Яблоко России

Учредитель: Объединение ЯБЛОКО
Газета зарегистрирована в Комитете РФ по печати. Рег.свидетельство № 015576
Гл. редактор С.М.Кочеров. Пишите: 117839, г.Москва, ГСП-7, ул.Обручева, д.34/63.
Звоните: тел. (095) 429-55-90, тел/факс (095) 429-71-00. E-mail: npaper@yabloko.ru
Индекс на подписку 27870


5 страница (5.pdf) --> 1 --> 2 --> 3 --> 4 --> 6 --> 7 --> 8 --> Содержание
"Яблоко России" № 17 (109) 29 апреля 2000 года

ПЕРЕКРЕСТОК

  • Из-за аварии в Чернобыле погибло 300 тысяч человек
  • Александр Шишлов: Нам нужно образование, достойное XXI века. Беседу вел У.Оздемиров
  • У. Оздемиров. Наше государство повернуто не в ту сторону
  • С нашего сайта. Л.К. Узелок на память
  • Андрей Ильичев, г. Барнаул. Анатомия одной фальсификации
  • Из-за аварии в Чернобыле погибло 300 тысяч человек

    В результате аварии на Чернобыльской АЭС, произошедшей 14 лет назад, радиационному воздействию подверглось около 3 миллионов 200 тысяч человек. Загрязнению подверглись 30 процентов территории России, 23 процента территории Белоруссии, 18 процентов - Украины, 4,8 процента - Финляндии, 2,4 процента - Австрии.

    В ликвидации аварии приняли участие 860 тысяч человек. Всего за эти годы от лучевой болезни умерло почти 300 тысяч человек, из них - 55 тысяч из ведомства Сергея Шойгу. Еще 150 тысяч ликвидаторов стали инвалидами.

    Траурные митинги, посвященные 14-летию катастрофы на Чернобыльской АЭС, прошли 26 апреля не только в российских регионах, пострадавших от радиоактивного следа, но и на Украине, и в Белоруссии.

    Соб. инф.


    Александр ШИШЛОВ:
    НАМ НУЖНО ОБРАЗОВАНИЕ, ДОСТОЙНОЕ XXI ВЕКА

    Мировоззрение подрастающего поколения формируется в школах, вузах и других учебных заведениях. О воспитании нового человека, о проблемах образования размышляет депутат Госдумы, заместитель председателя Комитета по образованию и науке, председатель Санкт-Петербургского отделения Объединения "Яблоко" Александр Шишлов.

    - Одной из причин тех бед, которые свалились на Россию, можно, видимо, назвать особенности нашей культуры и образования. Не кажется ли Вам, что нужно принимать решительные меры по поддержке системы образования, а в более широком понимании - и просвещения?

    - "Яблоко" давно работает над этой проблемой, оно заявило, что образование является одним из наших приоритетов. Но заявить мало - о том же заявлено и на государственном уровне, скажем, в Законе об образовании, в Указе No 1 президента Ельцина. Проблема в том, что эти декларации не подкреплены реальными механизмами и финансовой базой. "Яблоко" разработало специальный законопроект об обеспечении конституционных прав граждан на образование, который направлен на то, чтобы создать работающий механизм, обеспечивающий права граждан на бесплатное образование, причем на образование, достойное XXI века. Над этим законом работали настоящие профессионалы и энтузиасты - Э.Днепров, А.Пинский, Е.Бунимович, С.Хурсевич и многие другие. В законе мы пытаемся решить несколько проблем. В нем устанавливается законодательная основа для определения стандартов образования, которое предоставляется государством бесплатно. Закрепляется система нормативного финансирования, которое привязано к расходам на одного ученика. И, самое главное - устанавливается система гарантированного бюджетного финансирования образования.

    Сложность здесь состоит в том, что большинство учреждений образования финансируется из местных бюджетов, которые в большинстве своем не имеют для этого достаточных средств. Поэтому мы предлагаем создать систему специальных бюджетных фондов, образуемых из закрепленных источников доходов, на всех трех уровнях бюджета: на федеральном, региональном и местном, для того чтобы через эту систему осуществлять перераспределение средств. Причем, если бюджет верхнего уровня предоставляет деньги бюджету нижнего уровня, то целевое расходование этих средств контролируется вышестоящим органом власти. Таким образом, исключается возможность нецелевого использования денег, поступающих из федерального бюджета через систему трансфертов в дотационные регионы, в угоду экономическим или политическим интересам региональных лидеров.

    Попутно, решая эти вопросы, мы предлагаем изменить систему оплаты труда работников образования и привести ее в соответствие с системой оплаты государственных и муниципальных служащих. На практике это приведет к существенному, почти двухкратному повышению заработной платы работников образования, причем без повышения учебной нагрузки. Этот законопроект сейчас внесен в Госдуму. В начале июня состоятся парламентские слушания. Мы знаем, что законопроект вызвал большой интерес у педагогической общественности (кстати, с текстом законопроекта можно ознакомиться на сайте "Яблока" в Интернете). Но также мы осознаем, что принятие этого закона будет очень непростой задачей, потому что он на самом деле радикально меняет систему финансирования, и конечно, у него найдется немало противников.

    - Вы осветили финансовые проблемы образования. Видите ли Вы еще проблемы системного характера? Нужно ли что-то менять в построении системы образования, перенимать что-то у западных школ? Насколько мы приспособлены к тому, чтобы готовить специалистов для рыночной экономики?

    - Во-первых, никаких проблем образования мы не решим, если оно будет таким же нищим, как сейчас. Поэтому мы и начали именно с этого. Но я должен сказать, что ныне действующий закон об образовании в Российской Федерации - очень прогрессивный. Он дает возможность вести обучение на современном уровне, допускает вариативное обучение, применение нешаблонных методов. Но существуют проблемы, требующие своего решения, например, в сфере управления образованием. Мы хотим, чтобы родители, общественность получили больше возможности влиять на то, что происходит в школе. Мы будем готовить соответствующие законодательные инициативы. Другая проблема связана с обеспечением учащихся бесплатными учебниками. Для ее решения тоже нужны изменения в законодательстве. По нашему мнению, нужно менять систему вступительных экзаменов и внедрять национальную систему тестирования. Существует еще ряд проблем, и мы будем их последовательно решать. Но, как нам кажется, в основе всего лежит все-таки финансирование. Без этого говорить о каких-то изменениях в сфере образования очень тяжело.

    Беседовал Усам ОЗДЕМИРОВ


    Наше государство повернуто не в ту сторону

    Свое мнение по поводу противоречивых тенденций в российской экономике и возможных рычагах государственного воздействия на нее высказал нашему корреспонденту академик, ректор Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Абел Аганбегян.

    Мы сейчас находимся на переломном этапе. С одной стороны, мы неожиданно получили довольно хорошие экономические показатели. Рост промышленного производства в 1-м квартале 2000 года составил 11,9 процента к 1-му кварталу 1999 года. Инфляция за 1 квартал оказалась ниже, чем намечалась. Поэтому Минэкономики считает, что в течение года она будет составлять не 18-20 процентов, как записано в бюджете, а 12-14. Укрепился рубль, который по отношению к доллару сдал меньше, чем ожидалось. Видимо, к июню 1 доллар будет стоить не 32 рубля, а меньше. В то же время объем золотовалютных резервов Центрального банка достиг цифры 16,3 млрд. долларов, а из кризиса мы вышли с 10 млрд. Это огромный прирост. Мы имеем очень высокий показатель активного сальдо внешней торговли. Наконец, опережающими темпами стали расти реальные доходы населения. Зарплата превысила 2000 рублей, пенсия в мае достигнет в среднем 750 рублей. Опросы директоров предприятий, проведенные социологическими службами, показывают оптимистический настрой. По определенным показателям эти опросы являются лучшими за последние 5 лет.

    С другой стороны, надо осознавать, что этот рост происходит пока в значительной мере за счет использования старых производственных площадей. Хотя инвестиции немного выросли, примерно на 5 процентов (раньше они просто снижались), оснований говорить о начале массового технического перевооружения, увы, пока нет. Хотя ставка рефинансирования Центрального банка снизилась до 33 процентов, она не позволяет предприятиям иметь дешевые деньги. При снижении ставки рефинансирования происходит снижение доходности государственных ценных бумаг и процента за кредиты. В 1997 году правительство довело ставку рефинансирования до 22 процентов, кредиты в рублях можно было получить под 20-25, в долларах - 1-12 процентов. Это был единственный год, когда сократились заимствования России, мы отдавали кредиты. Низкий процент на капитал ведет к резкому увеличению доли денег во всех циркуляциях товаров, замене бартеров деньгами, ликвидации неплатежей. С этим связана реструктуризация долгов предприятий, то есть тогда мы сможем ввести нормальную европейскую систему ответственности за платежи в экономике.

    Многое зависит от профессиональной промышленной политики. От государства требуется установление справедливых правил игры, разумных таможенных пошлин и налогов, которые бы не душили производство, поддержка такого курса рубля по отношению к иностранным валютам, который бы стимулировал отечественного производителя. Государство должно обеспечить равные условия конкуренции внутри страны. Пока же все не так: одни могут не платить налоги, но существовать в неплохих условиях, а другие должны все платить, даже за прошлые периоды, которые другим прощены. Нужны равные условия конкуренции и доступа к ресурсам. В чем причина возникновения всяких толлинговых схем? В неравных условиях. Один не может достать сырье, а другой может. Вот в таких вопросах и должна проявляться роль государства.

    Особо следует сказать об отдельных группах отраслей, которые играют особую роль в выполнении государственных задач. Речь идет об отраслях высоких технологий и тех, которые относятся к "индустрии благосостояния", чья деятельность напрямую служит насущным потребностям людей. Между прочим, по промышленному производству мы отстаем от других стран намного меньше, чем по социальным показателям и уровню жизни, и это ненормально. Поэтому наше государство должно повернуться лицом к индустрии, которая производит товары и услуги для населения. В отраслях высоких технологий и "индустрии благосостояния" должны действовать различные льготы, как это принято в других странах, то есть здесь нужна определенная стимулирующая политика. Но в последнее время все делалось наоборот. Был низкий НДС на потребительские товары, - государство его подняло. Не было налога с продаж, - оно его установило.

    Подобная же ситуация в сфере доходов населения. После кризиса цены на потребительские товары повысились в три раза, а сбережения людей проиндексированы не были. Даже мысль такая никому из правительственных чиновников не пришла в голову. Но всем должно быть понятно: если цены повысятся в три раза, то сбережения в реальном выражении снизятся, соответственно, в три раза. Государство, к сожалению, не повернуто в эту сторону. Как можно иметь такую минимальную заработная плату - 3 доллара? В США есть норматив, по которому нельзя платить меньше 5 долларов в час. А у нас официальная минимальная месячная заработная плата - 3 доллара. Такой заработной платы нет нигде в мире, даже в самых слаборазвитых странах. В какой-нибудь африканской стране она в 10 раз больше. Получается, государству все равно, оно не обращает на это внимания. Не может человек при такой зарплате платить существенные налоги, полностью оплачивать коммунальные услуги и т.д., потому что она не рыночная. Она досталась нам в наследство еще от советской власти. В результате основная налоговая нагрузка ложится на предприятия. В России 1/10 часть налогов платит население, а 9/10 - бизнес. В этом отношении у нас самая плохая налоговая система в мире: она закрывает путь развития. В этой же связи стоит вопрос стимулирования роста платежеспособности, которая обеспечивает спрос на продукцию.

    Таким образом, государство должно сформулировать, с одной стороны, правила игры, с другой стороны, дать определенные преференции, которые бы создавали условия для реализации экономической политики. Если созданы одинаковые правила игры, равные условия, то остальное, во многом, зависит от самих предприятий. Ради справедливости надо сказать, что порой и в неравных, тяжелейших условиях, хороший директор может творить чудеса. Но это все-таки исключение, а не правило.

    Записал Усам ОЗДЕМИРОВ


    С нашего сайта

    Узелок на память

    Как-то мимоходом Г.А. Явлинский заметил, что в ходе так называемых "реформ" население умудрилось быть ограбленным трижды, включая дефолт: реквизиция вкладов (неистовый Гайдаро-Чубайс и велеречивый Черномырдин, ныне просто бессобственнопартийный трудящийся Госдумы), пирамиды а-ля Мавроди, "Инвест - Хопер" - нахрап - хапеж и, наконец, славный киндер-сюрприз Кириенко.

    Не худо бы знать гэбэшному демократу генерал-лейтенанту Савостьянову, подтолкнувшему Явлинского к объединению, что кроме него есть люди, голосующие за Явлинского (и даже повторно!), но не желающие, чтобы их кандидат брал на себя ответственность за праводельско-чубайские художества. Иначе - лавры праводельцам, а ответственность - "Яблоку".

    Суть объединямса прояснится скоро - по Питерскому единому кандидату. Антияковлевская молодежная команда - МАЯК (Молодежная антияковлевская коалиция) - уже провела предвыборы - 65 процентов у Артемьева. Согласятся "праваки" на Артемьева - тогда с ними можно договариваться дальше по каждому отдельному пункту. Нет - на нет и суда нет.

    Л.К.


    Технология власти

    Анатомия одной фальсификации

    26 марта в Барнауле каждый пришедший к урнам для голосования получал пять бюллетеней - по выборам президента, губернатора, мэра, депутатов краевого Совета и городской Думы. Проверить правильность заполнения протоколов участковых комиссий компьютеру окружной комиссии в одномандатных округах оказалось просто. Но с двухмандатными округами, которые образовались при выборах в гордуму, дело обстояло гораздо сложнее. Здесь наблюдатели столкнулись с полным беспределом при подсчете голосов и составлении итоговых протоколов.

    Впрочем, стройная схема фальсификаций все-таки дала сбой. И подвела как раз техника. Логика подсказала, что избиратель, сделавший свой выбор в графе "против всех", в принципе не мог голосовать за кого-то из кандидатов. Но выяснилось, что на 3-х из 18 участков одного из округов избиратель отмечал в бюллетене более 2-х кандидатов. Выявила математика и еще два примечательных участка. На одном из них, где голосовало около тысячи избирателей, все как один высказались только за двух - ни больше, ни меньше кандидатов, на другом, напротив, все, кроме одного человека, облагодетельствовали исключительно одного... Уточним, что все цифры для анализа были взяты из официальных данных свободной таблицы и копий протоколов участковых комиссий. Остается добавить, что в этом округе третье место (вслед за двумя прошедшими кандидатами) занял кандидат от избирательного Объединения "Яблоко" Гончаренко.

    Естественно, что Алтайское краевое "Яблоко" не могло оставить без внимания "ревностное" исполнение обязанностей избиркомом и отправило все необходимые документы в суд. Но даже если суд и не решится отменить итоги выборов, то остается вероятность того, что виновные в фальсификациях будут установлены и наказаны. Чтобы впредь подобными делишками неповадно было заниматься. Не исключено, что на судебном процессе, испугавшись потенциальных шести лет лишения свободы, виновные "сдадут" и тех, кто отдавал указания "рисовать нужные" итоги.

    Андрей Ильичев
    г. Барнаул