[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации] [Форумы]
[Персоналии] [С.В.Иваненко]
Сергей Иваненко
Не надейтесь на раскол Европы

"Московские новости" №26 (1044) 4-10 июля 2000 г.

На прошлой неделе мой коллега по фракции "Яблоко" Александр Шишлов и я приняли участие в сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы. В России на нас обрушился град обвинений: как это вы поехали, когда делегация Госдумы приняла решение не ездить в Страсбург до тех пор, пока нам не вернут право голоса?

Нас обвиняли в предательстве, и никто почему-то не вспомнил, что, помимо Чечни, ПАСЕ занимается и правами русскоязычных в Латвии, и соблюдением демократических свобод на Украине, и другими важными для России вопросами. "Большую" думскую делегацию почему-то интересовала только возможность крикнуть: "Не ругайте нас за Чечню!" Но много ли от этого крика будет толку?

Скажу сразу: в апреле я выступал против решения Парламентской Ассамблеи Совета Европы о лишении российской делегации права голоса на заседаниях этого представительного европейского форума. Между прочим, тогда все руководство ПАСЕ тоже придерживалось этой позиции. Голосование прошло на "волне", вызванной обсуждением чеченской темы.

Но если нас лишают права голоса, значит ли это, что мы не можем больше никак влиять на ПАСЕ? Нет. Потому что ПАСЕ, как и любой парламент, готовит свои решения в перерывах, за разговорами между депутатами. Как правило, депутаты голосуют за те решения, которые им рекомендуют комитеты. И у наших депутатов была возможность убедить членов комитетов поддержать российскую позицию. Но депутаты этой возможностью не воспользовались.

Мы работали в политическом и юридическом комитетах, работали в рамках либеральной группы. В результате из двух предложенных нами поправок прошла одна, причем принципиальная: в ней говорится, что ПАСЕ вернет российской делегации полномочия, если наш парламент использует все свое влияние для восстановления прав человека в Чечне. Как видите, формулировка не жесткая, мы не берем на себя обязательств, скажем, вступать с кем-то в переговоры или освобождать подозреваемых в уголовных преступлениях боевиков. Можно сказать, что это рука, протянутая России. В Европе понимают, что наше Федеральное собрание ограничено в своих полномочиях: оно не может своим решением прекратить войну в Чечне. Просят только "сделать все возможное". Но если мы даже не хотим "сделать все возможное" для мира в Чечне, то о чем тогда с нами можно разговаривать? Тогда впору России самой объявить, что конвенции о правах человека, которые она сама же подписала и ратифицировала в Думе, вступая в 1996 году в СЕ, больше не имеют для нее силы.

Слава Богу, наш парламент уже делает шаги в правильном направлении. В Думе принят закон о чрезвычайном положении, о необходимости которого "Яблоко" говорило еще со времен дагестанских событий прошлого года. В сентябре в Думе прой-дут слушания о правах человека в Чечне. На эти слушания нужно обязательно пригласить представителей ПАСЕ. Нужно, что-бы на этих слушаниях были рассмотрены все 12 уголовных дел, заведенных по событиям в Чечне, включая небезызвестное дело полковника Буданова. Нужно, чтобы Дума занималась своими прямыми обязанностями без всякого ПАСЕ. Тогда и в Страсбурге будут принимать положительные для нас решения. Разгово-ры о "врожденной" антироссийской позиции депутатов Совета Европы - вранье. Людей с такими настроениями в ПАСЕ - единицы. Все остальные депутаты, включая руководителей всех пяти основных фракций, хотят работать с нами.

Но вместо того чтобы работать, многие депутаты в России рассчитывают на раскол между Комитетом министров Совета Европы и ПАСЕ. Мол, исполнительная власть в Европе простит России любые бомбежки, а в ПАСЕ сидят популисты, с которы-ми и говорить не о чем. Но такие надежды вряд ли имеют под собой почву, потому что никакого раскола в Совете Европы нет - сейчас обе составляющие СЕ выставляют России единые тре-бования, Если в апреле ПАСЕ предложило Комитету министров рассмотреть вопрос об исключении России из СЕ, то теперь тот же вопрос предложено рассмотреть, если Россия не будет достаточно активно стремиться к соблюдению прав человека в Чечне. Ситуация как бы подвешена, а Россия оказывается под постоянной угрозой исключения из СЕ. Это значит, что к нам будут и дальше ездить проверочные комиссии и мы попадаем в такое же положение, как Латвия и Турция, которые находятся под постоянным наблюдением ПАСЕ.

Остаются два выхода: ускорить восстановление человеческих условий жизни в Чечне или выйти сначала из ПАСЕ, а потом и изо всех других международных организаций и жить "своим умом". Сейчас таким образом живет только Северная Корея. Пример не очень вдохновляющий.

"Московские новости" №26 (1044) 4-10 июля 2000 г.

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации] [Форумы]

info@yabloko.ru