Госдума приравняла призывников к условно осуждённым, смягчив изначальный вариант закона

13 ноября 2008 года   
12 ноября депутаты Государственной Думы РФ приняли в третьем, окончательном чтении поправки к закону «О воинской обязанности и военной службе», против которых активно выступало "Молодёжное Яблоко". Данные поправки фактически приравнивали миллионы российских граждан к лицам, условно осужденным за те или иные преступления. К третьему чтению из поправок вычеркнули наиболее жесткую норму о том, что призывники должны ставить в известность комиссариаты, куда и на сколько они уезжают, даже если отъезд не превышает двух недель.

В итоге была принята поправка, согласно которой воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами не только по месту жительства, но и по месту их пребывания в случае, если они прибыли в это место на срок более 3 месяцев.

Против принятия данных поправок выступили многие общественные и правозащитные организации, Общественная палата РФ. Федеральный совет "Молодёжного Яблока" выпустил по этому поводу специальное заявление: "Вместо того, чтобы улучшить условия службы, вместо того, чтобы выполнить наконец свои обещания и перейти от принудительного призыва людей в армию к ее добровольному набору на контрактной основе – власть просто сокращает срок службы вдвое в надежде, что уж один-то год призывники государству отдать согласятся, уж один-то год потерпят все те безобразия, которые в нынешней российской армии творятся! И судорожно пытается обеспечить призыв в армию всех, кого только можно призвать и даже кого нельзя – тоже".

По мнению "Молодёжного Яблока", призывники, фактически, приравнивались к условно осуждённым преступникам. Во многих регионах активисты "Молодёжного Яблока" начали проведение кампании против принятия закона. "Яблочники" организовали сбор подписей под обращением к президенту Медведеву с просьбой не подписывать данный закон, а лидерам думских фракций и спикеру Совета Федерации были направлены письма с требованием отклонить предлагаемые поправки - образцы писем можно было скачать с сайта "Молодёжного Яблока" и отправить по адресам.

Собранные подписи - несколько тысяч из разных регионов - были отправлены в администрацию президента. От лидеров фракций были получены ответы - они опубликованы ниже.

В "Молодёжном Яблоке" считают, в том числе и своей заслугой, смягчение принятых в итоге поправок в законодательство о воинском призыве. Тем не менее, принятый законопроект всё равно ограничивает свободу передвижения граждан призывного возраста, поэтому "Молодёжное Яблоко" продолжит общественную кампанию против его введения (принятые Госдумой поправки должен ещё утвердить Совет Федерации и подписать Президент).

Ответы от лидеров фракций Государственной Думы

Фракция ЛДПР:

Я получил от Вас письмо, спасибо, что находите время, поделится своими мыслями и предложениями. ЛДПР неоднократно вносила и вносит предложения, которые реально бы позволили улучшить положение в стране. В ЛДПР внимательно анализируются поступающие письма. С ними знакомятся аналитики, депутаты Государственной Думы фракции ЛДПР. Многие вопросы, которые поднимаются в обращениях граждан, являются темами для обсуждения на пленарных заседаниях Государственной Думы. Ваши предложения будут рассмотрены депутатами фракции ЛДПР и предложены в качестве законодательных инициатив. Благодарю Вас за конструктивные предложения, касающиеся общенациональной идеи, улучшения благосостояния жителей России.
Желаю Вам крепкого здоровья, счастья и благополучия!
С уважением,
В. В. Жириновский

Комментарий "Молодёжного Яблока": Видимо во фракции ЛДПР не читают писем граждан, так как обещание рассмотрения наших предложений и внесения их в качестве законоадтельных инициатив выглядит, по крайней мере, странным, так как поправки в законодательство, которые приравнивают призывников к условно осуждённым, были внесены депутатом от фракции ЛДПР.

Фракция "Справедливая Россия":

Спасибо за Ваше обращение. По поручению Н.В. Левичева ответ подготовлен юристами консультационного центра партии «Справедливая Россия».
Внимательно ознакомившись с Вашим вопросом, считаем необходимым отметить следующее.
Действительно, в марте этого года Государственной Думой РФ был принят во втором чтении проект Федерального закона № 466617-4 «О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе». Законопроект касается обязанностей граждан в области воинского учета.
Необходимость принятия данного закона обосновывается в пояснительной записке к законопроекту. В ней указано следующее.
Законопроект направлен на совершенствование отдельных правовых норм Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", посвященных воинскому учету граждан.
Целью воинского учета является определение количественного и качественного состояния призывных и мобилизационных людских ресурсов, поэтому основным требованием, предъявляемым к воинскому учету, является полная и достоверная информация о гражданах, состоящих на воинском учете, в том числе и о месте их нахождения.
Способствовать достижению указанной цели должна исчерпывающая и недвусмысленная правовая база.
Вместе с тем основной законодательный акт, регламентирующий правоотношения по поводу воинского учета - Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" - в этой части содержит в себе внутренние противоречия.
Так, абзац шестой пункта 1 статьи 10 названного Федерального закона возлагает на граждан обязанность сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место временного пребывания (на срок более трех месяцев), а также при выезде из Российской Федерации на срок свыше шести месяцев и встать на воинский учет в двухнедельный срок по прибытии на новое место жительства, место временного пребывания или возвращении в Российскую Федерацию.
Согласно же пункту 2 статьи 8 того же Федерального закона воинский учет граждан осуществляется только по месту их жительства.
Изложенное не может не затруднять работу военных комиссариатов, порождая при этом неопределенность прежде всего для законопослушных граждан в понимании ими своих обязанностей по воинскому учету.
Так, например, гражданин, проживающий в г. Калининграде, при убытии в длительную командировку в г. Петропавловск - Камчатский, как того и требует абзац шестой пункта 1 вышеназванной статьи 10, снялся с воинского учета по месту жительства.
Таким образом, он фактически прекратил все правоотношения с военным комиссариатом по месту жительства (снялся с воинского учета).
Однако другие обязанности этого гражданина, определенные статьей 10 названного Федерального закона, по - прежнему оказываются связанными с военным комиссариатом именно по месту жительства.
Например, в случае утраты военного билета гражданин обязан в двухнедельный срок явиться в военный комиссариат по месту жительства для решения вопроса о получении нового документа взамен утерянного (абзац 7 пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"). Но как в этом случае должна реализоваться эта норма, если гражданин снят с воинского учета по месту жительства, а его место пребывания за несколько сотен, а может быть, и тысяч километров от места жительства?
Более того, тот же гражданин, руководствуясь все тем же абзацем шестым пункта 1 статьи 10, должен встать на воинский учет в г. Петропавловск - Камчатский, местом его жительства не являющемся. Но, с точки зрения абзаца первого пункта 2 статьи 8, сделать это невозможно, так как воинский учет осуществляется именно по месту жительства гражданина.
Решить изложенную проблему можно только путем взаимного согласования положений статей 8 и 10 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Для этого законопроектом предлагается внести в статью 8 названного Федерального закона изменение, установив, что воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами не только по месту жительства, но и по месту их пребывания в случае, если они прибыли на это место на срок более трех месяцев.
Необходимость решения данной проблемы доказывается и тем, что в Положении о воинском учете, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 719, в отличие от ранее действовавшего, аналогичный подход уже реализован (см. пункт 7 названного Положения). И это только актуализирует законопроект.
Немаловажной является и задача уточнения обязанностей граждан по воинскому учету (статья 10), в том числе применительно к органам местного самоуправления, осуществляющих переданные им полномочия по первичному воинскому учету.
В частности, согласно абзацу пятому пункта* 1 статьи 10 в случае изменения места жительства в пределах муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения гражданин обязан сообщить об этом в военный комиссариат по месту жительства.
Однако новое место жительство гражданина, измененное в пределах муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, может оказаться как в зоне ответственности одного и того же военного комиссариата, так и на территории, на которой осуществляет свою деятельность другой военный комиссариат.
В этом случае неясно, что именно обязан гражданин - просто сообщить об изменении места жительства или же, согласно абзацу шестому пункта 1 той же статьи 10, сняться с воинского учета и встать на воинский учет по прибытии на новое место жительства.
Учитывая это, законопроектом предлагается конкретизировать положения абзацев пятого и шестого пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", установив, что при изменении места жительства в пределах территории, на которой осуществляет свою деятельность военный комиссариат, в котором гражданин состоит на воинском учете, такой гражданин обязан сообщить об этом в военный комиссариат, а при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории, на которой осуществляет свою деятельностьвоенный комиссариат, в котором он состоит на воинском учете, - сняться с воинского
учета и встать на воинский учет по прибытии на новое место жительства.
Такова позиция инициаторов законопроекта, В то же время следует сказать, что указанные поправки к закону вызвали серьезное недовольство общественности, и прежде всего, заинтересованных лиц.
Нельзя не отметить также позицию Общественной палаты РФ. Так, 11 апреля на заседании Совета Общественной палаты было принято Обращение к Федеральному Собранию РФ в связи с проектом № 466617-4 федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе».
В указанном обращении Совет Общественной палаты выразил свою обеспокоенность тем фактом, что Государственная Дума РФ без предварительного общественного обсуждения 21 марта 2008 г. во втором чтении приняла названный проект закона. Ряд положений этого законопроекта вызывает серьезную озабоченность членов Общественной палаты, российских общественных объединений, средств массовой информации. Поправки затрагивают крайне чувствительную сферу жизни значительной части российского общества.
В случае утверждения и вступления в силу данного закона в России молодых мужчин в возрасте от 18 до 27 лет фактически приравнивают к условно осужденным.
Кроме очевидного нарушения конституционных .прав граждан России данный закон, по мнению Общественной Палаты, повлечет за собой и предсказуемую невозможность его исполнения. Молодежь призывного возраста традиционно мобильна -участие в студенческих отрядах, летних лагерях, стажировках, летние поездки в отпуска и от мест обучения домой и т.п. Миллионы молодых людей призывного возраста вынуждены будут летом каждого года либо простаивать в очередях военкоматов, либо совершать административные правонарушения, уезжая без соответствующего разрешения.
Принятие закона в данной редакции не сможет решить, безусловно, важную задачу обеспечения призыва в армию, а лишь вызовет дополнительное социальное напряжение и даст лишний повод для формирования правового нигилизма в обществе.
В связи с этим предлагаем обратить внимание на эти очевидные для общества проблемы и пересмотреть предлагаемый законопроект.
В обращении указано, что Общественная Палата выражает надежду на здравый смысл народных избранников, общую заботу об авторитете российской армии и соблюдении законных прав граждан России.
Отметим, что в настоящее время дата рассмотрения законопроекта в третьем (окончательном) чтении еще не определена.
Со своей стороны хотели бы добавить следующее. Согласны, что внесение любых поправок в законодательство должно быть обоснованным и обеспечивать в максимально возможной степени интересы обеих сторон, как граждан, так и государства. Это в полной мере относится и к указанным выше предложениям о внесении изменений в Федеральный Закон «О воинской обязанности и военной службе». Учитывая сказанное, считаем, что мнение общественности и, в частности, Ваше мнение, в отношении затронутой проблемы является чрезвычайно важным. Смеем Вас заверить, что оно будет обязательно учтено при рассмотрении партией «Справедливая Россия» вопроса о возможности голосовании по проекту Федерального закона № 466617-4.
Желаем Вам здоровья и благополучия.
Главный юрист консультационного центра партии «Справедливая Россия» Арутюнова А. Б.

Ответы от КПРФ и "Единой России" будут опубликованы в ближайшее время. Напомним, что данные поправки поддержали представители всех фракций (закон поддержали 413 депутатов).