[Начальная страница] [Карта сервера] [Новости] [Форумы] [Книга гостей]
 [Персоналии] [С. Попов]

ОБРАЗ ШКОЛЫ БУДУЩЕГО

Сергей Попов,
депутат Государственной Думы

Сергей Попов

Сергей Попов долгое время преподавал высшую математику в вузе. Когда его избрали в городской Совет Санкт-Петербурга, он не раздумывая пошел работать в комиссию по образованию.
И теперь, являясь депутатом Государственной Думы, избранным жителями Московского района, городов Колпино, Пушкина и Павловска, членом фракции "Яблоко", Сергей Алексеевич немало сил и времени уделяет решению как насущных, так и перспективных проблем питерских школ .


Начинается последний учебный год XX века. Следующий - перешагнет рубеж времен. Уже нет времени ни на рассуждения о "школе будущего века", ни на очередные "радикальные реформы" на благо тех, кто будет жить и учиться в следующем столетии. То, что мы имеем сейчас, сегодня, это и есть образ питерской школы начала следующего столетия. Мягко говоря, неоднозначный образ. Учащиеся, студенты видят в нем одни черты, родители - иные, педагоги - третьи. Свой особый взгляд имеют также и политики, и Правительство России... Но еще никто не сказал, что его удовлетворяет этот образ. Довольных, даже частично, нет!
Первые и главные вопросы, которе заботят всех участников образовательного процесса: насколько активно будет развиваться система платного образования? Будет ли сохранено в прежнем объеме образование бесплатное? Особенно в высшей школе...
Должен сказать, что Государственная дума действующего созыва только за последние два года отбила две серьезные попытки Правительства РФ "прихватизировать" систему высшего образования. Это один из тех редких примеров, когда абсолютное большинство депутатов-думцев (в том числе, конечно, и "Яблоко") стеной встали за сохранение возможности учиться бесплатно как в общеобразовательной школе, так и в вузе. И в дальнейшем, я уверен, усилия по т а к о м у реформированию образования - не пройдут. Порукой тому - пакет федеральных законов об образовании.
Тем не менее из различных школ города ко мне то и дело поступают сигналы о непрекращающихся попытках ввести платные уроки, заключить с родителями какие-то договоры на оказание "спонсорской" помощи. Это, конечно же, рассматривается мамами и папами, как плохо завуалированная попытка ввести частичное платное образование. Как юрист, должен заявить: никто не имеет права заставить вас платить за обучение ребенка в школе, если вы этого не желаете. Все уроки, вписанные в расписание, по действующему закону могут быть только и однозначно бесплатными. Школа может лишь предложить какие-то дополнительные занятия - помимо общей программы - для тех, кто не против платить. Подобные занятия , и это тоже прописано в законе, должны носить исключительно факультативный курс, не должны мешать основным урокам, и проводиться исключительно на добровольной основе.
Убежден, что родители в собственных же интересах должны знать свои права и права своего ребенка. И уметь в сложной ситуации защитить их неагрессивно, но настойчиво. Помочь им понять суть и отдельные положения Закона Российской Федерации "Об образовании" могли бы руководители отделов, комитетов и управлений образования, контрольные комиссии, которые созданы недавно в управлениях: помочь понять и разобраться в конкретной ситуации. Увы, нередко именно в вопросах оплаты интересы работников образования и родителей резко расходятся. И при всем моем отрицательном отношении к попыткам педагогов навязать ученику нечто платное, я могу понять и позицию школ. Государственное финансирование сегодня таково, что современные условия работы школы просто-напросто невозможно. Я уже не говорю о такой проблеме, как достойная оплата педагогического труда как в школах, так и в вузах.
Все, что сейчас тревожит школу, имеет своей причиной ту экономическую ситуацию, в которой находится страна: безденежье, бюджетная маета. В этом году Государственная дума приняла решение о постепенном повышении зарплаты педагогов. Зарплата школьного учителя должна была сравняться со средней зарплатой в промышленности страны, а учителя вузовского - в два раза больше. Совет Федерации поддержал наше решение. Но... Президент Ельцин наложил на него вето. Очевидно, очень испугался - как бы учителя его, не дай Бог, не приняли за какого-нибудь популиста. Промолчало и Министерство образования РФ, которое больше других должно быть заинтересовано в скорейшем решении именно материальных проблем школы.
Между тем Министерство больше занято стряпанием "исторических" проектов. Причем один проект "краше" другого. Последний шедевр в области реформирования образования - это программа по введению уже в ближайшее время 12-летнего образования в средней школе. Меня, как человека, знакомого с реальными проблемами образования, как депутата Государственной думы, не убедили министерские аргументы. Речь велась о необходимости максимального и быстрейшего приближения к общеевропейскому образованию, о том, что программы настолько насыщенны, что школьники не успевают их усваивать, что лишний год необходим ради сохранения психического и физического здоровья подрастающего поколения... Тогда я решил посоветоваться с педагогами школ, с руководителями образования, с родителями... Никто из тех, кто поделился со мной своими размышлениями, не отозвался положительно о планах Министерства. Общее мнение таково: "Как бы хорошо ни звучали аргументы московских чиновников от образования, ясно одно: подобная мера преждевременна. Бюджет государства сегодня не в состоянии обеспечивать должным образом ни систему общего образования, ни высшую школу. Откуда, скажите, могут взяться средства на дополнительный год? За счет чего он будет финансироваться? Или надежда на родительский кошелек?.."
Могу заверить, это мнение моих избирателей без купюр доведено до сведения как моих коллег в Думе, так и чиновников Министерства образования.
У государства нет средств на обеспечение не только европейского уровня образования, но и на создание нормальных условий работы и жизни педагогов. Живо в памяти, насколько сложно было изыскать деньги на строительство достаточно скромных домов для обеспечения квартирами учителей Колпина, Павловска. Совместно с руководством этих районов мы все же нашли эти деньги. Дома построены. Но далеко не все учителя еще живут в человеческих условиях. Причем, при нынешнем уровне зарплаты у них нет никакой надежды на улучшение жилищных условий без участия государства. Сейчас предстоит довести до конца решение подобной проблемы в Московском районе. Часть квартир в тех двух "небоскребах", которые стоят на Кузнецовской улице, тоже должна быть передана педагогам школ района.
Столь же остра проблема школьных зданий и помещений для внешкольного образования и детского досуга. Причем, не существует никакой реальной программы, которая могла бы исправить положение. За последние годы лишь одна школа в Петербурге может похвастаться тем, что получила новое здание. В Колпино мне удалось хотя бы решить проблему реконструкции Дома творчества детей и юношества. Ребята получили обновленное здание прекрасного качества. Однако, каждый раз решать частным порядком подобные проблемы крайне сложно и не по-государственному. Должна быть создана программа "Школьный дом", должно найтись финансирование. И это - следующая задача.
...Звенит школьный звонок - первый звонок учебного года - и проблемы на время уступают время светлому празднику. Я хочу пожелать и школьникам, и студентам, и педагогам, и, конечно, родителям, такого же праздничного настроения в течение всего этого учебного года, последнего в уходящем столетии.

Невский обозреватель N 8 (58) 1.09.1999