[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Пресс-служба]

Итоги работы фракции "ЯБЛОКО" в Государственной Думе в 2002 году

Пресс-конференция Сергея Иваненко и Игоря Артемьева
Государственная Дума. 25 декабря 2002 года

Иваненко С.В. Добрый день, коллеги! Тема сегодняшней пресс-конференции: "Итоги работы в Государственной Думе фракции "ЯБЛОКО" в 2002 году".

Если оценивать работу Государственной Думы в 2002 году, то можно констатировать, что Государственная Дума в своей работе стабильна. И в этом смысле этот год мало, чем отличается от года предшествующего, 2001- го.

Оценки, которые давались нами год назад, мы можем практически полностью повторить и в этом году. Дума сегодня не имеет самостоятельного политического значения, не имеет самостоятельного значения как законодатель. Она в полном объеме делит с правительством и недостатки и достижения. А определенные достижения мы должны отметить.

Сергей Иваненко и Игорь Артемьев на пресс-конференции в Госдуме  25 декабря 2002 года. Фото: Сергей Локтионов, пресс-служба

Сергей Иваненко и Игорь Артемьев на пресс-конференции в Госдуме
25 декабря 2002 года. Фото: Сергей Локтионов, пресс-служба
Большой снимок

Прежде всего, это то, что сохраняется, хоть и небольшой, но все же экономический рост. Проводится, хотя и непоследовательно, но все-таки либеральная налоговая реформа. Стабилизируется политическая система. Хотя все больше и больше она приобретает черты управляемой демократии.

Но, так или иначе, все что происходит в стране, сегодня всецело определяется Кремлем и Белым домом, Государственная Дума по большинству вопросов выступает, как машина для голосования. И так называемый "союз четырех" или "центристы" в Государственной Думе, является лишь зеркалом всех тех событий, которые происходят на высших уровнях исполнительной власти в нашей стране.

Если говорить о работе "ЯБЛОКЕ", то мы удовлетворены работой фракции. Несмотря на то, что она работает в Государственной Думе в сложных условиях и находится в меньшинстве и в оппозиции по большинству вопросов и к исполнительной власти, и к "центристам", тем не менее, показала свою эффективность. И продемонстрировала, что мы способны даже в этих условиях находить конструктивные пути взаимодействия с исполнительной властью и проводить законы.

Если говорить о цифрах, то за последние два года депутаты фракции, ну, конечно, с участием депутатов других фракций, смогли провести через Государственную Думу 29 федеральных законов, которые вступили в силу и подписаны президентом. Эффективность работы каждого нашего депутата - значительно выше, чем у депутатов других фракций.

На сегодня наши депутаты подготовили и внесли 136 законопроектов, помимо этих 29-ти, они находятся на разных стадиях в работе в парламенте. Около 25-ти законопроектов уже прошли первое чтение. Есть два закона, которые были приняты в третьем чтении. Некоторые законопроекты, получив одобрение Думы, отклонены Советом Федерации или президентом.

Одним словом, фракция достаточно уверенно обосновалась в Государственной Думе, и за год до выборов мы можем сказать, что смогли найти свое место, смогли поработать даже в тех условиях, которые сегодня определяются политической структурой Государственной Думы и политической ситуацией в стране в целом.

Если называть некоторые важные результаты, важные законопроекты, то я бы хотел отметить прежде всего очень важную поправку в закон о малом бизнесе, которая была принята на днях. Нам удалось добиться того, чтобы упрощенная система налогообложения малого бизнеса, при всех своих недостатках, хотя бы существовала. Эту поправку внесли депутаты нашей фракции: Игорь Артемьев, Михаил Задорнов и я. Она исключает из числа налогооблагаемых расходов расходы на закупку товаров и услуг. Без этой нормы малый бизнес в нашей стране с 1 января просто бы прекратил свое существование. И то, что нам удалось в последние дни добиться принятия этой поправки, является показателем того, что фракция может влиять на очень важные вопросы, касающиеся экономического положения нашей страны.

К числу наших заслуг я отношу принятие и подписание президентом поправки в 37 главу Уголовного кодекса: расширение пределов необходимой самообороны. Это очень важный результат. И мы уже сейчас видим, что этот закон оказывает благоприятное воздействие на атмосферу в стране. И я думаю, что это тоже показатель возможности "ЯБЛОКА" по взаимодействию с исполнительной властью.

К числу наших достижений я отношу и блокирование так называемой реформы РАО "ЕЭС России", того пакета законов по электроэнергетике, о котором так много говорят. Я полагаю, что фракция "ЯБЛОКО" сыграла решающую роль в том, чтобы в этом году этот пакет не был принят.

Реформа РАО "ЕЭС России", безусловно, необходима. Но то, что нам предлагалось и предлагается по сей день, не имеет никакого отношения к реформе, а является по сути дела инструментом для концентрации и экономической, и политической власти в руках олигархических и клановых группировок в нашей стране. И поэтому борьба с этим законом, с этой "реформой" в кавычках - это борьба с криминальным капитализмом в нашей стране, с капитализмом "по понятиям".

Мы удовлетворены тем, что президент России Владимир Путин прислушался к той точке зрения, которую высказывали различные политические силы, в первую очередь, "ЯБЛОКО". И те решения, которые были приняты в последние дни, показывают, что президент на нашей стороне в этом вопросе.

Безусловно, обстановка, которая складывается в Государственной Думе, ни может не влиять на законодательный процесс. Я приведу только несколько примеров, чего нам пока не удается сделать.

Мы внесли Альтернативный бюджет, предложили более существенную налоговую реформу, в частности, реформу единого социального налога. Эти предложения пока не получают поддержки ни в Думе, ни в правительстве.

Мы внесли законопроект о порядке формирования Совета Федерации, отмене принципа назначения представителей в Совете Федерации, переходу к выборному принципу.

Мы внесли пакет законопроектов по малому бизнесу: о введении новой организационно-правовой формы в нашем законодательстве - семейный бизнес - бизнес, который не требует государственной регистрации и является максимально свободным и максимально эффективным.

Мы внесли законопроект о статусе участников боевых действий, который находится сегодня в работе. Пока нам не удается получить поддержку министерства обороны и правительства.

У нас есть пакет законов по судебной системе, по реформе правоохранительных органов. В частности, недавно мы внесли закон о создании федеральной службы расследований, который призван стать важным элементом той реформы, которая абсолютно необходима в этой системе. Она сегодня встречает очень жесткое противодействие со стороны руководства практически всех правоохранительных органов.

Все эти законопроекты юридически полностью проработаны. Если бы они были приняты, конечно, ситуация в стране была бы иной и нам удалось бы развернуть вектор политики в нашей стране и заставить ситуацию развиваться совершенно в другом направлении, в направлении прорыва, прежде всего экономического прорыва, в направлении создания гражданского общества и политического укрепления демократических институтов в нашей стране.

К сожалению, мы сегодня не имеем поддержки в парламенте и в правительстве по этим вопросам. Наши надежды в основном на то, что нас сможет поддержать президент Путин, с которым ведутся постоянные консультации. И по некоторым вопросам нам удается продвигаться.

Если резюмировать, все то, что я сказал о работе Думы и фракции "ЯБЛОКО" в этом году, то мы полагаем, что фракция "ЯБЛОКО" является самой эффективной, в довольно неэффективно работающей Государственной Думе.

Артемьев И.Ю. Спасибо, Сергей Викторович. Я позволю себе назвать нашу фракцию маленькой фракцией больших инициатив.

На самом деле, согласитесь, небольшая фракция совершенно не может механическим образом повлиять на решение Государственной Думы. И поэтому есть смысл концентрироваться на приоритетных направлениях. Собственно, механизм нашей работы в этом и заключается: мы стараемся находить основные болевые точки во всех сферах общественной жизни страны и затем апеллировать напрямую к общественному мнению, к мнению специалистов, к правительству, к президенту и к Думе, потом с помощью средств массовой информации стараемся привлекать общественное внимание к тем или иным проблемам.

И очень часто происходит так, что сразу наши законодательные инициативы не принимаются. Но они принимаются через год, через два, когда общественное мнение к этому становится готово. Так было, например, с системой, когда аресты возможны только по решению суда. Я прекрасно помню, когда мы в 1999-ом году вносили этот закон в Государственную Думу, один из высокопоставленных чиновников президентской администрации говорил нам, что если это и будет, то через 50 лет. Однако сегодня мы с вами живем уже в ситуации, когда судебные аресты стали реальностью.

Или, скажем, если продолжить о судебно-правовой реформе, нам говорили, что суды присяжных в Российской Федерации и во всех субъектах Федерации появятся не раньше, чем через 15 лет. И, тем не менее, даже по вновь принятому законопроекту это произойдет буквально в ближайший год. Но вначале это все отвергалось.

Нас очень часто критикуют за то, что мы выдвигаем какие-то очень радикальные инициативы, а потом проходит год-два-три и оказывается, что общество к ним готово.

Вот, например, ситуация, связанная с Федеральной службой расследования, о которой говорил Сергей Викторович. Система предварительного следствия в стране носит ведомственный характер, ее нужно изменять. Когда мы полтора года назад об этом впервые заговорили, все было принято в штыки. Сейчас федеральный закон серьезно обсуждается и парламенте, и у президента. Если не сейчас, то через несколько лет, но все равно увидим, что будет создана единая система следствия в стране, когда следователи будут выведены из-под ведомственного контроля и на самом деле будут свободно осуществлять свою работу в интересах защиты прав граждан.

Или, скажем, нам говорили о том, что поправок в закон о необходимой обороне, в 37-ю статью Уголовного кодекса, делать не нужно, потому что и так все хорошо. Мы два года добивались отмены отрицательного заключения правительства по законопроекту, но в конечном итоге ситуация созрела и это стало возможным.

Или, скажем, возьмем систему образования. Вы знаете, что в "ЯБЛОКЕ" этой темой занимается Александр Владимирович Шишлов, председатель профильного комитета. Мы пришли к выводу, что есть несколько задач. Вот один вопрос просто просится в парламент, причем немедленно, нужно как можно быстрее принимать решение.

Два года назад страны европейского региона подписали так называемую Болонскую конвенцию. И 29 стран Европы, понимая, что между, скажем, немецкой и английской системой образования есть очень большие различия, приняли решение, что в области стандартов образования необходимо постепенно объединяться в единый европейский регион. Россия не попросила там даже статуса наблюдателя! И два года вообще никто этой темой не занимался, пока Шишлов и фракция "ЯБЛОКО" не привлекла внимание общества к тому, что мы можем безнадежно отстать с точки зрения европейской интеграции по высшему образованию, если мы не подключимся к этому процессу и не начнем реформировать нашу систему образования таким же образом, как это делают сегодня европейцы. И сегодня уже идет речь о том, чтобы к середине следующего года, примерно в июле, Россия может вступить в Болонскую конвенцию и станет ее полноправным участником.

О реформе РАО "ЕЭС России" Сергей Викторович уже сказал. Очевидно, что это ключевой вопрос экономической политики в нашей стране.

Или вспомним нашу позицию по жилищно-коммунальному хозяйству. Нам удалось предотвратить превращение этой реформы в чисто фискальную операцию, когда хотели в несколько раз поднять коммунальные тарифы, в очередной раз ограбить население и решить все свои проблемы без структурной реформы. Это тоже ключевой вопрос.

Мы говорим о проблемах безопасности в атомной энергетике. Мы говорим о том, что средства массовой информации сегодня оказываются в сложном положении и боремся за отмену дискриминационных поправок, которые пыталась принять Государственная Дума, ведь речь идет не больше не меньше о фундаментальной ценности, закрепленной в Конституции.

Мы пишем Альтернативный бюджет и говорим об основных положениях налоговой реформы и реформы инвестиций. Для этой области мы подготовили закон о концессиях.

Возвращаясь, например, скажем, к вопросам, связанным с правоохранительной системой, я хотел бы сказать, мы об этом еще не говорили, что мы в ближайшее время внесем закон об отмене военной юстиции вообще. То есть об отмене в Российской Федерации военных судов и военной прокуратуры. Наверное, только историей России можно объяснить, почему сегодня существует такая специализированная юстиция, почему сегодня военные преступления не может рассматривать обычный гражданский суд.

Почему военные получают возможность иметь такую специализированную юстицию? А почему мы не создаем тогда медицинскую юстицию или еще какую-нибудь подобную? Этот закон тоже будет принят в штыки. Мы убеждены, нам будут говорить о специфике работы в военных гарнизонах. О том, что существуют уставы, о том, что они очень своеобразны и необходимо очень много лет заниматься военным делом, чтобы быть хорошим судьей и так далее. На самом деле все это пустое. Защита гражданских прав, в том числе людей, находящихся на военной службе, является для нас приоритетной.

Если мы говорим о военной реформе, которая является, несомненно, ключевой для российского общества для его эволюционирования и нормального развития, то мы говорим о последовательности реформы и даем экономические расчеты.

Я коснулся здесь только некоторых вопросов. Те инициативы, которые вносит фракция, как правило, являются крупными и касаются практически всех сфер общественной жизни от экономики до юриспруденции, юстиции, защиты прав граждан, защиты прав детей. И в этом смысле нам, конечно, помогает вся наша партия в нашей работе, потому что 17 человек, наверное, такую большую нагрузку вряд ли бы выдержали. Мы пользуемся случаем поблагодарить наших коллег, экспертов, наш аппарат и наших коллег по партии в регионах, которые являются творцами очень многих наших инициатив.

Иваненко С.В. Коллеги, вопросы, пожалуйста.

Вопрос. Можно уточнить, что вы будете предлагать в предвыборный год, какие можно выделить блоки основные?

Иваненко С.В. Мы не будем предлагать популистских предвыборных инициатив. Фракция работает в систематическом режиме. У нас есть план законопроектной работы, который утвержден в январе 2000 года, как только мы пришли в парламент. Мы работаем по этому плану. Те законы, которые я назвал, являются предметом нашего первоочередного внимания и в этом году, и в следующем. Кроме этого, есть еще пакет из более чем ста законов, и это все есть наша работа.

Я полагаю, что наши избиратели уже разобрались в том, что политики ведут себя по-разному. "ЯБЛОКО" будет вести себя как и раньше.

Мы, безусловно, будем заниматься государственным строительством и выборным законодательством, мы будем заниматься защитой прав человека, будем заниматься вопросами поощрения конкуренции и экономической свободы. Одним словом, здесь не будет никаких неожиданностей.

Вопрос Существуют ли какие-то инициативы, уже согласованные с СПС?

Иваненко С.В. Существует Координационный совет с СПС, хотя сегодня он работает не так интенсивно, как это было в то время, когда во главе Координационного совета от СПС был Виктор Похмелкин. Мы с ним работали, мне кажется, более плодотворно. Но и сегодня мы координируем свою позицию по ряду вопросов.

Я не думаю, что по тем вопросам, которые мы назвали, у нас будут существенные противоречия с Союзом Правых Сил, исключая, безусловно, реформу РАО "ЕЭС" и ряд законопроектов, по которым, как мне кажется, позиция СПС определяется не только и не столько экономической целесообразностью, сколько внутриполитическими и кадровыми обстоятельствами. Очевидно, что реформа РАО "ЕЭС" идет под руководством одного из лидеров СПС Анатолия Чубайса. И, конечно, это серьезно влияет на позицию фракции, которая практически отказывается обсуждать содержание этой реформы и по данному вопросу выступает как машина для голосования.

Вопрос Государство уходит от своих обязанностей соблюдения норм Конституции в части законодательного регулирования прав граждан. Дума не приняла ни одного закона в данном направлении. Более того, закон о митингах, шествиях, собраниях и т.д. не движется в Думе. Какова ответственность в этом соблюдении инструкции между президентом Российской Федерации и Государственной Думой?

Иваненко С.В. Если я правильно понял вопрос, то речь идет о некоторых законах, связанных с приданием большей независимости Государственной Думе, её политической самостоятельности. Насчет закона о демонстрациях, я сейчас детали, конечно, не помню но по-моему, с этой темой особых проблем пока не возникало. Если они возникнут, мы готовы их рассматривать. Если я правильно вспоминаю обстоятельства рассмотрения этого законопроекта, то один из основных аргументов его отклонения был тот, что эти нормы уже регулируются другими законодательными актами и не требуется специального закона. Поэтому этот вопрос на самом деле чисто правовой, и он, конечно, должен быть урегулирован. Если он не урегулирован в полном объеме, мы готовы к нему вернуться.

Что касается самостоятельности Государственной Думы, это зависит прежде всего от граждан, от выборов. Нынешний состав Государственной Думы изначально не был послушен власти, не был послушен Кремлю. Просто примерно за год, за полтора года произошли достаточно существенные изменения в политической структуре. И в частности, фракция "Отечество-Вся Россия", которая раньше была самостоятельной политической силой, теперь превратилась по сути дела в отдел партии "Единство". И именно это существенным образом повлияло на политический расклад сил в Государственной Думе.

Я думаю, что наши избиратели это видят, и на выборах будут голосовать не только сердцем, но и, наверное, уже другими частями тела.

Спасибо.

Пресс-конференция Сергея Иваненко и Игоря Артемьева
Государственная Дума. 25 декабря 2002 года


См. также:

Раздел "Реформа электроэнергетики" на сайте "ЯБЛОКА"

Раздел "Реформа ЖКХ" на сайте "ЯБЛОКА"

Раздел "Бюджет2003" на сайте "ЯБЛОКА"

Госдума поддержала поправку "ЯБЛОКА" в Уголовный кодекс, помогающую гражданам защищать свою жизнь от преступников - пресс-релиз 8 февраля 2002 года (Пресс-служба)

"ЯБЛОКО" открывает дорогу семейному бизнесу - пресс-релиз 20 сентября 2002 г. (Пресс-служба , Раздел "Налоговая политика", Раздел "Налообложение малого бизнеса")

"Яблоко" вносит в Думу закон «О статусе участников боевых действий" - пресс-релиз 24 апреля 2000 года (Пресс-служба, раздел "Оборонная политика")

Для обеспечения независимости следователей "ЯБЛОКО" предлагает создать Федеральную службу расследований - пресс-релиз 31 декабря 2002 года (Пресс-служба)

Арест и заключение под стражу должны производиться только по решению суда, полагает депутат Сергей Попов - пресс-релиз 5 апреля 2001 года (Пресс-служба)

Председатель думского Комитета по образованию и науке Александр Шишлов выступает за активное участие России в Болонском процессе европейской интеграции высшего образования - пресс-релиз 25 июня 2002 г. (Пресс-служба , Раздел "Политика в области образования")

Лидер "ЯБЛОКА" поддержал решение президента наложить вето на поправки в закон о СМИ - пресс-релиз 25 ноября 2002 г. (Пресс-служба)

Цель: Россия - европейская страна. Доклад Г.А.Явлинского на Федеральном Совете "О политических приоритетах РДП "ЯБЛОКО" в 2003 году" 21 декабря 2002 года Также в формате .RTF

Демодернизация. Программная статья Григория Явлинского. апрель - октябрь 2002 года

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Пресс-служба]

info@yabloko.ru