Яблоко России

Учредитель: Объединение ЯБЛОКО
Газета зарегистрирована в Комитете РФ по печати. Рег.свидетельство № 015576
Гл. редактор С.М.Кочеров. Пишите: 117839, г.Москва, ГСП-7, ул.Обручева, д.34/63.
Звоните: тел. (095) 429-55-90, тел/факс (095) 429-71-00. E-mail: npaper@yabloko.ru
Индекс на подписку 27870


2 страница (2.pdf) --> 1 --> 3 --> 4 --> 5 --> 6 --> 7 --> 8 --> Содержание
"Яблоко России" № 16 (108) 22 апреля 2000 года

Перспектива влияния тех, кому дороги права человека, демократия, зависит от того, смогут ли они объединиться

ЗЕРКАЛО

  • Андрей Парнов. Российские тюрьмы грозят катастрофой всему Миру
  • Александр Шишлов: Мы готовы к широкому cотрудничеству. Беседу вел У.Оздемиров

    Оружие нового века

    Российские тюрьмы грозят катастрофой всему Миру

    В то время как нижняя палата парламента спешно пыталась принять в первых двух чтениях проект нового Административного кодекса, Общественный Центр содействия реформе уголовного правосудия пытался внушить депутатам мысль о необходимости разработки и введения законов, позволяющих сократить численность заключенных в тюрьмах и колониях до разумного уровня.

    Фото Сергея Гитмана

    Уже давно не является тайной то, что Россия до сих пор сохраняет мировое лидерство по относительному количеству заключенных: 750 на каждые сто тысяч жителей. При этом также известно, что условия, в которых содержатся узники российских застенок, весьма далеки от человеческих. И это наглядно демонстрировала выставка, развернувшаяся в фойе Государственной Думы в рамках народной акции "Остановить тюремный Чернобыль!".

    Аналогию с Чернобылем сотрудники Центра провели небезосновательно. Они справедливо утверждают, что российские тюрьмы и колонии сегодня представляют собой фабрики по производству новейшего "бактериологического оружия". Речь, как не трудно догадаться, идет о туберкулезе, который в местах лишения свободы разросся до эпидемических размеров. Причем это "оружие" не надо распылять или сбрасывать с бомбами. Узнать в толпе носителя смертоносной палочки Коха практически невозможно, а, следовательно, под угрозу ставится здоровье всех людей, независимо от того, по какую сторону колючей проволоки они находятся и даже в какой стране живут. И неспроста Всемирная организация здравоохранения ООН, объявив туберкулез главным инфекционным заболеванием XXI века, назвала Россию основным источником возникновения и распространения этой болезни.

    Организаторы акции считают, что борьбу с эпидемией в тюрьмах и колониях следует начать немедленно. Иначе к исходу первого десятилетия нового тысячелетия неизлечимой формой туберкулеза будет заражено более двух миллионов российских граждан. Для решения проблемы необходимо, прежде всего, реконструировать и отремонтировать около 90 процентов тюрем, в два раза увеличить расходы на содержание заключенных и создать нормальные условия для работы служащего персонала. Естественно, реализация этих мер требует огромных затрат, непосильных для бюджета страны сейчас и неоправданных в будущем. Поэтому гораздо разумней представляется постепенное сокращение численности тюремного населения.

    Федеральный закон "О внесении в некоторые законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений по вопросам уголовно-исполнительной системы", в случае его принятия, мог бы стать первым реальным шагом в решении проблемы. Однако подготовленный ещё в 1998 году, этот законопроект так и не рассматривался Государственной Думой. Не оказалось его и в рабочей программе законодателей на весеннюю сессию 2000 года.

    По мнению сотрудников Центра содействия реформе уголовного правосудия, большое сопротивление проекту закона оказывают МВД, Генпрокуратура и Верховный Суд России. Тем не менее, есть уверенность, что попытки лоббистов, действующих в интересах названных ведомств, завалить законопроект не увенчаются успехом. В первую очередь потому, что в его поддержку уже высказались подавляющее большинство членов Совета Федерации и Президент Владимир Путин.

    Андрей Парнов


    Александр ШИШЛОВ:
    Мы готовы к широкому cотрудничеству

    Александр Шишлов После того, как на президентских выборах определился легитимный глава государства, российское общество в лице политиков, экономистов, политологов стремится осознать новую ситуацию и перспективы общественного развития. На эти же темы мы решили побеседовать с Александром Владимировичем Шишловым, депутатом Государственной Думы, заместителем председателя Комитета по образованию и науке, членом делегации Федерального Собрания РФ в Парламентской Ассамблее Совета Европы. Александр Шишлов - председатель Санкт-Петербургского отделения объединения "Яблоко", член бюро Центрального Совета объединения "Яблоко".

    - Александр Владимирович, какими были Ваши первые ощущения в ночь выборов, когда стали известны предварительные результаты?

    - Честно говоря, не радостные. Хотя Григорий Явлинский вел предвыборную кампанию, на мой взгляд, очень удачно (чего я бы не сказал о работе предвыборного штаба), все же у меня не было иллюзий, что мы получим в Петербурге существенно более высокий результат, чем на парламентских выборах. Но надежда оставалась... И вот стали поступать звонки наблюдателей - Путин: 60 - 65 процентов, Явлинский: 10 - 12. Фактором, определившим выбор многих петербуржцев, было "петербургское происхождение" Путина. В результате в Петербурге за Явлинского проголосовали в процентах примерно столько же избирателей, что и за "Яблоко" на парламентских выборах. В абсолютных цифрах - на сорок тысяч больше, чем в декабре. Важно, что немало среди них тех, кто раньше никогда не голосовал ни за "Яблоко", ни за Явлинского. Знаю это точно - говорил со многими. И я думаю, что они сохранят интерес к "Яблоку" в будущем.

    - Они как-то объясняли мотивы, которые ими двигали?

    - Один мотив достаточно простой. Они не верят в то, что Путин может быть гарантом развития государства по либеральному пути, гарантом защиты прав человека. А после того, как "СПС" поддержал Путина, других серьезных либеральных сил кроме Явлинского и "Яблока" на горизонте не видно. Это и определило их выбор.

    26 марта я находился в Петербурге, и меня волновали не только президентские выборы, но еще и выборы в моем родном городе - у нас были повторные выборы по 210 округу в Госдуму (там в декабре против всех проголосовало больше, чем "за") и выборы муниципальных советов.

    В декабре в 210 округе лидировал наш кандидат Анатолий Голов, депутат Госдумы второго созыва, и мы очень надеялись, что он сможет выиграть на этот раз. Но, хотя число голосов, поданных за Голова, значительно увеличилось, он, к сожалению, проиграл. Соперник Голова - Константин Севенард, оказавшийся с минимальным отрывом на первом месте, вел кампанию с размахом, используя обман и манипулирование. Например, говорил, что добился принятия некоего закона о собственности, который якобы принес городу 2 миллиарда рублей - на самом деле этот закон даже не вступил в силу. Дезориентируя избирателей, он спекулировал мнимой поддержкой известных в городе людей - от губернатора Яковлева до его соперника на губернаторских выборах Болдырева (они даже опубликовали гневные опровержения). Был осуществлен трюк с созданием специальной общественной организации "За единство" и выпуском листовки типа "За Единство - наши кандидаты Путин и Севенард". Грязные технологии опять сработали...

    26 марта в Петербурге проходили выборы и в муниципальные советы. Эти выборы закончились ничем - почти везде победил кандидат "против всех". Я расцениваю это как полный провал муниципальной политики губернатора Яковлева. Суть этой политики была в том, что город был поделен на 111 мелких муниципалитетов, не имеющих реальных полномочий. Поэтому деятельность муниципальных советов людям была не видна и не понятна. О перевыборах муниципальных советов многие не знали. И когда на избирательных участках вкупе с бюллетенями по президентским выборам давали еще дополнительные бюллетени - реакция избирателей была вполне обоснованной. Одно лишь утешает - "яблочные" кандидаты получали, как правило, больше голосов, чем остальные.

    - Какими Вам видятся перспективы "Яблока" в рамках всего демократического движения России? Способны ли демократы противостоять попыткам консервации того режима, который у нас сложился?

    - На мой взгляд, после выборов сложилась тревожная ситуация, и мы не можем уверенно предсказывать, каким будет политическое будущее России, в каком направлении пойдет развитие страны. Но выборы показали совершенно ясно, что время мелких партий прошло. Кандидаты, которые шли после Явлинского, получили очень мало голосов. В президентских выборах по сути дела ни одна демократическая партия, кроме "Яблока", всерьез не участвовала. Перспектива влияния тех, кому дороги права человека, свобода прессы, демократия, зависит от того, смогут ли они объединиться, чтобы вместе отстаивать эти ценности. Думаю, что "Яблоко" должно сыграть очень важную роль в процессе этого объединения.

    В каких формах оно будет происходить, сейчас трудно говорить. Допускаю, что формы могут быть самыми разными. Для меня ясно одно: "Яблоко" должно занять более открытую позицию и быть готовым к широкому сотрудничеству, в том числе и коалиационному, с демократическими политическими партиями, с неправительственными организациями, составляющими фундамент зарождающегося гражданского общества, с отдельными политиками, готовыми работать в этом направлении. Потребность в объединении существует. Люди, которые думают, как дальше они будут жить в России, думают о будущем своих детей, не хотят уезжать, а хотят жить здесь, - они очень серьезно относятся к тому, чтобы их интересы были защищены.

    - Голосуя за Путина, общество основывалось на каких-то своих ожиданиях. Что может произойти дальше, когда Путин станет Президентом и единоличным правителем России? Что случится, если ожидания избирателей и политика Путина окажутся несовместимыми?

    - Я не хочу строить апокалиптические прогнозы. В жизни всегда есть место надежде, и то, что за Явлинского проголосовали более четырех миллионов избирателей - это и есть надежда на то, что страна может остаться на пути демократического развития в направлении той открытости, которая свойственна передовым европейским странам.

    Путин говорил в разных аудиториях о разном, главным образом о том, что люди хотели от него услышать. И он не давал конкретных обещаний и специально подчеркнул это в ночь после выборов. Поэтому, если у людей возникнут какие-то разочарования, они должны их обратить прежде всего на себя, потому что их никто не заставлял отдавать ему свои голоса. Альтернатива была. И голосовали мы не впервые.

    Вы не обращали внимание, что Путин в своих выступлениях (в частности, в ночь после голосования) очень часто употребляет слово "население"? Так вот, я думаю, что если Президент будет относиться к гражданам страны как к населению, то перспективы у нас весьма тревожные. Если же Президент научится видеть в людях не население, а граждан, тогда у нас появится шанс, что Россия может возродиться, стать страной, где жить будет удобно, безопасно и радостно, в конце концов. Впрочем, это относится не только к Президенту, но и к избирателям.

    - Насколько верным было бы проецирование общероссийской политической ситуации на Санкт-Петербург? Есть ли какие-либо шансы на губернаторских выборах у тех кандидатов, которые не имеют поддержки со стороны Центра?

    - История с губернаторскими выборами в Петербурге все больше напоминает фарс. Вначале - игры с переносом выборов, потом интриги с "кремлевскими кандидатами"... Проблема в том, что огромное число петербуржцев разочаровано деятельностью городской администрации в последние годы и ждет обновления, но не верит в возможность этого обновления. А как только начинает верить в кого-то, как в символ этого обновления - будь то Степашин или Матвиенко - этот символ исчезает. Но мы не дадим превратить эти выборы в фарс. И мы будем бороться за победу на выборах нашего кандидата - Игоря Артемьева.

    В городе сложилась очень тягостная атмосфера. Особенно ее чувствуют те, кто связан с бизнесом, с предпринимательством, потому что честный бизнес в городе вести очень трудно. Система распределения городских заказов носит закрытый характер, бюджетные деньги расходуются неэффективно. Губернатор занимается строительством Ледового дворца и осуществлением других помпезных проектов. Причем, почти во всех таких случаях вначале делаются заявления о том, что эти проекты не будут стоить городу ни копейки, а в результате приходится раскошеливаться именно горожанам. Огромные деньги буквально зарываются в землю - год за годом идет ремонт дорог, но почему-то дороги в городе все хуже. Отсутствует адресная социальная политика. Городские СМИ находятся под давлением властей.

    Сейчас мы ведем консультации с другими кандидатами, с другими политическими партиями. Для "Яблока" главная цель избирательной кампании - это кардинальное обновление приоритетов деятельности исполнительной власти, обращение ее в сторону реальных нужд города и горожан. И если в ходе консультаций все, кто заинтересован в смене этой власти, смогут договориться и поддержать единого кандидата, если люди увидят реальную альтернативу нынешнему главе города, то победа возможна. И я надеюсь, что единым кандидатом станет именно кандидат от "Яблока". Губернатор, избранный при поддержке широкого круга политических сил, должен будет сформировать коалиационное правительство, в которое войдут высокопрофессиональные представители этих движений.

    Беседовал Усам ОЗДЕМИРОВ