[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости]
[Персоналии] [А. Мельников]
Алексей Мельников
Излишняя свобода рук
«Время новостей», 17 июля 2000 года, № 82, с.3

В последнее время много говорится о получении Счётной палатой дополнительных властных полномочий. Мысль старая – «выбить» себе дополнительные властные ресурсы чиновники Счётной палаты пытаются не первый год. И не первый год об усилении ответственности этого органа, повышении контроля за его деятельностью со стороны парламента, приведении закона «О Счётной палате» в соответствие с Конституцией не говорится ни слова. А между тем без решения этих серьёзных и первоочередных задач сложно ожидать повышения эффективности работы Счётной палаты.

В соответствии со 101 статьёй Конституции Совет Федерации и Госдума создают Счётную палату «для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета». Между тем, 2-я статья действующего закона «О Счётной палате» значительно расширяет полномочия этого органа. Счётной палате приписываются функции уж никак к сфере «контроля за исполнением бюджета» не относящиеся, в частности «определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности». По сути это задачи не Счётной палаты, а Госдумы и Правительства. Многочисленные (и как правило некачественные) проверки Счётной палатой «эффективности и целесообразности» приватизации того или иного предприятия базируются как раз на положениях закона «О Счётной палате», противоречащих Конституции.

Другая серьёзная проблема в работе Счётной палаты, заложенная в закон, -бесконтрольность со стороны Федерального Собрания. Например, на основании ст. 10 закона «О Счётной палате» Коллегия Счётной палаты сама, без какого-либо решения Федерального Собрания вправе проводить любые «внеплановые контрольные мероприятия». Что же это за мероприятия, никак не контролируемые и не санкционированные парламентом?

При этом, никакими эффективными средствами контроля за работой Счётной палаты Федеральное Собрание не обладает. Скажем, если Совет Федерации или Государственная Дума захотят снять аудитора или зампреда Счётной палаты, то для этого необходимо в соответствии со ст. 29 две трети (!) голосов палаты. (Легче назначить Председателя правительства, чем снять проштрафившегося аудитора). Забавно, что в соответствии со ст.5 и 6 закона аудиторы, председатель и зампред Счётной палаты назначаются на должность простым большинством соответствующей палаты парламента.

Сегодня этот бесконтрольный, громоздкий и не слишком эффективный недоросль, отбившийся от мамы (Государственной Думы) и папы (Совета Федерации) хочет получить побольше властных игрушек. Каких? Обсуждается много интересных идей. Например, по прихоти Счётной палаты всю необходимую для её работы информацию обязаны направлять не только все органы госвласти, но и все частные и коммерческие организации. Или ещё одна мысль, греющая сердца и карманы чиновников Счётной палаты почти со времени её основания – «списание в безакцептном порядке бюджетных средств со счетов». С любых счетов, включая «предприятия, учреждения, коммерческие банки, иные организации». Трудно себе представить возможные масштабы коррупции в Счётной палате при принятии подобных решений.

Последняя тенденция в работе Счётной палаты – довольно странное сближение с Президентом и Правительством. Интенсивность усилий такова, что иной раз кажется, что золочёный дворец Счётной палаты на Зубовской площади скоро войдёт в ансамбль московского Кремля. Но и в Администрации Президента, и в Правительстве есть свои контрольные органы, а задача Счётной палаты это работа по тем запросам, которые формулирует парламент. Счётная палата – глаза и уши парламента, а не служанка Президента. Статьёй 10 Конституции в России установлено разделение властей. И Счётная палата это орган, подчиняющийся законодательной власти, обязанный действовать так, как этого хочет законодательная власть (даже если Президент или Правительство с этими действиями не согласны).

Сегодня Государственной Думе имеет смысл не торопиться и вместо скоропалительной реформы Счётной палаты создать депутатскую Комиссию и провести серьёзную проверку её работы за все предшествующие годы. А по результатам этой проверки подготовить законодательные изменения.

«Время новостей», 17 июля 2000 года, № 82, с.3
[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости]
[Персоналии] [А. Мельников]


info@yabloko.ru