Яблоко. Начальная страница.

“ЯБЛОКО” об экономической программе  Правительства РФ на 1998-1999 годы

Тезисы выступления Г.А.Явлинского на Бюро Общественного политического Объединения ЯБЛОКО 25.03.98

Пресс-релиз
03.04.98
 
Настаивая на отставке правительства В.Черномырдина, мы имели в виду преодоление вульгарно-примитивного подхода к реформированию российской экономики. Отставка правительства без объяснения причин, без оценки его деятельности, заявления о том, что новое правительство будет продолжать “дело Черномырдина”, означает, что и результаты деятельности, и судьба этого так называемого “технократического” правительства будет такими же. 
Однако смена правительства все же дает повод еще раз высказаться относительно логики некоторых ключевых элементов среднесрочной экономической политики. 
Главная стратегическая задача на сегодняшний день и среднесрочную перспективу - создание условий для инвестиций в реальное производство в обрабатывающих отраслях промышленности и реинвестирование получаемых прибылей. Без решения этой задачи невозможно реально решить ни вопрос собираемости налогов, ни вопрос выплаты пенсий и зарплаты, ни даже вопроса элементарной безопасности ядерных и прочих объектов. 
Иначе говоря, опорные точки нового курса должны быть следующими : при сохранении максимально низкой инфляции резкое уменьшение объема неплатежей, то есть сокращение бартера и вексельного обращения, проведение активной политики создания рабочих мест в промышленности — эффективная отечественная промышленная политика, преодоление сырьевой направленности экономики России, и, наконец, выполнение государством хотя бы минимального объема социальных гарантий перед населением, то есть разумные и эффективные социальные программы. 
На практике обеспечить следование таким курсом можно путем выполнения следующего комплекса взаимоувязанных мероприятий: 
1. Проведение эффективной налоговой реформы. В проекте нового налогового законодательства должно быть предусмотрено снижение ставок налогов с целью расширения налогооблагаемой базы. Малые и средние предприятия освобождаются от целого ряда налогов. Необходимо уже в 1998 году снизить налог на прибыль до 20 процентов, а НДС - до 15 процентов. В 1999 году необходимо осуществить дальнейшее резкое снижение налогов. 
Решительное упрощение налоговой системы, кратное сокращение числа налогов. Мотивационный эффект к увеличению производства может быть достигнут, если общая сумма налогового платежа не превысит, например, 25 процентов от выручки. 
Отдельным, чрезвычайной важности вопросом, является проведение экономической амнистии путем принятия ряда законодательных актов, позволяющих начать легальную экономическую деятельность и быть освобожденным от уголовного или административного преследования, если будет заплачен 12 процентный налог со всего основного и оборотного капитала и имущества, с которого не были заплачены налоги. 
В 1999 году на изменение принятых налоговых решений должен быть объявлен мораторий на срок не менее 5 лет. 
2. Реструктуризация долгов российских компаний перед федеральным бюджетом, выработка графика их возврата и механизма индексации их остатков. Одновременно вводится график постепенной переоценки основных фондов и сокращаются ставки ряда налогов на предприятиях топливно-энергетического сектора при условии использования высвобождающихся ресурсов на инвестирование в разработку месторождений и предприятий обрабатывающей промышленности. 
3. Проведение жесткой политики санации неплатежеспособных предприятий, главная цель которой - обретение эффективного собственника, привлечение инвестиций. 
4. Создание Государственной службы охраны собственности и контрактного надзора. 
5. Введение свободной и упрощенной процедуры регистрации малых и средних предприятий, замена “разрешительного” принципа на “уведоми-тельный”, обеспечение их защиты от рэкета и вымогательства государственных чиновников, резкое сокращение числа лицензируемых видов деятельности. 
6. Немедленные активные и практические действия по привлечению инвестиций на основе соглашений о разделе продукции, внесение на утверждение Федерального Собрания широкого перечня месторождений. 
7. Создания конкурентной среды - ключевая задача экономической политики. Резкое повышение статуса и прав антимонопольных органов, ужесточение антимонопольного законодательства и, особенно, практики его реализации. 
8. Разработка и осуществление ряда мер по защите внутреннего рынка России в соответствии с процедурами Всемирной торговой организации, а также комплексное стимулирование несырьевого экспорта. Кроме того, разработка и введение ряда специальных мер по стимулированию высокотехнологичного российского производства и обеспечение его всемерной поддержки на международных рынках. 
9. Инвентаризация всей федеральной собственности (в т.ч. за рубежом) и обеспечение контроля за ее использованием для пополнения доходной части бюджета. 
10. Глубокий и всесторонний аудит крупнейших естественных монополий и немедленная организация общественного контроля (в форме общественных советов) за их доходами (прежде всего Газпрома) с целью безусловной ликвидации задолженностей бюджетам всех уровней. 
11. Установление жесткого контроля за использованием бюджетных средств на всех уровнях. 
12. Разработка и внесение в Государственную Думу РФ проекта Закона о федеральном бюджете на 1999 год одновременно с проектом Закона о государственной структурной политике, а также Государственной программой приватизации на 1999-2000 и последующие годы с учетом того, что главными приоритетами приватизации становятся обеспечение эффективного управления предприятиями и привлечение инвестиций. 
13. Ликвидация льгот и привилегий работников государственного аппарата, сокращение расходов на содержание высших должностных лиц. 
14. Кардинальное реформирование системы оплаты труда и пенсионного обеспечения работников государственного аппарата, создание залоговой системы в сочетании с элементами корпоративного управления со стороны крупнейших компаний. 
15. Образование правоохранительных структур, независимых от других правительственных органов для борьбы с организованной преступностью и коррупцией в госаппарате. 
16. Экологизация экономической политики, в том числе в части налогов и бюджета. 
17. Осуществление эффективной промышленной политики средствами налогового, таможенного регулирования, негосударственными кредитными ресурсами, политической поддержкой нескольких наиболее приоритетных отраслей российской экономики. 
Выделение приоритетных отраслей должно основываться на следующих критериях: 
- наличие необходимой и сложившейся ранее производственной базы; 
- наличие емкого внутреннего рынка и(или) возможность выхода на внешние рынки; 
- возможность быстро и неинфляционным путем получить финансирование; 
- возможность построения замкнутой технологической цепочки, в которой расширение капиталовложений и производства в одной отрасли вызывает расширение капиталовложений и производства в смежных отраслях и вновь возвращается обратно положительным импульсом для первой отрасли. 
Для того, чтобы структурная промышленная политика была успешной, необходимо обеспечить полное финансирование по всем приоритетным направлениям. Нельзя финансировать 60 программ по 5% каждую. В этом случае их должно быть три, но со 100% финансированием. 
В рамках Программы следует тщательно рассмотреть следующие отрасли и технологические цепочки, которые могли бы удовлетворять этим критериям: 
- комплекс топливно-энергетических отраслей, но при обязательном условии их увязки с обеспечивающими их предприятиями металлургической, металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности; 
- легкая промышленность совместно с обеспечивающими ее предприятиями по переработке хлопка и по производству химических красителей; 
- автомобиле- и авиастроение совместно с их предприятиями металлургической, металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности; 
- производство мебели совместно с обеспечивающими предприятиями лесной и деревообрабатывающей промышленности; 
- строительный комплекс вместе с обеспечивающими его предприятиями по производству стройматериалов и строительно-монтажной техники; 
- военно-промышленный комплекс вместе с обеспечивающими его предприятиями металлургической, электронной и машиностроительной  промышленности. 
Проведение со стороны Правительства по всем направлениям активной протекционистской политики на внешних рынках. 
18. Начало работы по заключению полномасштабного договора о создании единого экономического пространства со странами - членами СНГ, которые готовы проводить согласованную экономическую политику в следующих областях: 
- предпринимательство; 
- рынок товаров и услуг; 
- транспорт, энергетика, информация; 
- денежная и банковская система; 
- финансы, налоги и цены; 
- рынок капитала и ценных бумаг; 
- рынок труда; 
- таможенные правила и тарифы; 
- внешнеэкономические отношения и валютная политика; 
- стандартизация, патентное дело, метрология, статистика и бухгалтерский учет. 
19. Важнейшей заботой правительства должна быть грамотная социальная политика. Приведенные выше меры уже к концу года позволят принципиально решить проблему невыплат заработной платы работникам бюджетных организаций, а также в значительной мере работникам, занятым на предприятиях, оказывающих услуги и поставляющих продукцию армии, МВД, здравоохранению, образованию и другим бюджетным сферам. 
Однако, это лишь необходимое, но недостаточное условие. Современная социальная политика должна, прежде всего, стимулировать потребительский спрос и резко улучшить структуру доходов и расходов семей. Это означает работу в направлении увеличения доли денежных доходов населения до 75 процентов ВВП, особенно с учетом почти двукратного падения самого ВВП. А в части доходов -  специальная налоговая и таможенная политика, направленная на уменьшение постоянно растущих расходов семьи на питание и увеличение доли расходов на непродовольственные товары длительного пользования, на бытовое обслуживание, культуру, спорт, развлечения и отдых. 
Реформирование растущей части социальных затрат бюджета, как, например, жилищно-коммунального хозяйства, должно начинаться с реформы доходов населения и ликвидации так называемых “общественных фондов потребления предприятий”. 
Необходим, далее, очень существенный маневр трудовыми ресурсами, основанный на создание по всей стране открытого рынка жилья, специальных программ по переобучению и переподготовке. Необходимо принятие целой системы мер по преодолению застойной и скрытой безработицы. Все эти меры должны быть направлены на создание современной постиндустриальной структуры занятости и рыночных трудовые отношений. 
20. И, наконец, важнейшей задачей является введение новых конкурентных правил экономического поведения для крупнейших финансовых и финансово-промышленных групп. Можно с большой степенью вероятности утверждать, что значительная часть тех, кого сегодня называют олигархами, более или менее уже готовы к открытым и равным правилам со стороны правительства. Вопрос теперь в значительной мере за ним - хватит ли авторитета, знаний и независимости, чтобы реально осуществить такую новую политику. 
21. Такой поворот в деятельности правительства потребует также внесения Федеральному Собранию РФ поправок к “Закону о печати”, создающих условия для финансовой и экономической независимости прессы, а также устанавливающих административную и уголовную ответственность за попытки давления на СМИ в любых формах, особенно со стороны органов власти. 

Таков перечень некоторых существенных элементов экономической политики. Можно еще многое добавить или с чем-то поспорить, но нет сомнений, что, не сделав выше перечисленных шагов, выйти на траекторию экономического роста не удастся.
Предыдущий пресс-релиз
Пресс-служба
Слкдующий пресс-релиз
 
 

Copiright(c) 1998 Yabloko yabloko@orc.ru
Web Powered by ORC info@orc.ru