[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации]
[Яблоко России]
Влад ТУПИКИН
ЯБЛОКО 
помогает Буденновску
Газета «ЯБЛОКО России", №50, 20-26 ноября 1999 года
Кажется, широкую советскую общественность познакомил с феноменом андерграунда, к которому в полный рост принадлежат и хиппи, Сергей Соловьев, режиссер фильма АССА, попытавшийся подать к столу нации торт “Прага”, выпеченный из перегноя контркультуры. Помните праведный гнев и сопереживание кинозрителей, когда дяденька милиционер обращался к Бананану с циничным предложением: “Серьгу сними!” И ту щемящую тоску, когда того же Бананана убивали на заднем сиденье авто грубые преступники, а труп выбрасывали в море, незамерзающее море Южного берега Крыма?

Вот примерно такие же чувства, наверное, испытывали молодые американцы конца 60-х, впервые смотревшие “революционный” рок-мюзикл ВОЛОСЫ. В котором столько всего про свободную любовь-морковь, наступающую прекрасную эпоху Водолея (это типа такого мистического коммунизма), ненасильственное снятие конфликта отцов-детей и пр., но в конце которого, несмотря на все демонстрации протеста, сжигание армейских повесток и даже приподнимание над землей здания минобороны способом коллективной медитации, главного героя все равно отправляют в джунгли Вьетнама (это такая американская Чечня и Таджикистан в одном флаконе) и там убивают. А что же ему, дурашке, бывшему дисциплинированному отличнику, побоявшемуся сжечь повестку, подобно уличным бунтарям-хиппи, еще и светило в чужом краю? Праведный меч Вьет Конга обрушился на его стриженую глупую головку. In Memoriam (что означает — Вечная память!).
К чему я все это на фоне ставшего неизменным “задником” теленовостей силуэта недружелюбных гор Кавказа, бравых ликов суровых генералов и тщательно скрываемых потерь российской армии в Чечне?

Нашелся человек (и этот человек зовется — кроме шуток! — Стас Намин), который взял, да и потратил 200 тыс. долларов на постановку в сумрачной России 99-го музыкальной пиесы, рисующей жизнь того самого, якобы беспечного поколения американских волосатых, боровшихся против денег, войны и семейно-религиозного ханжества. Речь там о другой, не-нынешней Америке, — Америке со всеобщим призывом и всеобщим убоем (впятеро больше укатали под землю своих солдат, чем “наши” в Афганистане, а уж об убитых вьетнамцах, лаосцах и камбоджийцах лучше и не вспоминать!), с практикой судебных приговоров без определенного срока (это значит — на усмотрение администрации тюрьмы!), с массовым отстрелом политиков первого эшелона (а не второго-третьего, как покамест у нас) и прочими радостями наглого империализма, еще не потрепанного победившей/проигравшей революцией цветов.

Мы этого всего, разумеется, про Америку не знаем. Поэтому смотрим спектакль позевывая, отмечая неловкости перевода (зачем Стасу понадобились, кроме показавшей класс Умки, еще каких-то три переводчика?), неловкости хорового и индивидуального пения (кое-кто из актеров, чуть ли не половина, набраны нынешним летом на Арбате, прямо среди тамошних хипанов), неловкости актуализации (мертвое тело несчастного хиппи накрывают российским “матрасным” флагом, а не американским звездно-полосатым; генерал командует: “Грозный! Поход! Шагом марш!”) и общее несоответствие сценических движений актеров духу 60-70-х...
Но полноте! Стас Намин, конечно, персонаж до некоторой степени одиозный: бывший “официальный советский хиппи”, разрешенный рок-музыкант и родственник “вечного” Анастаса Микояна, в хайрах и клешах посещавший закрытые просмотры после церемонии вручения Ленинских премий... Но вот ведь какая штука: именно он создал на излете советской эры радиостанцию, которую до сих пор с придыханием вспоминают все настоящие ценители музыки рок. И именно он сейчас сказал то слово о войне и мире, которое в российском образованном обществе всегда принято было ожидать от писателей, да с театральных подмостков.
А кто еще на новенького, дорогие товарищи мастера культуры?
Вопрос “С кем вы?” даже и не задаю, ибо ответ известен: “С теми, кто платит”. И хорошо, что Стас Намин, чисто по-буржуазному, оплатил свой патлатый,с сединою на висках, но все ж таки — протест. 

Газета «ЯБЛОКО России", №50, 20-26 ноября 1999 года
Обсуждение статьи
[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации]
[Яблоко России]

info@yabloko.ru