Яблоко России

УЧРЕДИТЕЛЬ: ОБЪЕДИНЕНИЕ ЯБЛОКО
Газета зарегистрирована в Комитете РФ по печати. Рег.свидетельство № 015576
Гл. редактор С.М.Кочеров. Пишите: 117839, г.Москва, ГСП-7, ул.Обручева, д.34/63.
Звоните: тел/факс (095) 429-55-90. E-mail: npaper@yabloko.ru


ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА ОБЪЕДИНЕНИЯ "ЯБЛОКО" "Яблоко России" № 33 (67) 11 сентября 1999 года

ЗЕРКАЛО (2 страница)

  • Андрей Парнов. Гости VII Съезда Объединения "Яблоко". Оксфордская диссертация на "яблочную" тему
  • Руслан Мансуров, г.Грозный. Нищета пострашнее джихада
  • Ирина Кузьмина, "Невский обозреватель". Реплика. Всем по вкусу... никому не по зубам
  • Санкт-Петербург. Трудная задача. Санкт-Петербургское Отделение Объединения "Яблоко" начало сбор подписей
  • Гости VII Съезда Объединения "Яблоко"

    Оксфордская диссертация на "яблочную" тему

    Не секрет, что в числе сторонников "Яблока" значатся весьма известные и уважаемые личности. Раз в год они стараются разгрузить свои плотные графики для того, чтобы засвидетельствовать почтение соратникам Григория Явлинского.

    Не стал исключением и седьмой Съезд Объединения "Яблоко". На закате лета в подмосковном санатории "Отрадное", где собрался весь "яблочный" цвет, были замечены академик Алексей Яблоков, главные редакторы "Новой газеты" Дмитрий Муратов и "Общей" Егор Яковлев, актер и режиссер Сергей Юрский... Были и не столь примечательные, но не менее интересные гости, познакомиться с одним из которых было весьма интересно.

    Двадцатишестилетний американец Юджин Мазо (Eugene Mazo) не в первый раз посетил Россию. А вот присутствие на съезде вообще и на съезде "Яблока" в частности было для него премьерным испытанием. С неуемным любопытством и некоторым смущением житель Нью-Йорка старался постичь все тонкости происходившего мероприятия: от кропотливого процесса составления избирательных списков до элементарных правил общения в кулуарах политтусовки.

    Сергей Иваненко и Юджин Мазо

    На снимке:
    Сергей Иваненко объясняет Юджину Мазо основы внутрифракционной дисциплины.

    - Как вы определяете, к кому можно обращаться на "Вы", а к кому на "ты"? - неожиданно спросил Юджин в один из перерывов между заседаниями. Объяснить оказалось не просто, но все-таки удалось - так, чтобы человек, на родине которого никто не задается подобными вопросами, ощутил нестандартность современного российского этикета. Видимо, в Оксфордском университете, где Мазо успешно изучает историю государства Российского, такую науку не преподают.

    Собственно, в Москву Юджин приехал не на каникулы, как можно предположить, а работать. Точнее - собирать материалы для диссертации. Тема - построение демократических партий в России. Большую часть своего труда оксфордский студент решил посвятить "Яблоку". Почему? Этот вопрос вызвал у американского гостя некоторое недоумение: мол, на каком же еще примере изучать развитие демократии в вашей стране?! Как всякий достопорядочный американец, верящий в идеалы демократии с пеленок, Юджин убежден, что окончательное становление демократического общества в России возможно только при таких политиках, как Г. Явлинский, и только тогда, когда к власти придет "Яблоко". Причем шансы считает достаточно высокими. Плодотворное общение на съезде с региональными лидерами, по всей видимости, лишь укрепило это убеждение. "Яблочники", заметил Мазо, - народ "очень открытый и подробно рассказывают обо всем, что меня интересует".

    Отдельно отметил Сергея Иваненко, который рассказал о том, как депутаты фракции в Государственной Думе принимают решения о голосовании законов. С Григорием Явлинским встреча состоялась хотя и короткая с перерывом, но запоминающаяся.

    - Если лидер "Яблока" не забыл через пятнадцать минут продолжить разговор со мной, значит, он хороший политик, - сделал вывод Юджин.

    Общение с людьми - самой яркой российской "достопримечательностью" - доставляет Юджину огромное наслаждение. Особенно впечатляли сибиряки. Их доброту Мазо имел возможность оценить во время одной из поездок по стране - от Балтики до Тихого. После чего, между прочим, написал справочник-путеводитель по России для американских студентов. Правда, сейчас получить российскую визу в США стало крайне сложно, что, скорее всего, объясняется активизировавшимся терроризмом.

    Но несмотря ни на что Юджину в России нравится.

    - Если бы мне не нравилось, то я бы и не приезжал, - лаконично заметил он. - А плохое и хорошее есть в каждой стране. Главное, чтобы люди, которые находятся у власти, были хорошими и творили хорошие дела. Хотя каждая партия, безусловно, считает себя хорошей.

    За предвыборной гонкой Юджин будет следить уже из-за океана. И искренне надеется на успех "Яблока": "Ведь это будет и мой успех, поскольку оправдать свои теории я смогу, только если партия, о которой пишу, победит".

    Андрей Парнов

    Фото Наталии Деминой


    Нищета пострашнее джихада

    В последнее время территория, охваченная пожаром войны в Дагестане, все расширяется. И это вызывает у всех россиян большую тревогу. Не надо было быть семи пядей во лбу, чтобы предвидеть подобный ход развития событий. Нерешенность многих жизненно важных проблем народов Чечни и Дагестана и отсутствие в государстве национальной политики приводили и приводят к торжеству темных сил и разрушительной стихии.

    Фото из журнала 'Итоги'

    Внутри чеченского общества нет единой точки зрения на происходящее в Дагестане, поскольку оно неоднородно. В равнинной части Чеченской республики боевиков не очень поддерживают. В горных районах - Веденском, Ножай-Юртовском, Шатоевском - некоторая часть молодежи пошла воевать на стороне Басаева. Что интересно, впервые за последние годы официальная духовная власть Чечни объявила, что события в Дагестане - это джихад. Однако истинные знатоки ислама, теологи, проживающие в Чечне, придерживаются другого мнения. В Дагестане живут те же самые мусульмане, и вряд ли можно назвать джихадом агрессию против мусульманской страны. Руководство республики, с одной стороны, максимально дистанцировалось от этих событий, заявив, что акции в Дагестане - личное дело Басаева, Удугова, Хоттаба и прочих. С другой стороны, на митингах и на своих сходах представители руководства призывают не мешать им: пусть желающие идут воевать на стороне дагестанских моджахедов. Многие молодые люди, отправляющиеся в Дагестан, действительно, думают, что они идут воевать за веру. Они и погибают там с именем Аллаха. А у основной части полевых командиров есть свои меркантильные интересы. Им надо демонстрировать своим зарубежным покровителям какую-то борьбу за ислам и против российского присутствия на Северном Кавказе.

    Чтобы понять суть событий, нужно иметь представление о той тяжелейшей социально-экономической ситуации, которая сложилась в ЧР после недавней войны. Там полностью остановлено все промышленное производство. Похожая ситуация и в аграрном секторе: все хозяйства практически расхищены. Крайне резко сократились посевные работы. Раньше в республике действовали три крупных нефтеперерабатывающих завода. В год они перерабатывали около 25 млн. тонн нефти. Сейчас продолжают действовать два из них, но они едва ли могут переработать один миллион, чего не хватает даже на внутренние нужды Чечни. Разрушено и разворовано оборудование. Завод им. Анисимова, огромный завод стоимостью в 300-400 млн. долларов, был по сути разграблен и продан за копейки на металлолом. Часть скважин и установок боевики отбирают и отправляют нефть на частную переработку. Полученные бензин и дизтопливо впоследствии продаются на дорогах в огромных количествах. В результате очень сильно страдает экология, часто случаются пожары, в которых гибнут люди. В настоящее время власти пытаются побороть эту ситуацию полицейскими методами: расстреливают целые колонны автомашин, которые вывозят за пределы республики полученные на частных заводах нефтепродукты, выливают бензин и дизтопливо прямо на асфальт, отбирают и сжигают машины. Но эта борьба не очень эффективна, так как пока есть спрос, преступный бизнес будет развиваться. Единственный метод борьбы - наладить государственную переработку нефти и обеспечение нефтепродуктами всех автолюбителей. Но пока государство не в силах наладить эту работу.

    Большой проблемой властей Чечни является борьба с бандами, похищающими людей. С этой целью задействованы многие структуры: антитеррористический центр, Генпрокуратура, МВД, местная служба национальной безопасности. Но даже их сил, оружия, людей недостаточно для противостояния хорошо экипированным бандам, которые получают огромные деньги при выкупе похищенных. Одними карательными мерами этот промысел не остановить, так как он имеет экономическую подоплеку. Людям есть не на что, и они идут на последнее, чтобы заработать. Еще один момент, который мешает властям полностью побороть бизнес на похищениях людей, - это кровная месть. Если в ходе операции против банды в перестрелке погибает человек, то по обычаям кровной мести начинают охотиться за руководителем антитеррористической группы.

    В последнее время наметилась новая тенденция, когда чеченские родовые тейпы устраивают собственные сходы, на которых обсуждают меры по отношению к похитителям и другие вопросы. К примеру, тейп нашхо провел сход после того, как украли девушку, дочь одного уважаемого представителя тейпа. На этом сходе были собраны деньги для оснащения оружием боевого отряда из состава молодежи, которому предстояло организовать поиск похищенной девушки. Впоследствии в ходе такого расследования была обнаружена целая банда, которая специализировалась на похищении девушек. По слухам, там освободили восемь девушек, которые готовились к продаже за рубеж. Вслед за нашхоевцами и другие тейпы начали проводить свои сходы и принимать решения по тем или иным животрепещущим вопросам.

    Затянувшаяся пауза в отношениях между Москвой и Грозным играет на руку лишь деструктивным силам. Президент Чечни Аслан Масхадов о своем желании вести переговоры с Москвой и лично встретиться с Борисом Ельциным говорил на второй день после похищения генерала Шпигуна (это было весной текущего года). Масхадов неоднократно высказывался в том смысле, что встреча в верхах могла бы разрешить многие противоречия между Россией и Чечней. Да и сам Б.Ельцин выражал свою готовность. Но российская сторона под тем предлогом, что встречу надо серьезно готовить, всячески ее оттягивает. Видимо, от Масхадова требуют чего-то такого, что тот не может сегодня сделать.

    Для того чтобы наладить отношения с Чечней, надо трезво оценивать ситуацию и перестать требовать от властей Чечни наведения порядка в республике. Сейчас это нереально. Надо прежде всего решать социально-экономические проблемы, восстановить разрушенное хозяйство, обеспечить людей работой. Все это аксиомы, которые известны всем, но то ли у России нет денег, то ли нет особой заинтересованности в том, чтобы в Чечне все было хорошо. Ситуация законсервирована. Между тем обнищавшие и обозленные люди не будут спокойно сидеть и созерцать, как их старики и дети умирают голодной смертью. Они будут искать способы зарабатывать любой ценой, в том числе и с оружием в руках под знаменем джихада.

    Руслан Мансуров
    г. Грозный

    Фото из журнала "Итоги"


    Реплика

    Всем по вкусу... никому не по зубам

    Нас не удивляет, когда политические партии - вместе со своими избирателями - справляют, к примеру, Новый год. Обращение Президента к нации никто не рассматривает как начало предвыборной агитации. Поздравление женщин с 8 Марта не оценивают как попытку заработать политический капитал. Выступление Б.Немцова и И.Хакамады на стадионе "Петровский" не вызывает протеста ни у петербургских властей, ни у подконтрольной им прессы. Почему же встретила такое сопротивление попытка "Яблока" поздравить петербуржцев с "Яблочным Спасом", для чего был организован на Малой Конюшенной фестиваль фольклорных ансамблей?

    Разрешение на проведение праздника удалось получить с огромным трудом. Районное управление культуры строго предупреждало: "Депутаты Государственной Думы могут плясать, петь, рассказывать анекдоты, но слово "Яблоко" они произносить не должны". Непосредственно на праздник прибыл суровый наряд милиции, главная задача которого сводилась к тщательному и неуклонному уничтожению всех признаков участия "Яблока" в празднике. Ребятам в "яблочных" накидках пригрозили задержанием и потребовали немедленно убрать "яблочные" флаги. По-видимому, "Яблочный Спас" категорически не вписывается в "Петербургский стиль", как не вписывается в него и сама партия "Яблоко": она не обращается к своим политическим друзьям и противникам на "ты" и не дает им нежные, свойские прозвища - "Примус", "Кепка", "Анатольич".

    Тем не менее праздник состоялся. Наверное, это самое важное сегодня - создать островок радости и веселья. Не нам судить, все ли получилось, но попытка была чистосердечной.

    Ирина КУЗЬМИНА, ("Невский обозреватель")


    Санкт-Петербург

    Трудная задача

    В Петербурге Сергей Степашин налаживает работу своего избирательного штаба по 209-му избирательному округу, где его основным соперником будет, как известно, Геннадий Селезнев. Шансы экс-премьера считаются выше, чем у спикера: в свое время от этого округа избиралась далеко не прокоммунистическая Галина Старовойтова. Единственный, кто может изменить расстановку сил - это губернатор Владимир Яковлев, который подобно Юрию Лужкову прилагает немало усилий для того, чтобы выборы губернатора Санкт-Петербурга прошли одновременно с думскими. В этом случае "Яблоку", имеющему свои счеты с Яковлевым, остается надеяться на то, что Степашин пожертвует Думой ради губернаторского кресла, так как их кандидат Игорь Артемьев до декабря раскрутиться не успеет. Зато Селезневу очень выгодно, чтобы Степашин освободил место в 209-м округе.

    "Коммерсантъ"

    Санкт-Петербургское Отделение Объединения "Яблоко" начало сбор подписей в поддержку выдвижения кандидатов в депутаты Государственной Думы РФ по общефедеральному списку. В список Объединения "Яблоко" по Санкт-Петербургу и Ленинградской области вошли 15 кандидатов, первые пять из них - Александр Шишлов, Борис Вишневский, Михаил Горный, Виталий Штагер, Виктор Лебедев.

    Пресс-служба РПЦ-"Яблоко"