<= К предыдущей статье | В оглавление | К следующей статье =>

Яблоко России

"Яблоко России" № 7, 20 марта 1999 года

Ситуация

КТО НАЖИЛСЯ НА КРИЗИСЕ?

Недавно на суд общественности было представлено Заключение Временной комиссии Совета Федерации по расследованию причин, обстоятельств и последствий принятия решений Правительства и Центрального банка РФ от 17 августа 1998 года о реструктуризации государственных краткосрочных обязательств, девальвации обменного курса рубля, введении моратория на осуществление валютных операций капитального характера - документ, содержащий сенсационные факты и разоблачения.

Начнем с того, что решения от 17 августа принимались Сергеем Кириенко и Сергеем Дубининым от имени соответственно Правительства РФ и Центрального банка РФ при участии министра финансов РФ Михаила Задорнова и первого заместителя председателя Центробанка Сергея Алексашенко, а также Анатолия Чубайса и Егора Гайдара, приглашенных в качестве экспертов Председателем Правительства РФ. При этом не были проведены необходимые в таких случаях экономическая и юридическая экспертиза, анализ вероятных последствий; проекты решений не проходили согласования в соответствующих ведомствах, не обсуждались на заседаниях Правительства РФ и Совета директоров Центробанка. А. Чубайсом и С. Кириенко были грубо нарушены требования национальной безопасности в части раскрытия конфиденциальной информации заинтересованным иностранным организациям.

Безответственные решения государственных чиновников привели к разрушительным последствиям. Общая величина потерь банковской системы оценивается в 100-150 млрд. рублей. Урон для ВВП можно оценить в сумму свыше 300 млрд. рублей в текущих ценах. Консолидированный бюджет страны недобрал доходов на сумму не менее 50 млрд. рублей. Произошли разрушение инфраструктуры и декапитализация рынка ценных бумаг, обострилась угроза его перехода под контроль зарубежных структур.

Временная комиссия отмечает крайнюю неэффективность использованной технологии государственных заимствований для финансирования дефицита федерального бюджета. Согласно имеющимся данным, за все годы размещения государственных краткосрочных облигаций (ГКО) доходы от их размещения за минусом расходов на выплату процентов и погашение долга ¦ не превысили 30 млрд рублей. Следовательно, потенциальные потери государства от сооружения финансовой "пирамиды" ГКО-ОФЗ составили свыше 400 млрд. рублей в виде государственного долга.

Конъюнктура рынка ГКО-ОФЗ в решающей степени определялась Центральным банком РФ и Министерством финансов РФ, которые вместе с аффилированными с Центральным банком РФ коммерческими банками доминировали на рынке государственных ценных бумаг ¦ как со стороны продавцов, так и со стороны покупателей. Переоценка доходности ГКО-ОФЗ составляла, по экспертным оценкам, от трех до шести раз в разные периоды их размещения. Не исключена возможность сговора некоторых должностных лиц Минфина и Центробанка с отдельными участниками рынка в целях извлечения коммерческой выгоды в ущерб государственным интересам, а также иных способов злоупотребления служебным положением.

Хотя согласно Закону получение прибыли не является целью деятельности Банка России, парадоксальным образом важнейшим источником доходов Центробанка были прибыли, получаемые на спекуляциях с ГКО-ОФЗ, источником которых являлся федеральный бюджет. Чем больше Правительство РФ втягивалось в долговой кризис, тем выше становились доходы Центробанка. Так, в 1997 году его доходы по операциям с государственными ценными бумагами составили более 5,5 млрд. рублей, а в доход бюджета по итогам того же года было перечислено менее 1,4 млрд. рублей. При этом большая часть доходов списывалась на издержки, которые поддерживались на чрезмерно высоком уровне, громадные средства расходовались на содержание аппарата Центрального банка РФ. Среди причин наступления неплатежеспособности государства по своим обязательствам и принятия решений от 17 августа следует назвать поспешную и непродуманную либерализацию доступа иностранного капитала на внутренний рынок государственных ценных бумаг, принятие жестких односторонних обязательств России по дерегулированию движения иностранного капитала и фиксацию колебаний обменного курса рубля в пределах привязанного к доллару валютного коридора в условиях углубляющегося мирового финансового кризиса и при отсутствии внутренней макроэкономической стабилизации. До момента финансового краха сохранялась линия на поддержание открытыми каналов вывоза из России иностранного спекулятивного капитала. Эти решения свидетельствуют либо о некомпетентности руководителей Правительства РФ и Центробанка, отвечавших за эти вопросы, либо об их зависимости от влияния заинтересованных зарубежных финансовых организаций, настоявших на реализованной схеме либерализации рынка государственных обязательств для нерезидентов.

Следует отметить и немаловажную роль Международного валютного фонда, оказывавшего до последнего момента поддержку политике Правительства РФ по наращиванию долговых обязательств. В лице своих ответственных руководителей МВФ был заранее проинформирован о готовившихся решениях от 17 августа, но они не высказали возражений или сомнений в их целесообразности. Фундаментальной причиной финансового кризиса Временная комиссия называет крайнее несовершенство правового регулирования процесса подготовки и принятия государственных решений, изначально заложенное в Конституции РФ, недостатки Федеральных законов "О Правительстве Российской Федерации" и "О Центральном банке Российской Федерации". Пробелы законодательства и несовершенство системы разделения полномочий между ветвями власти ¦ это позволило лицам, действовавшим от имени Президента РФ, практически частным порядком реализовать ряд принципиальных государственных решений от 17 августа.

Усам ОЗДЕМИРОВ


<= К предыдущей статье | В оглавление | К следующей статье =>