Особое мнение
члена Специальной комиссии Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации
ПОПОВА Сергея Алексеевича

по делу о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина в связи с совершением им действий, приведших к ослаблению обороноспособности и безопасности Российской Федерации

       Считаю правильными выводы Специальной комиссии о том, что политика, проводимая Президентом, сформированным им Правительством, в своей деятельности опиравшимся на большинство Федерального Собрания Российской Федерации, нанесла большой ущерб обороноспособности и безопасности Российской Федерации.
       Вместе с тем полагаю, что ст. 285 действующего Уголовного кодекса Российской Федерации не допускает возможности привлечения Б.Н.Ельцина к уголовной ответственности за эти действия.
       По действующему уголовному законодательству России злоупотребление должностным лицом (в том числе лицом, занимающим государственную должность) должностными полномочиями - это использование виновным своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности.
       Комиссией не было установлено, что Б.Н.Ельцин умышленно разваливал Вооруженные силы страны для удовлетворения своих корыстных либо иных личных интересов. Заинтересованность Б.Н.Ельцина, как известно, состоит в стремлении сохранить власть в своих руках. А для этого Б.Н.Ельцину нужна боеспособная, хорошо оплачиваемая армия. Нужен генералитет, готовый при необходимости оказать ему силовую поддержку (как это произошло в октябре 1993 года).
       Развал Вооруженных сил явился результатом общего развала экономики страны, повлекшего хроническую нехватку средств, необходимых для содержания хотя бы в удовлетворительном состоянии не только Вооруженных сил, но и систем здравоохранения, народного образования, пенсионного обеспечения, науки, культуры, жилищного строительства и т. д.
       Верховный Суд Российской Федерации в своем заключении неминуемо подтвердит очевидную юридическую необоснованность обвинения Президента по данному пункту в случае включения его в принятое в соответствии со ст. 93 Конституции Российской Федерации Постановление Государственной Думы. Порочность одного из пунктов обвинения вызовет недоверие Совета Федерации и к остальным его пунктам.
       В то же время изложенное никоим образом не исключает политической ответственности Президента за обоснованно отмеченный в заключении Комиссии большой ущерб обороноспособности и безопасности Российской Федерации, причиненный его действиями.
С. А. Попов