<= К предыдущей статье | В оглавление | К следующей статье =>

Яблоко России

"Яблоко России" № 14 (48) 15 мая 1999 года

Ситуация

Куда польется тенгизская нефть

Торжественная церемония начала реализации "проекта века" - строительства крупного порта для транспортировки Каспийской нефти (проект Каспийского трубопроводного консорциума - КТК) - состоялась 12 мая в поселке Южная Озерейка около г. Новороссийска.

Испортить этот праздник попытались жители близлежащих сел и городов, экологические активисты, которые 12 мая организовали акцию протеста, чтобы публично выразить свое не согласие со строительством нового нефтяного порта в Южной Озерейке. Их акция не носила радикального характера: они развернули плакаты, раздавали листовки и собирали подписи.

КТК был создан в 1992 г. правительствами РФ, Казахстана и Омана с целью строительства 1500-километрового трубопровода для транспортировки сырой нефти от Тенгизского месторождения в Казахстане до терминала на российском побережье Черного моря. Первоначальная пропускная способность нефтепровода составит 28 млн. тонн нефти в год. Позднее ее планируется довести до 67 млн. (более 200 тыс. тонн в сутки). Большая часть капитала КТК принадлежит международным нефтедобывающим компаниям. В настоящее время, кроме государств-основателей, совладельцами КТК являются "Шеврон" (США), "ЛУКАРКО" (Россия-США), Роснефть-Шелл (Россия-Нидерланды), Мобил (США), Бритиш Газ (Великобритания) и др.

Почему "зеленые" против этого варианта проекта? КТК собирается построить в Южной Озерейке выносной плавучий терминал. По дну моря к нему пройдут три трубы, в каждой из которых будет находиться около четырех тысяч тонн нефти. Выносной причал будет построен в непосредственной близости от проектируемого биосферного заповедника "Утриш", на расстоянии 20 км от Новороссийска. Выбранное место выдается далеко в открытое море и ничем не защищено от опасных штормов и норд-оста, что значительно увеличивает вероятность аварий. <>Жители Новороссийска помнят, как в мае 1997 года в Цемесской бухте в результате разрыва нефтепровода в море вылилось более 800 тонн нефти. Последствия аварии ликвидировали в течение нескольких месяцев, пляжам близлежащих курортных городов Анапы и Геленджика был нанесен непоправимый ущерб. Но это произошло в бухте, а не в открытом море, где последствия любой аварии локализовать будет гораздо сложнее.

Тенгизская нефть известна своей агрессивностью и высоким содержанием сероводорода, ядовитого газа нервно-паралитического действия, который способен образовывать с воздухом взрывоопасную смесь. Долину речки Озерейки и земли в округе пересекает тектонический разлом, она находится в девятибалльной сейсмической зоне, в этом районе весьма вероятны землетрясения и смерчи.

Из пяти возможных вариантов проект в Южной Озерейки был выбран ввиду его дешевизны. Однако, вопреки заявлениям руководства КТК, проект прокладки трубопровода через Южную Озерейку является экономически нецелесообразным. Больше денег уйдет на ликвидацию последствий неизбежных больших и малых аварий, на выплаты компенсаций пострадавшим людям.

"Зеленые" считают, что логичнее разместить терминал в существующем порту, в Цемесской бухте, где легче локализовать возможную аварию.

Осуществление проекта КТК через Южную Озерейку противоречит действующему российскому и международному законодательству. Проектанты не провели сходы граждан в населенных пунктах по маршруту трубопровода, как того требует закон.

КТК полностью игнорирует мнение общественности. Последние общественные слушания по проекту, проведенные депутатами и лидерами общественных организаций города, однозначно высказались против строительства в Южной Озерейке. Было собрано несколько тысяч подписей в Новороссийске и несколько десятков подписей в Анапе. По Закону "Об экологической экспертизе" проекты таких масштабов, как КТК, при проектировании и строительстве должны быть рассмотрены референдумом.Согласно опросам общественного мнения, около 90% жителей Новороссийска против строительства нефтепровода близ Южной Озерейки и требуют проведения независимой общественной экологической экспертизы.

В качестве альтернативного варианта экологи предлагают провести его через мыс Шесхарис, через уже существующий терминал, который находится в ведении государства. Этот терминал эксплуатируется Черномортранснефтью, которая имеет реальный опыт, сложившуюся инфраструктуру и очистные сооружения. Логично строить нефтепровод, используя уже существующие мощности, а не осваивать территории, где еще сохранилась нетронутая природа и целесообразнее развивать туризм.

Экологи выступают с инициативой проведения общегородского референдума по вопросу о "выводе" трубопровода на Южную Озерейку. Требование о проведении референдума направлено депутатам городской Думы.

"В случае реализации этого варианта проекта пострадают не только местные жители, огромные убытки понесет весь курортный бизнес этой части Черноморского побережья, - говорит Валерий Тимощенко, руководитель киностудии "Акватория". - Пострадает природа уникального заказника Утриш -последние сухие субтропики с их обитателями. Пострадают все те, кто привык проводить свой отпуск на побережье Черного моря".

Татьяна ТРИБАТ, Центр экологического образования "Аква"
г. Новороссийск


<= К предыдущей статье | В оглавление | К следующей статье =>