[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
РАЗДЕЛ 4. Оборона, безопасность, международные договоры и соглашения
Фракция "ЯБЛОКО" в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации - законодательная деятельность, позиция, результаты голосования 2002 г.

РАЗДЕЛ 4. Оборона, безопасность, международные договоры и соглашения.

РАЗДЕЛ 4. Оборона, безопасность, международные договоры и соглашения

Оборона

Законы, подписанные и обнародованные Президентом РФ

 

Федеральный     закон     "О внесении изменений     в некоторые     законодательные     акты     Российской Федерации     по     вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления      им отдельных льгот" (в    части       установления      нового порядка расчета     денежного   содержания военнослужащих, приведения его к уровню оплаты труда федеральных государственных      служащих,  а    также      отмены военнослужащим отдельных льгот) 

Военная реформа, о которой говорят уже десять лет, продолжает пробуксовывать. За эти годы произошло только сокращение численности Вооруженных Сил Российской Федерации до уровня 1200 тыс. человек. Ничего нового не определено в таких основополагающих документах, как Концепция военного строительства и Военная доктрина. В войска практически не поступает новое вооружение и военная техника,  находящиеся в войсках вооружение и военная техника   физически и морально устарели.   Материальное и социальное положение военнослужащих остается  на крайне низком уровне.

10 апреля 2002 года Государственная Дума приняла проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот"  в третьем чтении.

При подготовке этого закона Правительство РФ исходило из того, что, повысив денежное довольствие военнослужащих в 1,5-2 раза, оно отменяет ряд дополнительных выплат   к денежному довольствию (например, компенсацию за подоходный налог и пенсионную надбавку) и лишает военнослужащих всех льгот по жилью и жилищно-коммунальным услугам. При этом Президент РФ В.В. Путин неоднократно заявлял, что реальное  денежное довольствие увеличится в 1,5-2 раза. Однако, расчеты показывают, что реальное денежное довольствие военнослужащих увеличится лишь на 10% (с учетом инфляции). Доказательства  этого мы приведем ниже.

1 июня 2002 года подписан Указ Президента Российской Федерации  №537 "О денежном довольствии военнослужащих".

Указ подписан после вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот".

С 1 июля 2002 года уровень должностных окладов изменится следующим образом:

Наименование типовой воинской должности

Размер оклада по воинской должности до 1 июля 2002 года

Размер оклада по воинской должности после 1 июля 2002 года

Повышение должностного оклада (в %)

Повышение денежного довольствия в целом

Первый заместитель министра обороны

1906

4410

131,3

1,33

Заместитель министра обороны, Главнокомандующий видом ВС

1771

4050

128,6

1,31

Командующий родом войск, начальник главного (центрального) управления, командующий войсками военного округа

1460-1594

3780

137,1

1,34

Командующий армией

1327-1415

3420

141,7

1,36

Командир корпуса

1216-1263

3087-3131

150,7

1,40

Командир дивизии

1130-1172

2778-2822

143,2

1,37

Командир бригады

1021-1062

2381-2425

130,8

1,32

Командир полка

953-997

2249-2293

132,9

1,32

Командир батальона

818-865

1985-2029

150,5

1,43

Командир роты

731-774

1764-1808

137,5

1,52

Командир взвода

622-665

1587-1631

165,3

1,60

Стрелок

511-524

970-1014

91,8

1,56

 

Повышение денежного довольствия военнослужащих в целом будет значительно ниже, чем повышение должностных окладов за счет того, что до 1 января 2003 года оклад по воинскому званию остается прежним,  отменяется пенсионная надбавка, отменяется компенсация подоходного налога.

Кроме того, если учесть, что с 1 июля 2002 отменяются все льготы военнослужащих за коммунальные услуги, а также не учитывается уровень инфляции, то реальная прибавка к существующему уровню денежного довольствия составит менее 10%.

С 1 января 2003 года увеличиваются оклады военнослужащих  по воинскому званию. Они будут следующими:

Наименование воинских званий Размер оклада по воинскому званию до 1 января 2003 года Размер оклада по воинскому званию после 1 января 2003 года Повышение окладов по званию (на %) Повышение денежного довольствия в целом по сравнении с 1 июля 2002 года
Генерал армии 960 1440 50 1,05
Генерал-полковник 900  1350 50 1,05
Генерал-лейтенант 840 1260 50 1,06

Генерал-майор

780

1170

50

1,07

Полковник

720

1080

50

1,07

Подполковник

660

990

50

1.08

Майор

600

900

50

1,08

Капитан

540

810

50

1,09

Старший лейтенант

480

720

50

1,09

Лейтенант

450

675

50

1,09

Младший лейтенант

420

585

39,2

1,09

Старший прапорщик, старший мичман.;, прапорщик, мичман

360

540

50

1,09

Старшина, главный корабельный старшина; старший сержант, главный старшина

300-312

450

50

1,10

Рядовой, матрос 

252

360

42,8

1,10

 

Можно сказать, что повышение окладов по воинскому званию не приведет к значительному улучшению материального положения военнослужащих.

Так, например, командир взвода в звании "лейтенант" или "старший лейтенант"  с 1 января 2003 года будет получать на руки с вычетом уплаты подоходного налога и оплаты квартиры не более 3800-4000 рублей в месяц. Для семьи из трех человек это ниже  сегодняшнего прожиточного уровня.

Государственной Думой была принята значительная часть поправок фракции "ЯБЛОКО", что позволило значительно улучшить редакцию законопроекта по сравнению с  редакцией, принятой в первом чтении.

Таблица поправок фракции "ЯБЛОКО"

№ п/п

Содержание поправки

Заключение Комитета по обороне

Предложение Правительства РФ

Результаты голосования в ГД

1.

Сохранение при расчете военных пенсий компенсации за продовольственный паек.

Поддержать

Отклонить

Принять поправку

2.

Одновременное  с федеральными государственными служащими (и в той же пропорции) повышение размеров денежного довольствия военнослужащих.

Поддержать

Отклонить

Принять поправку

3.

Введение ежегодной индексации размеров окладов денежного содержания военнослужащих до 1 апреля текущего года на разницу между величинами реального уровня инфляции в предыдущем году и уровня инфляции, установленного законом о федеральном бюджете на предыдущий год, и до 1 октября - на величину, равную уровню инфляции, установленному законом о федеральном бюджете на предыдущий год.

Поддержать

Отклонить

Отклонить поправку

4.

Предоставление в первоочередном порядке жилой площади членам семей военнослужащих, погибших (умерших) военнослужащих.

Поддержать

Поддержать

Поддержать поправку

5.

Повысить размеры окладов по воинскому званию не с января 2004 года, как предлагает Правительство РФ, а с 1 января 2003 года.

Поддержать

Поддержать

Поддержать поправку

6.

Введение денежных компенсаций  за отмену льгот по коммунальным услугам и оплате жилья.

Поддержать

Отклонить

Отклонить поправку

7.

Сохранение при расчете пенсий по случаю потери кормильца стоимости  продовольственного пайка.

Отклонить

 

Отклонить поправку, так как она учтена при принятии поправки № 1

8.

Сохранение пенсионной надбавки для лиц, прослуживших 20 лет и более.

Отклонить

 

Отклонить поправку, так как была принята поправка, предусматривающая увеличение максимальной процентной надбавки за выслугу лет с 40% до 70%.  

Но даже, несмотря на это,  фракция "ЯБЛОКО" не поддержала принятие законопроекта потому, что окончательная редакция закона приводит к следующим негативным последствиям:

· отказу от ежегодной индексации денежного довольствия военнослужащих в зависимости от уровня инфляции;

·  отказу от денежной компенсации за отмену льгот по оплате жилья и коммунальных услуг;

·  отказу от компенсации за выплаченный подоходный налог.

Принятие в полном объеме всех  изменений по денежному довольствию военнослужащих и по денежным компенсациям за отмененные льготы позволит на этапе военного реформирования  подготовить и осуществить переход на контрактный метод комплектования Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований.

По расчетам Правительства РФ  на реализацию принятого закона в 2002 году потребуется дополнительно 23 млрд. рублей. Однако, эта цифра вызывает удивление, так как в действующем законе о федеральном бюджете на 2002 год уже предусматривалось повышение денежного довольствия военнослужащих. Единственным дополнительным расходом, не предусмотренным федеральным бюджетом, является  расчет пенсий военнослужащим с учетом компенсации за продовольственный паек. Но на это необходимо дополнительно не более 9 млрд. рублей, которые можно было бы погасить за счет дополнительных доходов.

Голосование фракций (в %)

 

КПРФ

Единство

ОВР

СПС

ЛДПР

ЯБЛОКО

Аграр. группа

Нар. депутат

Регионы России

“за”

0

98,8

87,8

96,9

100

0

0

68,4

43,8

“против”

92,9

0

6,1

0

0

0

95,3

8,8

35,7

 

 

Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе".

Фракция «ЯБЛОКО» голосовала против внесенного Правительством РФ законопроекта «Об альтернативной гражданской службе» при его рассмотрении 17 апреля 2002 года.

Правительственный законопроект был принят в первом чтении 251 голосом «за» при 58 против и трех воздержавшихся. Из 17 членов фракции «ЯБЛОКО» против правительственного проекта закона проголосовали 16, один депутат не участвовал в голосовании.

В ходе рейтингового голосования фракция «ЯБЛОКО» поддержала два других законопроекта «Об альтернативной гражданской службе». Один из них внес  депутат Владимир Семенов, другой - группа депутатов (на заседании палаты этот законопроект представлял депутат Юлий Рыбаков, а одним из разработчиков является председатель Комитета гражданского контроля Российской демократической партии «ЯБЛОКО» Валерий Борщев).

Депутаты «ЯБЛОКА» считают:

- срок АГС должен быть равен сроку службы по призыву или не превышать его более чем в 1,25 раза;

- АГС следует проходить исключительно в социальной сфере, в сфере здравоохранения или Министерства по чрезвычайным ситуациям, но не в Вооруженных Силах РФ и других войсках;

- призывник не должен в обязательном порядке обосновывать свое желание проходить АГС вместо срочной службы в армии, достаточно его заявления об этом.

Между тем, правительственный законопроект предусматривал 4-летний срок АГС (два срока службы по призыву. Такого срока прохождения АГС нет ни в одной стране Европы. В международной практике срок АГС, превышающий срок воинской службы более чем в полтора раза, считается дискриминационным).

В правительственном законопроекте не сказано ни слова о прохождении АГС в социальной сфере, здравоохранении, зато указано, что АГС можно проходить в качестве гражданского персонала в Вооруженных Силах.

Этот  законопроект обязывал призывника доказывать обоснованность своего желания проходить АГС, что противоречит статье 29 Конституции РФ, в которой сказано, что «никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них». Поскольку направлять на АГС по этому законопроекту будут военкоматы, есть основания опасаться, что большинство призывников, подавших заявления о прохождении АГС, будут направлены для прохождения альтернативной службы в Вооруженных Силах против их воли.

Таким образом, правительственный законопроект, подготовленный Министерством обороны, практически блокирует создание института альтернативной гражданской службы (АГС).

Депутат Государственной Думы от  фракции "ЯБЛОКО" А.Г. Арбатов внес ко второму чтению законопроекта поправки, в которых предлагается:

- прохождение альтернативной службы за пределами территории постоянного проживания гражданина осуществляется по собственному желанию гражданина,  направляемого на альтернативную гражданскую службу;

- прохождение альтернативной службы в качестве гражданского персонала на предприятиях и в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований осуществляется по собственному желанию гражданина,  направляемого на альтернативную гражданскую службу;

- срок альтернативной гражданской службы устанавливается в  1,25 раза больше срока военной службы по призыву (в правительственном  законопроекте в 2 раза больше);

- срок альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих данную службу в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований устанавливается равным сроку военной службы по призыву (в законопроекте в 1,5 раза больше);

- получение предписания для убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы должно происходить не в военном комиссариате, а на призывной комиссии;

- на мероприятия, связанные с направлением граждан на альтернативную военную службу, граждане вызываются не повестками военного комиссариата, а  повестками призывной комиссии;

- к  месту прохождения альтернативной гражданской службы гражданина направляет не военный комиссар, а призывная комиссия.

Депутат Арбатов также внес дополнительную поправку, которая уточняет положение о том, что альтернативная  служба за пределами территории проживания гражданина допускается по собственному желанию гражданина,  направляемого на альтернативную гражданскую службу, за исключением случаев, когда на территории постоянного проживания отсутствуют вакансии в соответствии с перечнем видов работ, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу.

19 июня 2002 года на своем пленарном заседании Государственная Дума рассмотрела законопроект "Об альтернативной гражданской службе" во втором чтении. На этом заседании представитель Правительства РФ А.Починок неожиданно  предложил изъять и отклонить из таблицы поправок, рекомендованных Комитетом по законодательству к принятию и предварительно согласованных с Правительством РФ, более половины из 133 поправок, причем сделать это практически без обсуждения, единым списком. В число отклоненных поправок включили все те, которые касались уменьшения срока альтернативной службы, экстерриториальности, порядка направления  на альтернативную службу, ее прохождения, порядка оплаты труда, запрета на прохождение службы в организациях и на предприятиях Вооруженных Сил РФ. Государственная Дума силами проправительственных фракций ("Единство", ОВР, "Народный депутат", "Российские регионы") выполнила волю представителя Правительства и приняла все, что он требовал.

Судя по всему, непосредственно перед обсуждением закона Министерство обороны и другие "силовые структуры" оказали давление на высшее политическое руководство страны и добились его санкции на изменение позиции Правительства в сторону резкого ужесточения закона об АГС.

После этого фракция "ЯБЛОКО" приняла решение о солидарном голосовании против принятия законопроекта во втором чтении.

По новому закону, призывника, который будет проходить альтернативную гражданскую службу, ждет следующее. Его могут направить за пределы того субъекта федерации, в котором он живет, в организации и на предприятия Вооруженных Сил РФ и других войск, работать придется только на низших должностях с мизерной оплатой и не более, чем на одной ставке.

Продолжительность альтернативной службы - три с половиной года (по законопроекту - в 1,75 раза больше, чем срок военной службы по призыву).

Такой закон  только увеличит количество уклоняющихся от службы по призыву и расширит поле для коррупции. Те же, кто пойдет в армию из под палки, под страхом альтернативной гражданской службы, которая превратится в трудовую армию, все равно не станут хорошими солдатами и не будут добросовестно выполнять свой долг по защите Отечества.

Путь к усилению боеспособности Вооруженных Сил состоит не в "драконовском" законе об альтернативной гражданской службе, а в переходе на контрактную армию, других мерах военной реформы - и не в течение десятилетия, а за 2-3 года.

Принятый закон об АГС существенно ослабит стимулы для "силовых структур" к проведению военной реформы, поскольку практически консервирует отжившую и полностью дискредитировавшую себя систему подневольного комплектования ВС и других войск по призыву.

Результаты голосования за принятие проекта федерального закона "Об альтернативной гражданской службе".

Голосование фракций (в %)

 

КПРФ

Единство

ОВР

СПС

ЛДПР

ЯБЛОКО

Аграр. группа

Нар. депутат

Регионы России

“за”

3,7

95,2

100

0

100

0

32,6

90,9

68,1

“против”

48,8

0

0

78,1

0

94.1

4,7

1,8

14,9

Законопроекты, внесенные депутатами фракции "ЯБЛОКО"

 

Проект федерального закона "О статусе участников   вооруженных  конфликтов  и статусе участников боевых действий"

Законопроект "О статусе участников боевых действий"  уже вносился на рассмотрение Государственной Думы, но ввиду крайне отрицательного отношения к нему Правительства РФ был отозван авторами для дальнейшей доработки.

Рабочая группа предложила изменить название законопроекта и отойти от понятия льгот. В декабре 2002 года планируется его повторное внесение  в Государственную Думу.

В настоящее время статус участников большинства войн и боевых действий, которые проводились (проводятся) Советским Союзом и Российской Федерацией определяется целым рядом федеральных законом, регулирующими отдельные его составляющие: “О ветеранах”, “О статусе военнослужащих”, “Об обороне”, “О чрезвычайном положении”, “О воинской обязанности и военной службе”, “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу и членов их семей”, "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" и другими.

Положения этих законов относятся к событиям, прошедшим ранее, не всегда  стыкуются между собой и кроме того многие участники реальных боевых действий, проводившихся в последнее время, получают дополнительные льготы и выплаты только в соответствии с подзаконными нормативными правовыми актами (указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации). Поэтому представляется целесообразным, чтобы статус участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий регулировался федеральным законом, в соответствии с которым государство берет на себя определенные материальные и моральные обязательства перед участниками боевых действий до их возникновения .

Наличие такого закона, гарантирует, что исполнительная власть, начиная любые боевые действия, должна будет учитывать, что государство обязано нести крупные расходы, обеспечивать их участников и членов их семей соответствующими материальными благами за риск и потерю здоровья.

Законопроект включает в себя юридическое понятие участника вооруженных конфликтов и участника боевых действий, дает определение понятиям "боевые действия", "вооруженный конфликт", "район боевых действий", устанавливает конкретные  выплаты, льготы и привилегии во время проведения боевых действий, после их завершения,  а также в случае гибели или смерти участника, устанавливает мероприятия по комплексной реабилитации участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий, а при необходимости и членов их семей.

Проект федерального закона "О статусе участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий" состоит из  32 статей, объединенных в семь глав.

Глава I раскрывает общие положения, которые используются в документе. К ним относятся: понятия участников вооруженных конфликтов, участников боевых действий (статья 1), статуса участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий (статья 2), условия, на которых граждане привлекаются к участию в вооруженных конфликтах и боевых действиях (статья 3), правовые основы статуса участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий (статья 4), отнесение к участникам боевых действий (статья 5).

Статья 4 (пункт 3) особо оговаривает, что статус участников и инвалидов Великой Отечественной войны определяется в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах". В главе I к исключительной компетенции исполнительной власти законопроект относит ряд полномочий, в том числе Президенту Российской Федерации предоставлены права: определять по представлению министра обороны Российской Федерации или руководителя иного федерального органа исполнительной власти перечень воинских частей, штабов и учреждений, временных формирований, участвовавших в боевых действиях, районы боевых действий и период их проведения; относить отдельные категории граждан, принявших участие в боевых действиях,  и не попадающих под действие настоящего Федерального закона, к участникам боевых действий.

Глава II посвящена социальной защите участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий (статьи 6-17). В ней представлены: содержание и меры  социальной защиты участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий, денежное довольствие участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий и дополнительные выплаты за непосредственное участие в боевых действиях,  определены социальные гарантии и компенсации участникам вооруженных конфликтов и участником боевых действий, в том числе инвалидам (по охране здоровья и медицинской помощи, по пенсионному обеспечению и налогообложению, по предоставлению жилых помещений, коммунальных услуг, проезду на транспорте, в области труда и отдыха, культуры, оказанию ритуальных услуг). Ряд статей данной главы в целях сопряжения с действующим законодательством (пенсионным, налоговым, о статусе военнослужащих) имеют бланкетный характер.

Глава III посвящена комплексной реабилитации участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий (статьи 18-22). В ней дано понятие и содержание комплексной реабилитации, раскрыто содержание федеральной базовой и индивидуальной программы реабилитации инвалидов боевых действий. Статья 22 устанавливает организацию медицинской и психологической реабилитации участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий.

Глава IV устанавливает меры социальной защиты членов семей погибших (умерших), пропавших без вести участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий и определяет выплаты членам семей пропавших без вести участников боевых действий (статьи 23-24).

Глава V "Финансирование мер социальной защиты" разделяет расходы на реализацию прав и льгот на расходы, возмещаемые за счет средств федерального бюджета, и, возмещаемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (статьи 25, 26). Статья 27 устанавливает порядок возмещения расходов.

Глава VI посвящена обязанностям и правам участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий (статьи 28-30).

В главе VII (статьи 31, 32) представлены заключительные положения законопроекта: о перечне нормативных правовых актов, которые требуют приведения в соответствии с настоящим Федеральным законом (статья 31), о вступлении в силу настоящего Федерального закона (статья 32).

Финансирование мероприятий, которые предусматриваются законопроектом осуществляется за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и в основном уже предусмотрены в этих бюджетах в соответствии с другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

В тоже время, устанавливая перечень льготы и компенсаций, требующих расходов, законопроект предоставляет Президенту Российской Федерации право определять по представлению министра обороны Российской Федерации или руководителя иного федерального органа исполнительной власти перечень воинских частей, штабов и учреждений, временных формирований, участвовавших в боевых действиях, районы боевых действий и период их проведения. Это дает возможность просчитать "социальную" цену и частично  расходы на ведение возможных боевых действий, но не потребует финансовых затрат до принятия соответствующего решения Президентом Российской Федерации.

1 декабря 2002 года новая редакция законопроекта направлена на заключение Правительства Российской Федерации.

 

Проект федерального закона  "О внесении изменений   и  дополнений  в  Федеральный  закон "О бюджетной классификации Российской  Федерации"  (в   части  увеличения     перечня   ведомственных     расходов   Министерства    обороны    Российской    Федерации)

В сентябре 2002 года законопроект был внесен на рассмотрение государственной Думы депутатами А.Г. Арбатовым, И.Ю. Артемьевым, Н.М. Безбородовым и С.В. Иваненко.

В соответствии с действующим Федеральным законом "О бюджетной классификации Российской Федерации" ведомственные расходы Министерства обороны  расписываются по 128 позициям: разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов. При этом все данные представляются по Министерству обороны Российской Федерации в целом - без разделения их по видам Вооруженных Сил и самостоятельным родам войск.

В то же время при обсуждении проекта федерального бюджета в Федеральном Собрании РФ у депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации нет четкого представления о том, каким образом будут финансироваться конкретные виды ВС и рода войск, какие в следующем финансовом году будут приоритеты в развитии Вооруженных Сил. Кроме того, поле принятия федерального бюджета право распределения финансовыми средствами между видами ВС  и родами войск принадлежит исключительно Министерству обороны РФ без всякого контроля со стороны депутатского корпуса (в том числе и Счетной палатой РФ) и общественности. Следует иметь в виду, что речь здесь идет о суммах, которые будут выплачиваться конкретным видам ВС и родам войск, иногда превышающих по своему  объему затраты на некоторые разделы федерального бюджета.

Предлагаемый законопроект предусматривает расширение перечня ведомственных расходов Министерства обороны РФ не только по министерству в целом, но и по видам ВС и самостоятельным родам войск: РВСН, Сухопутным войскам, ВВС, ВМФ, ВДВ и ВКС. Это расширит перечень ведомственных расходов до 850 позиций, что позволит более профессионально подходить как к процессу утверждения федерального бюджета, так и к более качественному контролю за его исполнением,  как со стороны Федерального Собрания РФ, так и со стороны общественности. При этом структура и наименование разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов авторами законопроекта не изменялась по сравнению с действующим Федеральным законом "О бюджетной классификации Российской Федерации".

Безопасность

Законопроекты, принятые Государственной Думой

 

 

Проект федерального закона N 146522-3 "О внесении изменений в    статью     4     Закона   Российской   Федерации   "О средствах массовой   информации"   и   в   статью 15    Федерального закона "О   борьбе   с терроризмом"   (в  части недопущения пропаганды терроризма в средствах массовой информации)

Внесен депутатами ГД Н.М.Безбородовым, П.Т.Бурдуковым,     К.В.Ветровым, В.И.Илюхиным,  В.В.Каретниковым,  Н.Д.Ковалевым,   В.Я.Комиссаровым, Н.А.Овчинниковым.

1 ноября 2002 года Государственная Дума  приняла в третьем чтении Проект федерального закона N 146522-3 "О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" и в статью 15 Федерального закона "О борьбе с терроризмом" (в части недопущения пропаганды терроризма в средствах массовой информации).

Законопроект очень короткий, но изменения, которые он вводит очень сильно скажутся на работе средств массовой информации как в условиях проведения контртеррористической операции, так  и в условиях, когда такая операция не проводится.

Статья 1 (поправки к закону о СМИ) законопроекта гласит:

" Не допускается использование средств массовой информации и компьютерных сетей информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для пропаганды или оправдания терроризма и экстремизма, призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости."

Статья 2 (поправки к закону "О борьбе с терроризмом") законопроекта гласит:  

"2. Не допускается распространение через средства массовой информации либо иным образом сведений:

1) раскрывающих специальные технические приемы и тактику проведения контртеррористической операции;

2) способных затруднить проведение контртеррористической операции и создать угрозу жизни и здоровью людей, оказавшихся в зоне проведения контртеррористической операции или находящихся за пределами указанной зоны;

3) служащих пропаганде или оправданию терроризма и экстремизма, а также высказываний террористов, экстремистов и иных лиц, препятствующих осуществлению контртеррористических операций, которые пропагандируют и/или оправдывают сопротивление проведению контртеррористических операций в любой форме".

Введение в действие этих поправок создаст основу для ограничения свободы слова и преследования средств массовой информации. Формулировки, содержащиеся в поправках расплывчаты и неконкретны.

Фракция "ЯБЛОКО" не поддержала принятие этого законопроекта по следующим причинам:

1. Законопроект не допускает распространение через СМИ информации, "препятствующей проведению контртеррористической операции".

В соответствии с такой формулировкой любая информация и точка зрения, касающаяся, к примеру, критики способов и методов проведения  контртеррористической операции в Чечне, будет трактоваться как нарушение Федерального закона "О борьбе с терроризмом" со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Даже критика позиции Президента США Дж. Буша по поводу  проведения операции против Ирака, будет подпадать под действие этого закона, так как эта операция представляется администрацией США как  контртеррористическая.

2. Предусмотрен запрет СМИ распространять "высказывания  лиц, направленные на воспрепятствование проведению контртеррористической операции, пропаганду и (или) оправдание сопротивления проведения контртеррористической операции".

Такая формулировка будет распространяться не только на террористов, но и на всех, кто позволяет себе критиковать действие власти. Она позволит органам исполнительной власти, как федеральным, так и местным, преследовать любого журналиста , любое средство массовой информации, занимающихся темами Чечни и терроризма.

Мы считаем, что борьба с журналистами и реальная борьба с терроризмом не имеют между собой ничего общего.

По нашему мнению, действующие положения федеральных  законов "О средствах массовой информации" и "О борьбе с терроризмом" эффективны и вполне достаточны для обеспечения беспрепятственного осуществления контртеррористических операций.

Фракция "ЯБЛОКО" обратилось к Президенту Российской Федерации отклонить принятый Государственной Думой проект федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" и в статью 15 Федерального закона "О борьбе с терроризмом".

25 ноября Президент РФ В.В. Путин отклонил законопроект  и предложил создать по нему согласительную комиссию.

По этому поводу председатель Российской демократической партии "ЯБЛОКО" Григорий Явлинский заявил о том, что Президент России Владимир Путин "поступил совершенно верно", наложив вето на поправки в закон о СМИ, ограничивавшие действия журналистов при освещении экстремальных ситуаций. "Это самостоятельное и очень правильное решение", - считает лидер "ЯБЛОКА".

Вместе с тем Г.Явлинский подчеркнул, что "вопрос борьбы за свободу слова еще не закрыт, работы предстоит много". Касаясь предстоящей доработки законопроекта в согласительной комиссии, лидер "ЯБЛОКА" заверил журналистов, что "мы сделаем все, чтобы наиболее одиозные нормы были исключены из законопроекта".

"ЯБЛОКО" последовательно выступало против принятия поправок в закон о СМИ в том виде, как они были предложены на рассмотрение парламенту. По мнению "яблочников", введение их в действие позволило бы ограничивать свободу слова и преследовать неугодные средства массовой информации. Предложенные поправки, по мнению "яблочников", могли бы применяться против всех, кто позволяет себе критиковать действия власти.

Голосование фракций (в %)

 

КПРФ

Единство

ОВР

СПС

ЛДПР

ЯБЛОКО

Аграр. группа

Нар. депутат

Регионы России

“за”

0

100

88,5

3,0

100

5,9

2,3

85,2

76,6

“против”

78,0

0

0

33,3

0

35,3

46,5

0

4,3

 

 

Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон "О погребении и похоронном деле"

 

20 ноября 2002 года Государственная Дума приняла Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон "О погребении в похоронном деле".

В соответствии с ним погребение лиц, уголовное преследование  в отношении которых в связи с их участием в террористической деятельности прекращено из-за их смерти в результате пресечения данной террористической акции, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Тела указанных лиц для захоронения не выдаются, и о месте их захоронения не сообщается.

Законопроект был внесен членами Комитета по безопасности принят сразу после завершения контртеррористической операции в Москве 23-26 октября 2002 года.

Фракция "ЯБЛОКО"  не поддержало принятие этого законопроекта.

Голосование фракций (в %)

 

КПРФ

Единство

ОВР

СПС

ЛДПР

ЯБЛОКО

Аграр.

группа

Нар.

депутат

Регионы России

“за”

85,4

74,4

84,0

0

100

0

83,7

77,8

51.1

“против”

1,2

0

2,0

100

0

0

0

0

0

Законопроекты, принятые в первом или втором чтении

 

Проект    федерального    закона "О противодействии коррупции"

20 ноября 2002 года Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона "О противодействии коррупции", внесенный депутатом А.Г. Баскаевым.

Законопроект  дает определение  основных понятий, связанных с коррупцией, в том числе самой коррупции, а также   таких как, "коррупционные отношения", "коррупционный акт", "пассивный подкуп", "активный подкуп", которых не было в предыдущих проектах законов, посвященных коррупции.

Однако, можно сказать, что сам законопроект носит несколько декларативный характер. Все понимают, что с коррупцией бороться крайне необходимо, но инструмент такой борьбы должен быть четко прописан, однако кроме своего рода призывов о такой необходимости в законопроекте ничего не представлено.

В законопроекте говорится о создании специального органа при Президенте Российской Федерации - Национальном Совете. Такие органы существуют во многих цивилизованных европейских странах и призваны обеспечить осуществление единой государственной политики по противодействию коррупции. Кроме того, на Национальный Совет возлагаются обязанности по проведению соответствующей аналитической работы и мониторинга в области противодействия коррупции, а также периодическое информирование Президента Российской Федерации о принимаемых мерах законодательного характера.

Кроме того, назначение лиц, претендующих на занятие государственных должностей Российской Федерации (судьи федеральных судов, члены Правительства, федеральные министры и их заместители, глава Администрации Президента Российской Федерации и его заместители, Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации и его заместители), должно проходить с согласия специально созданной Комиссии при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению кандидатур на занятие государственных должностей Российской Федерации, а назначение представителей Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ, в отношении которых принято решение об использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении указанными обществами ("золотой акции") и в органах управления акционерных обществ, акции которых закреплены в федеральной собственности осуществляется на основании решения специальной созданной Комиссии при Правительстве Российской Федерации.

Таким образом, внедрение в жизнь этого законопроекта повлечет за собой создание новых управленческих структур в федеральных органах исполнительной власти.

Депутаты фракции "ЯБЛОКО" неоднозначно отнеслись к принятия этого законопроекта (см. таблицу):

Голосование фракций (в %)

 

КПРФ

Единство

ОВР

СПС

ЛДПР

ЯБЛОКО

Аграр.

группа

Нар.

депутат

Регионы России

“за”

93,9

17,1

98,0

6,1

100

47,1

83,7

44

59,6

“против”

0

0

0

3,0

0

0

0

0

0

Международные договоры и соглашения

    

 

Федеральный    закон  "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Азербайджанской  Республикой    о   статусе,   принципах    и условиях использования    Габалинской     радиолокационной станции (РЛС "Дарьял")"

30 октября 2002 года Государственная Дума ратифицировала Соглашение   между Российской Федерацией и Азербайджанской   Республикой    о   статусе,   принципах    и условиях использования    Габалинской     радиолокационной станции (РЛС "Дарьял"). Соглашение подготовлено в контексте Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой от 3 июля 1997 г. в целях сохранения замкнутого радиолокационного поля в системе предупреждения о ракетном нападении и получения Российской Федерацией информации о ракетно-космической обстановке на южном направлении.

Габалинская радиолокационная станция, расположенная на территории Азербайджанской Республики, несет боевое дежурство с 1985 года и осуществляет непрерывную разведку космического пространства на южном ракетоопасном направлении с целью обнаружения баллистических ракет и космических объектов на траекториях полета, определения параметров их движения и выдачи информации о космической и помеховой обстановке на командный пункт системы предупреждения о ракетном нападении.

Cм. также темы:

Оборонная политика

 

 

 

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]