижение водопотребления промышленными предприятиями за счет максимального использования оборотного и повторно-последовательного водоснабжения;
• изменение технологии полива в сельском хозяйстве;
• снижение потерь воды при транспортировке;
• изменение структуры потребления воды в жилищно-коммунальном хозяйстве: введение прогрессивной шкалы платежей за сверхнормативное потребление воды, повышение качества очистки сточных вод;
• усиление ответственности за загрязнение (особенно сверхнормативное) поверхностных и подземных вод; повышение качества очистки воды, используемой для питьевого водоснабжения;
• создание эффективной межведомственной службы береговой охраны;
• учет опасности загрязнения подземных вод при проектировании предприятий, объектов захоронения химических и радиоактивных отходов, военных баз. Известны случаи образования колоссальных подземных озер из ртути или керосина, в то время как загрязнение горизонтов подземных вод связано с существенными рисками: они выходят в поверхностные водозаборы, ими пользуется большое число россиян, их загрязнение может сохраняться веками.

2. Проводить охрану почвенных ресурсов, для чего необходимы:

• распространение техники, сводящей к минимуму вредное воздействие на почву;
• стимулирование сельскохозяйственных предприятий к предотвращению эрозии и деградации земель;
• повышение ответственности за экологически опасное использование приватизированных и арендуемых земель;
• разработка системы обязательств по рекультивации земель пользователями;
• поддержка экологически чистых форм ведения сельского хозяйства, сохраняющих естественное плодородие почв;
• развитие поле- и почвеннозащитного лесоразведения;
• концентрация создающегося производственного потенциала прежде всего на уже трансформированных землях, в районах с развитой инфраструктурой.

3. Проводить охрану лесных ресурсов:

• довести плату за пользование лесными ресурсами до уровня, обеспечивающего покрытие государственных расходов на управление, охрану, защиту и воспроизводство лесов;
• обеспечить жесткий контроль за использованием лесных ресурсов;
• отказаться от практики сплошных рубок леса, ужесточить санкции за незаконные вырубки и продажи леса;
• осуществлять лесовосстановительные работы с доведением их до объема, обеспечивающего сокращение непокрытых лесом земель и улучшение структуры лесного фонда;
• совершенствовать взаимодействие федеральных, региональных и местных органов власти и лесопользователей по обеспечению рационального и неистощительного использования, возобновления и охраны лесных ресурсов;
• поддерживать и увеличивать лесозащитные насаждения и лесовосстановления;
• финансировать мероприятия по предупреждению и ликвидации лесных пожаров;
• уделить особое внимание сохранению и рациональному использованию хвойных лесов, в первую очередь кедровых.

4. Обеспечивать охрану воздуха, являющегося ресурсом, от которого напрямую зависит здоровье людей, т.к. загрязняющие вещества из атмосферы попадают непосредственно в легкие человека, оседают на почве и водохранилищах с питьевой водой, образуют фотохимический смог, уничтожают леса. Для этого необходимо:

• развивать систему мониторинга атмосферных загрязнений;
• стимулировать снижение выбросов предприятий энергетики, черной и цветной металлургии, топливной промышленности – прежде всего кислотообразующих соединений, парниковых газов и газов – разрушителей озонового слоя;
• внедрять современные ресурсосберегающие технологии, позволяющие очищать топливо еще до сжигания; так, например, уголь содержит примеси ценных металлов, которые вместо использования в народном хозяйстве, попадая после сжигания в атмосферу и шламы на электростанциях, становятся загрязняющими веществами;
• создать и активно использовать механизмы зачета квот на выбросы парниковых газов для обеспечения инвестиций в экологизацию и модернизацию отечественного производства;
• разработать федеральную программу по экологизации автомобильного транспорта, в которой должны быть предусмотрены: выработка жестких требований к топливу и параметрам двигателя; реконструкция нефтеперерабатывающих заводов с целью улучшения качества бензина; стимулирование перехода на газ и метиловый спирт; установление контроля за качеством реализуемого бензина; повышение акцизов на некачественный и этилированный бензин;
• развивать дорожную сеть, т.к. снижение времени простоя автомобилей на холостом ходу и увеличение скорости движения снижает загрязнение воздуха автотранспортом.

5. Сохранять природное наследие и биологическое разнообразие: расширить финансирование системы особо охраняемых природных территорий – заповедников и национальных парков, создать условия для традиционного природопользования и ведения натурального хозяйства коренных народов;

• развивать систему управления и научного обеспечения особо охраняемых природных территорий;
• провести комплексную оценку экосистем страны, сохранять генетический ресурс – биологическое разнообразие видов, существование которых невозможно без сохранения условий обитания живых существ, экосистем, частью которых они являются;
• предоставить национальным паркам большую финансовую самостоятельность при усилении экологического контроля со стороны государства;
• провести ревизию памятников природы; пересмотреть существующее разделение особо охраняемых природных территорий под строгим контролем общественности и специалистов-экологов; необходимо сделать памятники природы действительно охраняемыми территориями;
• сделать национальными парками некоторые территории, популярные у туристов и находящиеся под сильным рекреационным давлением; введение разумной платы за посещение этих национальных парков позволит получать средства на их сохранение, вести учет посещаемости территорий, ограничивать излишнюю рекреационную нагрузку, развивать систему обеспечения туризма и в конечном счете сохранить эти национальные парки для будущих поколений;
• разработать и осуществить комплекс мер по сохранению и созданию условий существования диких животных на хозяйственно освоенных и урбанизированных территориях;
• ужесточить административную и уголовную ответственность за браконьерство.

Сохранение экологии и среды обитания человека
Оглавление
Радиационная безопасность


2003 (C) Москва, Яблоко
сентябрь 2003г.

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости]  [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Программа партии "Яблоко" 2003-2005 гг.] [Книги]