Стратегия и тактика "Яблока"
Взгляд стороннего наблюдателя

Д-р Фальк Бомсдорф, Фонд Фридриха Науманна

Я хочу сказать несколько слов о том, какими я вижу роль и задачи "Яблока". Я полагаю и надеюсь, что это будет весьма полезно. Мы должны постоянно перепроверять свое собственное восприятие друг друга. А сделать это лучше всего, послушав, как другие видят нас со стороны.

Мы достаточно долго сотрудничаем и поэтому нет особой необходимости подробно останавливаться на этом. Хочу все же еще раз повторить: только вы сами и никто другой принимаете решения. Только вы и вы одни знаете, что надо делать. Вам известна моя любимая п оговорка: вы сами с усами.

У нас нет рецептов, как здесь, в России, следует делать политику. Эти рецепты составляете и разрабатываете только вы. То, что мы можем ю это сотрудничать в их разработке, вносить в них посильную долю участия.

Свой вклад в дело нашего сотрудничества я хочу сделать в виде нескольких тезисов. Я попытаюсь ответить на вопросы: каким я вижу "Яблоко", какие задачи, с моей точки зрения, стоят перед "Яблоком" и как "Яблоко" может эти задачи решить наилучшим образом?

Естественно, это только мои личные тезисы, это мое личное видение проблемы. Конечно, оно может быть абсолютно ложным. Во всяком случае, наверняка, оно наивное. Но, быть может, и наивные мысли могут стать отправной точкой для движения вперед. Поэтому счит айте мои тезисы своеобразным вкладом в наш общий "мозговой штурм". И поймите их как мой взгляд на образ "Яблока".

  • ПЕРВЫЙ ТЕЗИС
    "Яблоко" - это единственная сегодня политическая сила в России, которая своей программной основой и своими действиями отвечает желаниям большинства населения страны, его желанию лучшей и достойной жизни.

    Это означает следующее.

    Все опросы, проведенные с 1993 года, показывают, что большинство россиян хотят прежде всего нормальной жизни в условиях правовой урегулированности и гражданского порядка. Для большинства людей на первом плане стоит человек, индивидуум, но не государство. Большинство людей в России выступает за демократические свободы, рыночное хозяйство и соблюдение прав человека. Выразителем таких идей, как "государственность" или "великая держава", является лишь меньшинство. А это, прежде всего, пожилые люди, люди с н изким уровнем образования, жители провинции, люди, которые до сих пор думают и чувствуют по-советски.

    Таким образом, российское общество однозначно отдает предпочтение западным ценностям. Тот, кому не нравятся понятия "западный" и "Запад", может вполне заменить выражение "западные ценности" на "ценности современного мира". Иначе говоря, в России преоблад ают в настоящее время ценности современного мира.

    Президент Ельцин и его правительство первоначально относились также к сторонникам этих ценностей. Однако, начиная с октября 1993 года и успеха Жириновского и его ЛДПР на выборах в декабре того же года, власть все сильнее стала смещаться вправо. С тех пор произошла реставрация старых ценностей. Причины этого мне не известны. Возможно речь идет здесь просто о заблуждении. Ельцин и его команда, вероятно, полагают, что советско-националистические настроения меньшинства российского общества являются в действ ительности настроениями и убеждениями всего общества в целом. Или же правительство Ельцина по своим собственным убеждениям выражает патриотические идеи. Возможно и третье: президент и правительство считают эти идеи, прежде всего идею "великой державности ", лучшим средством сохранения власти в своих руках.

    В результате подобного развития, как выразился социолог Лев Гудков, победу одержал не кто иной, как Жириновский: "Политический курс (России) изменился к его (Жириновского) выгоде. Власть уподобилась прежде всего ему (Жириновскому), не в последнюю очередь также в моральном плане, переняв его лозунги. Затем она шаг за шагом материализовала его (Жириновского) демагогию как во внутренней, так и во внешней политике".

    Единственной политической силой в России, которая сохранила верность своим идеалам, идеалам современного мира осталось, как я считаю, только "Яблоко". Тем самым "Яблоко" является выразителем воли и желаний большинства российского населения.

  • ВТОРОЙ ТЕЗИС
    Большинству людей в России этот факт неизвестен, либо они оставляют его - по различным причинам - без внимания.

    Этот тезис уже сам по себе понятен.

    Если бы большинство граждан России знало, что "Яблоко" является единственной политической силой, выражающей их интересы и убеждения, то они бы все отдали предпочтение "Яблоку" и партия набрала бы 40-50% голосов. Однако этого не произошло. Из этого следуе т, что большинство населения России не знает программы "Яблока". Или же знает, но не верит в возможность партии эту программу реализовать.

    Причин этому несколько. Приведу лишь некоторые:

    "Яблоко" является прежде всего партией крупных городов и в меньшей степени регионов;

    "Яблоко" - это партия лидера. Фигура лидера оттесняет на второй план команду и заслоняет отчасти также программный характер действий партии;

    "Яблоко" практически не имеет доступа к средствам массовой информации;

    "Яблоко" испытывает противодействие со стороны президента и правительства, то есть со стороны власти;

    в непосредственной связи с вышесказанным: у "Яблока" слишком мало денежных средств;

    и, наконец, многие люди, разделяющие идеи "Яблока", не верят, что "Яблоко" может реализовать свои идеи и цели.

    Другими словами, имидж "Яблока" для этих людей представляется слишком расплывчатым, не внушающим доверия. С точки зрения этих людей, у "Яблока" слишком мало шансов для практического воплощения в жизнь своих целей.

  • ТРЕТИЙ ТЕЗИС
    "Яблоко" должно стать широко известной в России программной партией. Для этого "Яблоку" необходимо прежде всего сделать свой имидж более четким и, кроме того, устранить некоторые неясности.

    Чтобы пользоваться политическим успехом, "Яблоко" должно разъяснить, донести до граждан, избирателей, что оно является выразителем их целей. Что имеет смысл голосовать за "Яблоко", его поддерживать. Для этого "Яблоку" необходимо делать то, что оно делает уже сейчас: "Яблоко" должно стать программной партией. Партией, которая имеет четкую и ясную программу, которая не позволяет себе делать от нее отступлений. А именно с той целью, чтобы выглядеть по-настоящему убедительно.

    При этом имидж "Яблока" должен быть и оставаться четким. Этот имидж я бы определил двумя словами - "просвещенный" и "прогрессивный". Идеалами и концептуальными принципами, которые должно отстаивать "Яблоко", - причем предельно ясными для всех граждан - д олжны быть, как я думаю, правовое государство, гарантия неприкосновенности собственности, рыночное хозяйство, защита социально слабых, внутренняя безопасность, местное самоуправление, федерализм и лучшая жизнь для людей.

    Что касается понятия "патриотизм", то, я полагаю, что будет неверным, если "Яблоко" сделает его составной частью своего имиджа. А именно потому, что он уже взят на вооружение националистами и наполнен ими смыслом, прямо противоположным исконному. Патриот изм в том значении, в каком он употребляется сейчас в России, означает не что иное, как ратование за сильное государство, принижение индивидуума и его прав. Патриотизм сейчас - это синоним "государственности" и "великой державы". Однако эти понятия ни ко им образом нельзя отнести ни к просвещенным, ни к прогрессивным.

    Если "Яблоко" все же желает оперировать понятием "патриотизм", а именно с той целью, чтобы не оставлять его на откуп жириновским и зюгановым, да и Ельцину, то "Яблоко" должно ясно дать понять, что оно понимает под "патриотизмом" нечто совсем иное, чем го сударственники и державники, а именно ю лучшую жизнь для каждого в отдельности взятого гражданина, борьбу за эту лучшую жизнь. Граждане должны обрести ясное понимание того, что "Яблоко" - это партия истинных патриотов, потому что "Яблоко" конкретно что-т о делает для людей, а не просто болтает о патриотизме, как это практикуют другие политические силы.

    Одновременно с этим "Яблоко" должно приложить все усилия для устранения из своей программы всех неясностей, чтобы облик "Яблока" стал четким и целостным. Я считаю, что лозунгу "Россия была, есть и будет!" в "Яблоке" делать нечего. Во-первых, то, что выра жается этим и ему подобными лозунгами, не является ни просвещенным, ни прогрессивным. Во-вторых, такие лозунги только сбивают избирателей с толку, поскольку являются фирменными знаками других партий, имеющих совершенно иные, чем "Яблоко", цели. Создавать же путаницу в головах избирателей нельзя.

    "Яблоко" должно приобрести качество, которое стратеги маркетинга называют "corporate identity", что в русском переводе звучит примерно, как "совместная индивидуальность". В остальном же следует руководствоваться простой истиной: тот, кто падок на лозунги типа "великая держава", "русская идея" и им подобные, не задумываясь, будет голосовать за националистов и коммунистов, только не за "Яблоко".

    Свою программу, свои идеалы партия "Яблоко" должна суметь представить гражданам и избирателям, так сказать, в краткой форме. Длинную, пространную программу "Яблока" читать никто не будет. "Яблоку" необходимо разработать компактную программу, содержащую краткие, легко схватываемые формулировки, которые любой запомнит и поймет. Для этого следует найти запоминающиеся краткие, но в то же время содержательные лозунги и слоганы, например: "Мы защитим вас от бедности!". Или "Яблоко" ю это свобода!", "Яблоко" - это права человека", "Яблоко" ю это лучшая жизнь для людей!" Здесь фантазия может быть безграничной.

  • ЧЕТВЕРТЫЙ ТЕЗИС
    Чтобы сделать свой имидж более четким, чтобы придать ему большую привлекательность, "Яблоку" необходимо занять сферы политики, соответствующие реализируемым им целям.

    Разумеется, одних принципов и лозунгов, какими бы хорошими они ни были, "Яблоку" недостаточно. Оно должно и в области практической политики четко продемонстрировать, причем, чтобы всем было видно, что выступает за каждого отдельно взятого гражданина, за его интересы. Реализовать это необходимо путем занятия партией соответствующих сфер политики. И именно таких, которые позволяли бы проводить просвещенную и прогрессивную политику, политику во имя лучшей жизни людей. Что это за сферы и каков их приоритет, зависит от того, к каким целевым группам населения рассчитывает обращаться "Яблоко".

    Это, в принципе, равнозначно вопросу, какой партией хочет быть "Яблоко" - гражданско-либеральной или социал-демократической. Если "Яблоко" желает быть социал-демократической партией, то ему следует, в первую очередь, занять сферу социальной политики, апе ллируя к широким массам населения. Если же "Яблоко" понимает себя как гражданско-либеральная партия, то оно должно обращаться к более узкому слою населения и выдвигать на передний план иные проблемы. Но при этом оно не должно забывать о вопросах социальн ой политики ю потому, что эти вопросы должны решать все партии в России.

    Мне видится "Яблоко", которое занимает некую промежуточную позицию. Для меня "Яблоко" - это гражданская, прогрессивная и либеральная партия. И, вместе с тем, социальная, поскольку либерализм и социальная политика ни коим образом не исключают друг друга

    Можно быть либеральной партией и одновременно иметь сильную социальную компоненту, проводить разумную социальную политику.

    Исходя из этой направленности партии - гражданственность, прогрессивность, либеральность и социальная ориентированность - сферы политики и идеалы, которые "Яблоку" необходимо занять либо подчеркнуто вынести на передний план, могут быть следующими:

    1. Собственность и свобода, то есть, гарантия собственности, свобода экономической занятости, а именно внедрение малого и среднего бизнеса против больших монополий.

    2. Правовое государство, то есть господство законов и права.

    3. Права человека, гражданские права, то есть отказ от сверхвластного государства, акцент на личность, а не на коллектив.

    4. Права субъекта федерации и городов и общин, то есть федерализма и местного самоуправления.

    5. Образование.

    6. Социальная защита, понимаемая как помощь тем, кто не может помочь себе сам.

  • ПЯТЫЙ ТЕЗИС
    Работа с общественностью является для "Яблока" важной стратегической задачей. Она должна быть выполнена для того, чтобы увеличить шансы "Яблока".

    Как мы знаем, партия может быть трижды хорошей. Однако, если избиратель об этом не знает, и не может узнать, пользы для партии не будет. Мне кажется, что именно в этом состоит главная проблема "Яблока" в настоящее время.

    В этой перспективе партии нужна работа с общественностью. Общественность, российское население, политические элиты, группы, на которые направлена деятельность "Яблока", должны представить себе образ "Яблока" в том виде, как я только что описал. При этом, конечно, прежде всего, необходима работа со средствами массовой информации, с газетами, прежде всего, с телевидением.

    Как работа с общественностью должна выглядеть в деталях - об этом разговор особый. Сейчас ю только несколько пунктов:

    Во-первых, "Яблоко" должно продемонстрировать себя не только "партией лидера", но и "партией команды". "Яблоко" уже начало этот процесс. Конечно, партийный лидер будет для "Яблока" по-прежнему важен. Он должен олицетворять идеи, которыми руководствуется "Яблоко", символизировать для избирателя отличие "Яблока" от других политических движений: ориентированность на отдельного гражданина и его благо. Характеристики нынешнего Председателя объединения вполне соответствуют этим требованиям. Однако не менее ва жно, чтобы избиратель почувствовал, что "Яблоком" руководит команда хороших, знающих политиков. Этих политиков должны узнать избиратели. С каждым из них должна быть связана политическая сфера, которую они представляют и будут представлять.

    Нет необходимости вдаваться в подробности. Вы знаете своих депутатов, о которых я здесь говорю.

    Я представляю себе, что к следующим выборам "Яблоко" будет представлено не только одним лицом в избирательной кампании и на плакатах. А многими. Командой. А что среди них должны быть и женщины, я думаю, упоминать не надо.

    Еще одна мелочь, которая, однако, важна. "Яблоко" должно ввести следующее правило: всегда при упоминании в прессе, или на телевидении, или на радио имени депутата должна указываться его принадлежность к фракции или партии. То есть, не должно быть: депута т Госдумы Кузнецов. Звучать должно так: депутат Госдумы Кузнецов, фракция "Яблоко". Только если такое правило будет выполняться, люди смогут соотнести слова или действия того или иного депутата с соответствующей партией или фракцией. И они смогут увидеть : какой вклад вносит какая фракция.

    Я уверен в том, что именно таким образом можно дать понять российским избирателям то, что я знаю уже давно: что депутаты от "Яблока" действительно работают, много работают. И много знают.

    Что касается имиджа, который должна нести работа "Яблока" с общественностью, то происходит следующее. В большинстве случаев избиратели руководствуются не разумом, а чувствами. В Германии говорят: они решают не головой, а животом.

    На мой взгляд, "Яблоку" все-таки необходимо обращаться преимущественно к головам, к трезвому уму людей. В этом случае за умом следуют чувства.

    Под понятием "трезвый ум" я подразумеваю здравый смысл. Мне кажется, "Яблоко" - это партия здравого смысла. И она должна остаться такой.

    По моему убеждению, "Яблоко" на сегодняшний день ю единственная политическая сила в России, которая не делает той ошибки, которую всегда совершал русский политический класс. Ошибка состоит в том, что все внимание было сконцентрировано на укреплении и ус илении внешнего величия России, а не на улучшении внутреннего положения страны.

    Угроза безопасности России исходит сегодня не из внешнего мира, а изнутри. И стать великой державой Россия сможет не путем запугивания своих соседей и всего мира, а только в том случае, если наведет порядок внутри страны, если поднимет экономику и общест во до уровня современного мира.

    Эту правду, на мой взгляд, лучше всех партий в России поняло "Яблоко". Российский избиратель знает это уже давно - во всяком случае его большинство. "Яблоко" и дальше должно этому соответствовать.

    И еще одно, заключительное, замечание.

    Везде, где это возможно: на уровне местного самоуправления, на региональном и федеральном уровне, "Яблоко" должно брать на себя политическую ответственность. Только таким образом избиратели могут увидеть, какие политические цели и задачи ставит перед соб ой "Яблоко" и каких квалифицированных и ангажированных людей оно объединяет.

    "Яблоко" может и должно практиковать активную наступательную политику.

    Вячеслав Игрунов:
    - Хочу выразить глубокую признательность господину Фальку Бомсдорфу за интерес к объединению "Яблоко", за поддержку нашей организации. Материал Ф. Бомсдорфа, который сегодня публикуется, представляется мне очень важным, потому что в нем очень много верны х наблюдений и полезных замечаний. Я надеюсь, что этот "взгляд со стороны" поможет нашим региональным организациям и объединению в целом в построении сильной демократической партии.


    Назад в оглавление