Подготовлены Г.А. Явлинским

Тезисы
«О ситуации в стране и в мире»

Принято Политическим Комитетом РОДП «ЯБЛОКО».

22 ноября 2008 года   

Особенности современной политики в мире

В последние месяцы произошли события, серьезно изменившие ситуацию в нашей стране и вокруг нее. Нарастание глобального экономического кризиса и вооруженный конфликт на Кавказе обострили традиционные российские проблемы и обозначили ряд новых серьезных угроз.

Глобальный кризис - результат процессов, которые развивались долгие годы, и не только в экономике. Мир только теперь осознает всю глубину качественных изменений, произошедших в последние десятилетия в общественной жизни, политике, экономике, состоянии окружающей среды и неадекватность предлагаемых ответов уровню глобальных проблем.

Очевидно, что Россия вовлечена в глобальный кризис. Концепция "тихой гавани" и грезы о новом мировом финансовом центре оказались несостоятельными. Попытки называть кризис "отдельными трудностями" нелепы и непродуктивны.

Особенно опасны в сегодняшней ситуации попытки объявить кризис проблемой Запада и продолжение на этой основе спекуляций на тему "особого" пути России. Ситуацию в России сегодня невозможно рассматривать отдельно, в отрыве от глобального контекста.

Важнейшая черта этого контекста в политическом плане - кризис "реальной политики", основанной на тактических решениях, прагматизме, граничащем с цинизмом, стремлении к достижению сиюминутной выгоды, лицемерии, простых ответах на сложные вопросы и ставка на силу как универсальный способ решения проблем.

Наряду со всем известными экономическими проблемами к проявлениям этого кризиса можно отнести четко обозначившийся тупик, в который зашла силовая политика в Афганистане и Ираке, провал международного правового регулирования.

Все чаще в международных отношениях, в том числе и со стороны стран Запада, традиционно считавшихся образцом в проведении политики, основанной на ценностях, а не на интересах, применяется практика, противоречащая политике ценностей. Это, в частности: примат силы в международных отношениях; политика двойных стандартов, действия, продиктованные в первую очередь интересами, но прикрываемые заявлениями о таких целях как поддержка демократии, борьба с терроризмом; непрозрачность, практика личных закулисных договоренностей высокопоставленных политиков, смешивающая отношения между странами с персональными бизнес - интересами.

В отношении посттоталитарной России и всего постсоветского пространства "реальная политика" Запада на протяжении всех последних семнадцати лет проявлялась как выстраивание связей не со страной, а с группировкой, находящейся у власти, игнорирование внутренних процессов и жизненно важных интересов граждан.

Последовательная ликвидация демократических институтов, существенное ограничение реальных свобод, отказ от создания правового государства и разделения властей, разрастание коррупции, установление авторитарного правления в течение последних лет не вызывало серьезной озабоченности у наших западных партнеров и практически не отражалось на отношениях с Россией.

Острую реакцию вызвали только августовские события на Кавказе, расцененные как проявление имперских амбиций.

Политика Путина-Медведева

Кавказский кризис стал результатом не одних лишь амбиций российской авторитарной власти. Эта власть сама по себе - производная господства так называемой "realpolitik" в современном мире. Циничный прагматизм был хорошо воспринят и усвоен советским, по сути, сознанием многих российских чиновников и политиков. Они уверены в том, что разговоры о гуманистических ценностях и демократических идеалах всегда и везде - лишь прикрытие, тактическая уловка для удовлетворения экономических, геополитических, иных интересов; в том, что экономическая выгода - универсальный ключ к международным отношениям; в господстве права сильного в отношениях с соседями.

Именно такое мышление привело к августовской войне на Кавказе. В течение многих лет российские власти вместо поиска мирного решения вели дело к созданию условий для реализации "права сильного" под предлогом защиты мирных граждан.

То, что повод действительно появился, копирование грузинским руководством российской модели "наведения конституционного порядка" - не оправдание политики провокаций и вмешательства во внутренние дела соседей на постсоветском пространстве, характерной для российской власти не только в последнее время, но и на протяжении последних полутора десятилетий.

Кавказский кризис, несмотря на военную победу, продемонстрировал тупиковость этой политики (независимость Абхазии и Южной Осетии в обозримом будущем не станет фактом международной жизни, сегодня ее не признают даже те, кого российская власть считает союзниками) и необоснованность претензий сегодняшнего российского государства на роль вершителя судеб постсоветского пространства.

Война с Грузией и одностороннее признание Абхазии и Южной Осетии - дестабилизирующие факторы для российского Северного Кавказа.
События на Кавказе привели к росту недоверия со стороны ближайших соседей и новой, небывалой со времени "холодной войны" напряженности в отношениях между Россией и Европой, Россией и США.

Разворачивающийся экономический кризис показывает и настоящую цену пропагандистских мифов об авторитарной власти как источнике стабильности, экономического благополучия страны и роста уровня жизни граждан.
Энергоресурсы перестают быть универсальным ответом на все вопросы.

Очевидна необходимость реально решать проблему, давно стоящую в повестке дня - оторвать экономику от нефтяной зависимости и спекулятивных "упражнений" в финансовом секторе и на биржах. Однако разговоры о модернизации, технологическом прорыве, борьбе с коррупцией остаются разговорами. Результатов нет.

Между тем, перспектива прекращения роста доходов, для многих - увольнений - это угроза социальной дестабилизации. При этом полностью отсутствуют демократические механизмы, которые могли бы сгладить остроту социальных проблем.

Информационная закрытость власти, замена публичного обсуждения проблем пропагандой - благоприятная почва для коррупции, злоупотреблений, панических настроений.

Несмотря на ряд принятых мер, правительство не может ни остановить кризис, ни существенно облегчить его последствия для бизнеса и для граждан. Методы, которыми правительство пытается исправить ситуацию, ничем не отличаются от тех, которые привели к критической ситуации.

Помощь правительства для преодоления финансового кризиса осуществляется в основном только в адрес государственных структур и близких к руководству организаций – «Сбербанка», «Газпромбанка», ВТБ. Некоторые банки, несмотря на получение крупной финансовой господдержки, не выдают кредиты предприятиям; это дает основания полагать, что отток капитала за рубеж может происходить за счет государственных средств.

Мы не раз призывали к объявлению четкой и открытой программы действий для преодоления кризиса, но до сих пор комплексно она так и не сформирована. Если для Запада кризис - это серьезный вызов работающим рыночным и демократическим механизмам, гражданскому обществу, то для России, таких механизмов фактически не имеющей, - это кризис всей государственной системы, ориентированной на "реальную политику" в условиях собственного нефтяного изобилия. Сегодня становится ясно, что о предотвращении кризиса нельзя ни с кем "договориться", а экспорт энергоресурсов нельзя использовать как вечный двигатель экономики.

Страна услышала от президента совсем другой ответ на все вопросы, связанные с кризисом: увеличение срока президентских полномочий в полтора раза. Это еще один осознанный и целенаправленный шаг к несменяемости власти, вступающий в прямое противоречие со смыслом Конституции России. Его цель – сохранение на много лет нынешней группой высших государственных чиновников своего монопольного политического и экономического положения.

Дальнейшее укрепление авторитаризма сопровождается поисками внешних и внутренних врагов, на которых государство перекладывает ответственность за все проблемы страны. Продолжение этого курса с неизбежностью потребует таких действий во внутренней и внешней политике, которые будут направлены на поддержание напряженности как внутри страны так и в международных отношениях, и будут вести к все большей самоизоляции России.

Необходимость коллективных усилий по выходу из мирового кризиса дает нашей стране возможность, участвуя в создании новой системы отношений, отказаться от конфронтации, в полной мере использовать инициативный подход, основанный на твердой позиции и действиях в поддержку ясных принципов международного права и коллективных институтов по решению мировых проблем.

Однако вместо этого высшие государственные чиновники решают совсем другую задачу. И есть все основания опасаться, что на волне кавказской "победы" политика вмешательства в дела соседей, испытывающих внутриполитические трудности, будет перенесена на другие постсоветские страны, в первую очередь, Белоруссию и Украину.

Система, в которой отсутствует конкуренция и в экономической, и в политической сфере, в принципе неспособна к решению задач модернизации. В этой системе невозможно не только решить, но даже осмыслить ни одной серьезной проблемы, стоящей перед обществом, потому что вся власть и все финансовые возможности принадлежат узкой коррумпированной группе людей, большая часть которых озабочена только личным благополучием.

Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» в принципе не согласна с политическим курсом Путина-Медведева.

Мы глубоко убеждены в том, что необходимое условие движения нашей страны вперед - отказ от авторитарной системы, формирование реально работающих демократических и рыночных механизмов. Достижение этой цели - задача не одного дня, и, учитывая принципиальную невозможность сохранения страны в XXI веке иным способом, необходимо осознавать, что страна упускает время.

Мы категорически против перекройки Конституции. Это прямой путь к несменяемости власти, закреплению сталинско-брежневской персонифицированной модели государства.

Мы настаиваем на реальном, а не косметическом освобождении законодательства, регулирующего деятельность партий и проведение выборов, от авторитарных реакционных поправок последних лет, принятии мер, открывающих возможности для активизации общества.
Для нас принципиально важно:
- Осуществление политики, направленной на создание правового государства, разделение властей.
- Переход к прямым выборам Совета Федерации.
- Восстановление прямых всенародных выборов глав субъектов Федерации.
- Отмена запрета на создание предвыборных коалиций.
- Снижение барьера для партийных списков на выборах в Государственную Думу и на региональных выборах до 5%.
- Реальный контроль общества за деятельностью правительства.
- Развитие института парламентского расследования, в частности, наделение парламентской комиссии, осуществляющей расследование, правом вызова любого государственного чиновника.
- Освобождение местного самоуправления от всех видов избыточного государственного контроля и наделение его минимально достаточными и закрепленными на постоянной основе финансовыми источниками.
- Прекращение государственной политики уничтожения российской природы и переход к экологически ориентированной политике, при которой здоровье граждан и долгосрочные ориентиры социально-экономического развития являются приоритетными, более важными, чем сиюминутная прибыль. Мы считаем важным честное и активное участие России в коллективных усилиях по предотвращению и смягчению опасных климатических изменений.
- Отмена законов и поправок последних лет, ограничивающих права гражданских некоммерческих организаций, отмена всех необоснованных и противоречащих международной практике запретов на получение ими финансовой помощи.

Следует также принять меры против сращивания политики и большого бизнеса: законы о прозрачности финансирования политических партий, о лоббировании в парламенте, о публичном независимом общенациональном телевидении, о запрете представителям крупного бизнеса занимать государственные должности и запрете для работников законодательной, исполнительной и судебной власти входить в советы директоров государственных компаний и компаний с государственным участием.

Правительство должно немедленно разработать и обнародовать внятную и четкую программу действий борьбы с экономическим кризисом, включающую обязательства не только перед биржевиками и банкирами, но и перед всеми гражданами России. Меры по их защите от кризиса должны включать гарантию рабочих мест, сдерживание цен и процентов по потребительским кредитам и ипотеке, сохранение сроков их возврата. Практические шаги правительства, связанные с финансовыми интервенциями, урегулированием банковских долгов и поддержкой курса рубля, переброской свободных средств в банки в виде депозитов должны, во-первых, не быть избирательными, а касаться банковской системы в целом, во-вторых, необходимо обеспечить прозрачность в использовании финансовых ресурсов, выделенных государством банковской системе. Необходимо принять специальную кредитную программу для поддержки малого и среднего бизнеса – наиболее уязвимого звена экономической системы.

Необходимо конструктивное участие России в коллективных международных усилиях по преодолению финансового кризиса - не с целью обличения кого-то или пустой саморекламы.

Для нашей страны принципиально важен европейский вектор развития. При этом его понимание должно соответствовать реальности, а не искаженным представлениям отечественных чиновников об окружающем мире.
Это значит, что нужно раз и навсегда отказаться от заведомо бесплодных провокационных попыток вбить клин между Европой и Америкой. Евроатлантическое пространство неразрывно, и Россия сможет интегрироваться в Европу только при полном понимании этой реальности.

Российская внешняя политика должна быть основана на том, чтобы, во имя главной цели - защиты интересов собственной страны и ее граждан, наладить мирные, взаимовыгодные открытые и партнерские отношения с максимальным числом стран и не создавать врагов. Российское руководство должно воздерживаться от силовых действий, агрессивной риторики, использования стереотипов времени холодной войны, поиска внешних врагов, концепции «осажденной крепости», угроз и использования торговли в политических целях.

Относительно кавказского кризиса сейчас важнее всего решение проблем людей - беженцев и пострадавших независимо от национальности, прекращения военных провокаций, гарантии невозможности очередного применения силы. Необходим полный и сознательный отказ от попыток воспользоваться политической нестабильностью на Украине для удовлетворения амбиций и корыстных интересов российских чиновников и политиков.

Реализация вариантов «грузинского» сценария в отношениях с Украиной или каким-либо другим соседом России неприемлема в принципе.

Приоритетными для российской политики должны быть добрососедские отношения с бывшими республиками СССР. Однако их вектор и стилистика должны измениться, необходимо перейти от политики давления и доминирования, постоянно терпящих неудачу попыток выстраивания антизападных союзов, к политике взаимовыгодных отношений, включая постепенное создание единого экономического пространства.
В комплексе мер предлагаемой нами альтернативной политики жизненно заинтересована наша страна, все российские граждане.
Поэтому мы настаиваем на изменении политики нынешнего руководства России, и в этом наша позиция, от которой мы не отступим.

 

См. также: