[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации]
[Яблоко России]
Владимир ВОЛОДИН
Эдуард ДНЕПРОВ:
За тысячей долларов 
не пришел никто
Газета «ЯБЛОКО России", №50, 20-26 ноября 1999 года
Когда этот номер газеты будет в руках у читателя, состоится презентация образовательной программы Общественного объединения ЯБЛОКО. Мы обратились к одному из ее разработчиков, директору федерального института планирования образования, бывшему министру образования России, кандидату в депутаты Государственной Думы от ЯБЛОКА Эдуарду Дмитриевичу Днепрову с просьбой прокомментировать одно из положений этой программы.

— Программа ЯБЛОКА категорически отвергает идею перехода к двенадцатилетнему среднему образованию, за которое так ратуют Академия и Министерство образования России. Почему ваши позиции столь различны?

—  В чем драма России? Блистательные идеи и профанация исполнения. Надо быть полным идиотом, чтобы отрицать необходимость повышения уровня народного образования. Но любое решение должно приниматься в соответствии с реальной ситуацией. И здесь, начиная анализировать аргументы, выдвигаемые сторонниками двенадцатилетки, обнаруживаешь их полную несостоятельность — это типичнейшая авантюра. 
Начиная с 97 года политика государства в области образования — это профанация.  97 год — пик невыплаты зарплат, массовых забастовок. И в этих условиях правительство начинает рекламировать новый этап реформы образования. Это же просто смешно! Аналогичная история  в 98 году: обвал, дефолт. Через пять дней после него в газете выступает будущий министр образования Филиппов и говорит о двенадцатилетке. Политические игры, профанация! Его назначают министром, и 22 октября  принимается решение в пользу двенадцатилетки!

Можно понять Академию: она всегда была оторвана от жизни. К тому же у нее свой интерес: стандарт образования — это дойная корова, двенадцатилетка — еще одна дойная корова. Но министр образования обязан понимать, что к чему. Абсолютно ясно, что переход на двенадцатилетку требует  громадных средств. У нас реально  60% учащихся до сих пор приходят учиться с семи лет. 70% школ работают в режиме десятилетки. По сути надо надстроить над зданием нашей школы два этажа.  “Где  ж деньги, Зин?” — как пел Высоцкий. Никаких экономических расчетов просто нет. Вместо них ведутся разговоры, что подростки после одиннадцатого класса окажутся на улицах, там — наркомания, а тут — двенадцатилетний инкубатор .

— В любой школе можно купить наркотики.

— Точно. Этот инкубатор оборачивается иной стороной. Все кричат о зарубежном опыте. Американцы уже провели исследования в своих школах  и ужаснулись: затянувшийся инфантилизм дает самые негативные последствия. Что, теперь мы будем внедрять у себя чужой неудачный опыт? Может быть, хватит?

— Но приводится и еще одна веская причина: ученики предельно перегружены. Для лучшего освоения школьной программы необходим еще один год. 

— Школа действительно перегружена, причем перегружена безо всякого смысла. Есть определенные социальные рубежи: начальный всеобуч, средний всеобуч, полный средний всеобуч. Достигая каждого рубежа, школа должна перестраиваться. Наше образование в его сегодняшнем виде создано в тридцатые годы для решения задач индустриализации. Мы живем в совершенно другом мире, но продолжаем работать так же. В устаревшее содержание идет добавление предметов. После того, как мы перешли на всеобщее среднее образование, нагрузка увеличилась (включая время на выполнение домашних заданий) на 54 часа в неделю. А их всего должно быть от 65 до 70.  Но когда просчитали нагрузку девятиклассника, оказалось — 167 часов в неделю, а в неделе часов — всего 168. А  вводятся еще экономика, право. Дети поступают в институт, и нагрузка там в три раза меньше, чем в школе.

Решили разгрузить детей: вводим шестидневку и двенадцатилетку — все то же самое, только 12 лет по шесть дней. Установлено, что учащиеся не усваивают до 50% курса естественных и математических предметов. А сколько уходит слез, нервов и средств на попытку их освоения. Десять лет назад 30% школьников оканчивали школу практически здоровыми, сейчас — 10%. Ни в одной стране мира такого уничтожения генофонда с помощью средней школы нет. 

— Что же в таком случае делать?

— Не пытаться решать проблемы с помощью никому не нужной двенадцатилетки. Наш школьник гробит здоровье, а две трети знаний ему не нужны: они предельно устаревшие, предельно избыточные. Никто в мире не требует таких знаний от выпускников средней школы. Да что там выпускники!  Анатолий Пинский, один из авторов яблочной образовательной программы, директор одной из интереснейших московских школ, объявил через газету “Первое сентября” конкурс: пусть придут работники министерства и Академии и сдадут  экзамен по выработанному и установленному ими образовательному стандарту за среднюю школу. Победителю приз  — тысяча долларов.  Никто не пришел. Все понимают, что  это нереально — никто минимума по средней школе не сдаст. Вот поэтому ЯБЛОКО против двенадцатилетки. 

Для тех, кто хочет подробнее узнать об образовательной программе ЯБЛОКА, сообщаем. Каждый вторник в 12.00 на  “Народном радио” (средние волны 612, 1233 кгц) в прямом эфире выступает и отвечает на вопросы радиослушателей Эдуард Дмитриевич Днепров.

Газета «ЯБЛОКО России", №50, 20-26 ноября 1999 года
Обсуждение статьи
[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации]
[Яблоко России]

info@yabloko.ru