Выступление Александра Журбина на конференции, посвященной проводимой партией «ЯБЛОКО» всероссийской акции «РОСТУ ТАРИФОВ – НЕТ!»

18 мая 2009 года   
Дорогие друзья!

Сегодняшняя наша встреча посвящена постановлению Саратовской областной Думы от 26 ноября 2008 года № 14-659, которым установлены новые нормативы потребления газа, вступающие в действие с 01 августа 2009 года.

Но, прежде, чем мы перейдём к собственно анализу постановления, позвольте мне напомнить несколько фактов из истории.

11 февраля 1998 года, т.е. более одиннадцати лет назад Саратовской городской Думой было принято решение № 15-129, которым были утверждены нормативы потребления газа населением. Его принятию предшествовала моя многомесячная деятельность по установлению научно обоснованных нормативов, активно поддержанная на заключительном этапе администрацией Саратова.

Справедливость и обоснованность нормативов потребления газа, установленных теми решениями городской Думы была в последствии подтверждена научно-исследовательской работой, выполненной ОАО "Гипрониигаз" на основании договора, заключённого с ним по распоряжению Губернатора от 14 июля 1998 года № 888-р.

За время действия того решения Саратовской городской Думы и заменившего его решения от 27 апреля 2000 года № 44-450 жители города Саратова сэкономили на оплате за ЖКУ несколько сотен миллионов рублей по сравнению с тем, что им пришлось бы оплатить по нормативам потребления газа, применявшимся в остальных муниципальных образованиях области.

В 2004 году прокуратура Саратовской области через Волжский районный суд г. Саратова (дело № 2 - 533 / 04) добилась отмены неопубликованного распоряжения администрации Саратовской области от 27 марта 1996 года № 170-р, которым были установлены применяышиеся на территории области нормативы потребления газа.

Но, безусловно, наш естественный монополист и его региональные структуры не могли бесконечно терпеть это. В 2006 году Саратовской областной Думой было принято постановление № 57-2283. В результате нормы потребления газа существенно выросли (от 17 до 44 процентов, в зависимости от услуг). Но и этого мало.

26 ноября 2008 года депутатами Саратовской областной Думы было принято постановление № 14-659, которым были утверждены ещё более высокие нормативы потребления газа населением.

Я благодарю Губернатора области Павла Леонидовича Ипатова за предоставление копии Реферата НИР ОАО Гипрониигаз, на основе которой принималось Постановление.

Я также хочу выразить благодарность депутату областной Думы Ольге Николаевне Алимовой за возможность подробно ознакомиться с приложениями к Реферату НИР.

Изучение указанных документов и сопоставление их с действующими нормативными актами, привело меня к следующим выводам.

1. Выборка населённых пунктов, применённая в исследовании, не репрезентативна.

1.1.Нет крупных городов. А ведь для них характерен другой уровень быта, сокращающий применение газа по сравнению с 1993 и 1998 годами: применение в быту вместо части газа СВЧ - печей, электрочайников; при отоплении - применение электрообогревателей помещения.

1.2. Территориально - географически взята узкая часть области, не являющаяся характерной для всей области. В исследованиях 1993 года и 1998 года область была разбита на несколько зон, различающихся по температурно-климатическим условиям, и для каждой зоны были определены свои нормативы потребления газа. В данном случае необходимы корректирующие коэффициенты по зонам, но этого нет.

2. В работах от 1993 и 1998 годов был заложен коэффициент 1,15 (15 %) на расход газа без оглядки на счётчики (при их отсутствии). В этой работе заложен коэффициент 1,07 (7 %). Следовательно, нормативы должны быть ниже ещё на 15% - 7% = 8 %. Но этого нет, всё наоборот.

3. Приведённые расчёты недостоверны и завышены.

В представленных таблицах, отражающих результаты наблюдений, проводившихся в конкретном месяце по каждой из адресных записей, имеется графа "Количество дней наблюдений". Естественно, при самой тщательной организации исследований, количество дней наблюдений в месяце может быть или равно или меньше количества дней в конкретном месяце. ОДНАКО …

В табл. А.1(потребление газа на приготовление пищи при наличии ЦГВ)

в январе 2007 года из 318 адресных записей более 31 дня в месяце наблюдения проводились в 209 случаях.

в феврале 2007 года из 318 адресных записей более 28 дней в месяце наблюдения проводились в 160 случаях.

в мае 2007 года из 318 адресных записей более 30 дней в месяце наблюдения проводились в 263 случая.

Количество дней исследований в месяце колеблется в феврале 2007 года до 40 дней, в мае 2007 - до 42 дней. В целом в 2007 году количество дней исследований доходит до 394 и в 153 случаях из 318 адресных записей превышает 364 дня.

Аналогичная картина в различной степени и в других таблицах, в которых собраны данные наблюдений, на обобщении которых построено всё исследование и его выводы о необходимости установления новых, более высоких нормативов потребления газа населением.

4. В целом исследование недостоверно и, более того, подогнано под заведомо заданную задачу: создать видимость научного обоснования поднятия нормативов потребления газа.

5. При проведении НИР были нарушены "Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", утверждённые постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006г. № 306.

В соответствии с п. 2 и п. 33 Правил "Уполномоченный орган (т.е. орган государственной власти области) определяет количество групп домов, по которым дифференцируются нормативы потребления коммунальных услуг в зависимости от конструктивных и технических параметров, степени благоустройства".

Но в данном случае всё определялось заинтересованными компаниями. Они сами на совместном совещании ООО "Межрегионгаз", ООО "Саратовская газовая компания" и ОАО "Гипрониигаз", проведённом 08 августа 2005 года, посчитали необходимым провести НИР по определению новых нормативов потребления газа, они сами "разработали классификационные группы потребителей".

Кстати, согласно п. 15 Правил, утверждённых Правительством РФ, "В случае если при подготовке материалов не соблюдены требования, установленные настоящими Правилами, соответствующий уполномоченный орган возвращает материалы без рассмотрения с указанием причин возврата". Но вместо возврата материалов газовикам - безоговорочное внесение соответствующей законодательной инициативы в областную Думу и принятие предлагаемого постановления Думы.

6. В ст. 157 Жилищного кодекса РФ ЗАКОНОДАТЕЛЕМ определено, что нормативы потребления газа УТВЕРЖДАЮТСЯ органами государственной власти субъектов Российской Федерации В ПОРЯДКЕ, установленном Правительством Российской Федерации.

Таким образом, Правительству РФ дано право устанавливать ПОРЯДОК утверждения нормативов потребления, но не дано право устанавливать собственно размер нормативов потребления или их границы. В постановлении же от 13 июня 2006 г. N 713 Правительство РФ вышло за предоставленные ему полномочия, и в угоду газовому монополисту определило минимально допустимые нормы потребления газа населением. Применительно к нашей области (например, для приготовления пищи при наличии ЦГВ) установлен минимум - 11,5 куб. м / чел. вместо действительно научно установленного норматива - 8,0 куб. м / чел., т.е. изначально на 43% больше.

Но монополисту и этого мало. Поэтому он инициировал принятие Постановления Саратовской областной Думы от 26 ноября 2008 года № 14-659 которым установлены ещё более высокие нормативы потребления газа, в том числе, на приготовление пищи 13,0 куб. м / чел., т.е. на 62,5% больше действительно научно установленных 8,0 куб. м / чел.

Невольно приходишь к выводу о верности и актуальности лозунга первых советских диссидентов, обращённого к властям: "Соблюдайте Ваши законы!".

Получается, что жители области стали затрачивать на приготовление пищи, т.е. готовить и, соответственно, употреблять пищи на 62,5% больше, чем в 1996 году.

Это очень отрадно и лишний раз подчёркивает всю лживость и зловредность разговоров маргинальной оппозиции о каком-то кризисе в России и, в том числе, в Саратовской области. Не правда - ли? Прошу Вас донести эту радостную весть до всех жителей нашей области.

7. Согласно п. 13 Правил, утверждённых постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306 основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является, в том числе, изменение конструктивных и технических параметров дома. В таблице 7 приложения к Правилам, Правительство РФ само указывает, что, в части необходимого расхода тепловой энергии на отопление, дома постройки после 1999 года выгодно отличаются от домов постройки до 1999 года: необходимо в 2 - 3 раза меньше тепловой энергии.

За годы, прошедшие со времени утверждения Саратовской городской Думой решения от 11 февраля 1998 года № 15-129 и подтвердившего его решения от 27 апреля 2000 года № 44-450, доля домов постройки после 1999 года, безусловно, увеличилась. Соответственно, можно и должно пересмотреть норматив потребления газа на отопление в сторону его уменьшения. Или, по крайней мере, выделить дома постройки после 1999 года в самостоятельные группы для установления нормативов потребления газа на отопление. Разработанные инициаторами классификационные группы потребителей этого не учитывают.

Т.е. опять мы приходим к выводу, что применённая выборка не репрезентативна.

В результате нам предлагают прямо противоположное: вместо 6 куб. м / кв. м в месяц - в 2006 году установили 8,5 куб. м / кв. м в месяц, т.е. на 42% больше, но и этого мало для монополиста, а потому ныне устанавливают 9,3 куб. м / кв. м в месяц, т.е. на 55% больше.

Мы, РОДП "ЯБЛОКО", считаем такое положение недопустимым. Полагаю, что органы власти, в том числе и областная Дума, должны действительно представлять, а не отражать, в смысле отталкивать от себя, интересы населения, в верности которому они не устают клясться. Потому необходимо отменить Постановление Саратовской областной Думы от 26 ноября 2008 года № 14-659.

Хорошо, что до 01 августа есть ещё более двух месяцев. За это время можно не только отменить это постановление, но и начать работы по пересмотру пока ещё действующего Постановления от 19 июля 2006 года № 57-2283. Это необходимо сделать также и для того, чтобы наши монополисты всех мастей осознали: развитие экономики и монопольно диктуемое повышение цен - это не одно и тоже, а зачастую - это исключает одно другое. Нам же, саратовцам, как и всем россиянам, необходимо развитее экономики.

Давайте действительно судить по делам!

Заместитель председателя Саратовского РО РОДП "ЯБЛОКО",
Председатель СООУ "Щит потребителя"
А.П. Журбин