[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Персоналии] [Публикации]
Иван Артемьев, кандидат исторических наук
Григорий Явлинский: почему России нужна профессиональная армия
Газета "Красная звезда", 14 марта 2000 года

Нынешняя Российская армия все еще в значительной мере комплектуется на основе призыва. Между тем опыт последних крупномасштабных военных конфликтов, в частности войн возглавляемых США коалиций против Ирака и Югославии в 90-е годы, доказывает, что наилучшим образом обеспечивают безопасность страны профессиональные вооруженные силы, комплектуемые на контрактно-добровольной основе. Только профессионалы могут должным образом освоить сложное современное вооружение и боевую технику. Ведь сейчас успех обеспечивается не численностью выставляемой на поле сражения пехоты и танков, а в первую очередь качеством систем управления, наведения и разведки. Солдата-срочника за компьютер не посадишь. Только человек, избравший воинскую службу, нелегкий ратный труд делом своей жизни, может достичь необходимого сегодня уровня в овладении боевой техникой.

Наивно думать, что солдат-профессионал будет меньшим патриотом своего Отечества, чем солдат, служащий по призыву. Именно Отечества, поскольку прав был Анатоль Франс: "Только свободный гражданин имеет отечество, раб, крепостной, подданный деспота имеют лишь родину". В свободной и демократической России солдаты и офицеры будут чувствовать себя сознательными защитниками собственных прав и прав своих соотечественников. В то же время служба в армии должна давать военным реальную возможность обеспечить достойную жизнь себе и своим семьям. Солдат не должен воспринимать свое пребывание в рядах Вооруженных Сил как тяжкую повинность. В Российской армии, однако, призывники к тому же испытывают все прелести "дедовщины" и нередко используются в качестве бесплатной рабочей силы для строительства генеральских дач и прополки офицерских садовых участков. Очень часто у них просто не остается времени на полноценную боевую подготовку.

Наполеон кода-то говорил: "От солдата требуется прежде всего выносливость и терпение: храбрость - дело второе". Сегодня от солдата требуется прежде всего не выносливость и терпение, а знание и умение. Прогресс вооружений в ХХ веке был огромным, а отношение к солдатам в Российской армии, к сожалению, осталось на уровне наполеоновских времен. От солдат требуют только безропотно выполнять любые распоряжения начальников и сносить издевательства старослужащих, а вопросы совершенствования боевого мастерства отходят на второй план. В советские времена у нас слишком привыкли воевать числом, а не умением, поскольку жизнь призывника ценилась слишком дешево. В профессиональной же армии, где подготовка и содержание бойца обходится государству очень дорого, на первый план действительно выходит забота о сбережении солдатских жизней. Профессионалам много платят, но с них много и спрашивают.

Из всех российских политических партий только "Яблоко" во главе с Григорием Явлинским последовательно выступает за скорейшее создание в России профессиональной армии. Лидер "Яблока" убежден, что главное сегодня в армии - не техника, а человек, который этой техникой управляет. Не меньшее значение Явлинский придает повышению социальной защищенности военнослужащих. "Яблоко" настаивает, чтобы законодатели могли проследить, на что конкретно тратятся деньги налогоплательщиков, выделяемые для нужд Вооруженных Сил. Необходимо сделать открытым все расходы по целевой статье "Содержание Вооруженных Сил". Соображения секретности здесь не могут служить оправданием. Ведь все равно Россия ежегодно обязана предоставлять Организации Объединенных Наций данные по величине и структуре своих военных расходов. Секретность - только предлог, чтобы не дать возможности общественности узнать, насколько рационально тратятся деньги на армию, сколько идет на закупку новой техники и обучение войск, а сколько - на строительство дач и содержание военной бюрократии.

"Яблоко" разработало закон о финансировании национальной обороны. Он должен определить, какая доля от ВВП и федерального бюджета в целом будет тратиться на оборону, и зафиксировать структуру военных расходов. Там также необходимо четко порписать, что отнесение разделов и статей федерального бюджета к перечню сведений, составляющих государственную тайну, правительство обязано согласовывать с Государственной Думой.

Сегодня в России существуют ведомственные войска - МВД, МЧС, Федеральной пограничной службы и др. Численность Внутренних войск уже сравнима с численностью формирований Министерства обороны. Они имеют не только дивизии оперативного назначения, но даже авиацию. "Яблоко" выступает за сокращение численности ведомственных войск и четкое определение их функций. Ведь благодаря желанию ведомств иметь собственную вооруженную силу происходит распыление и без того скудных бюджетных средств, выделяемых для обеспечения обороны и безопасности. Только централизованный контроль над использованием всех военных формирований может обеспечить эффективное выполнение поставленных задач. Сейчас в Чечне наша группировка, как и во время первой чеченской войны, страдает от несогласованности действий частей МВД и Министерства обороны. Последние обладают более высоким уровнем боевой подготовки и должны играть приоритетную роль в обеспечении безопасности страны. Ведомственная раздробленность вооруженных формирований - еще один барьер на пути к профессиональной армии.

Фракция "Яблоко" внесла в Думу целый ряд предложений, направленных на улучшение снабжения армии продовольствием и увеличение расходов на военные НИОКР. В частности, предложена поправка в бюджет, увеличивающая в полтора раза денежные оклады военнослужащих. Посмотрим, примет ли ее правительство.

Как отмечает Григорий Алексеевич, каждый офицер и прапорщик должен быть обеспечен жильем. Он считает нынешние государственные жилищные сертификаты для военнослужащих, увольняемых в запас, такими же необеспеченными бумажками, как и ваучеры Чубайса. Он предлагает иной путь решения жилищной проблемы. Каждому офицеру по месту жительства на личный счет должны поступать деньги на квартиру с учетом средней стоимости квартиры в данном регионе, а также выслуги лет, воинского звания и наград. Это будут живые деньги, а не малонадежные сертификаты, на которые нельзя приобрести нормальное жилье.

В программе "Яблока" подчеркивается, что военная реформа жизненно необходима России, так как только она позволит привести армию и ВПК в соответствие с требованиями обеспечения национальной безопасности. Следует улучшать качественные параметры российской военной мощи, сокращая количество едоков, на которые расходуются средства, но которые зачастую никак не укрепляют оборону страны. Каждый, кто служил в рядах Вооруженных Сил, должен быть обеспечен всем необходимым для нормальной жизни и обладать высоким уровнем боевой подготовки и боеготовности.

Социальная защищенность военнослужащих является одним из приоритетов для Явлинского. "Яблоко" внесло в Думу законопроект, согласно которому участники войн в Афганистане и Чечне с точки зрения льгот приравнивались к ветеранам Великой Отечественной войны. Однако он был провален под тем надуманным предлогом, что ветераны чеченской войны - совсем еще молодые люди. Неужели государство не в состоянии обеспечить достойную жизнь тем, кто потерял здоровье, восстанавливая конституционный порядок в Чечне, и их удел - просить подаяние в подземных переходах?

Главные задачи российских Вооруженных Сил в настоящее время Явлинский видит в том, чтобы обеспечить надежный ядерно-космический щит для предотвращения как ядерного нападения, так и широкомасштабной агрессии с использованием обычных средств. Необходимо также иметь хорошо подготовленные мобильные силы для предотвращения локальных конфликтов по периметру российских границ и участия в международных миротворческих операциях.

Сейчас российская военная доктрина предусматривает возможность нанесения нашими Вооруженными Силами первого ядерного удара в случае, если против России будет предпринята широкомасштабная агрессия, которую она не будет в состоянии отразить с помощью обычных средств. Григорий Явлинский полагает, что этот пункт военной доктрины представляет собой утопию. Ведь широкомасштабный военный конфликт России возможен только со странами НАТО, ракетно-ядерный потенциал которых уже к 2010 году будет существенно превосходить российский (по некоторым оценкам - в три-четыре раза). Следовательно, функцию устрашения потенциального агрессора угроза первого ядерного удара с нашей стороны выполнить не сможет. В ответ на первый ядерный удар Россия получит еще более мощный ответный удар с Запада. Другое дело - возможность применения тактического ядерного оружия для того, чтобы остановить локальный военный конфликт. Фактически возвращение к концепции первого ядерного удара - всего лишь декларация, никак не повлиявшая ни на совершенствование системы боевого управления, связи и предупреждения, ни на эксплуатацию стратегических и оперативно-тактических ядерных сил. В связи с этим не было принято никаких программ модернизации боевой техники и подготовки или переподготовки личного состава.

Именно фракция "Яблоко" внесла поправку в бюджет, благодаря которой было обеспечено финансирование ракетного комплекса "Тополь-М". За нее дружно проголосовали все фракции, но инициатива принадлежала партии Явлинского.

Надо помнить, что в настоящее время Североатлантический союз имеет превосходство над Россией по бронетехнике и по артиллерии в соотношении 3:1, а по боевым самолетам и вертолетам - в соотношении 2:1. Армии НАТО также существенно превосходят Российскую армию по численности личного состава. Противостоять потенциальным угрозам с запада, юга и востока Россия сможет только в случае создания в кратчайшие сроки боеспособной профессиональной армии, солдаты и офицеры которой по уровню подготовки и по качеству вооружения и боевой техники будут не только не уступать военнослужащим армий ведущих стран НАТО, но и превосходить их. Теперь нашей стране необходимо срочно сделать упор на качество, а не на количество при реформировании Вооруженных Сил.

Ракетные войска стратегического назначения не случайно комплектуются исключительно из профессионалов. Слишком велика здесь цена некомпетентности.

Профессиональная армия не может быть слишком дешевой. Иначе то, что государству удастся сэкономить на содержании солдат и офицеров, потом с лихвой будет перекрыто компенсационными выплатами семьям военнослужащих, погибших в Чечне и в других локальных конфликтах. Тем более, что на самом деле денег для перехода к контрактно-добровольному принципу комплектования армии надо не так уж много. По подсчетам экспертов "Яблока", для перехода к полностью профессиональной армии России надо иметь военные расходы в размере 3,5 процента от ВВП. Ведущие военные державы мира тратят на оборону столько или даже больше. Сейчас наш оборонный бюджет лишь немногим больше военных расходов Турции, армия которой по численности вдвое меньше российской и не обладает ракетно-ядерными вооружениями. Однако сейчас военные расходы нашей страны составляют лишь 2,8 процента. Больше сейчас не позволяют возможности российской экономики, переживающей глубокий кризис. Кроме того, переход к контрактно-добровольному принципу комплектования требует значительной перестройки Вооруженных Сил, сокращения ряда генеральских должностей. К тому же нельзя реформировать армию тогда, когда она ведет войну.

Подлинно боеспособная профессиональная армия может быть только в стране с процветающей и стабильной экономикой. Путь к такой армии, а значит, и к надежному обеспечению безопасности России в конечном счете лежит через экономическое оздоровление. Из всех участников президентской гонки только Григорий Явлинский действительно знает, как это сделать, и предлагает вполне реальную программу действий. Надо снизить все налоги до уровня, не превышающего 10 процентов от всех доходов. Это создаст стимулы для развития экономики и ликвидирует питательную среду для коррупции. Необходимо реформировать правоохранительную систему и обеспечить подлинную конкуренцию.

Сегодня в Чечне продолжаются масштабные боевые действия. Из всех российских политиков только Явлинский предлагает план урегулирования конфликта, направленный на минимизацию жертв, как среди российских военнослужащих, так и среди мирного населения Чечни. Григорий Алексеевич считает, что чисто военного решения чеченской проблемы не существует, необходимо политическое решение. Случай с гибелью бойцов подмосковного ОМОНа показывает, что победные реляции и заявления об окончании военной фазы "антитеррористической операции"" оказались преждевременными. Необходимо создать вокруг горных районов Чечни защитный кордон. Нельзя, как издавна повелось, экономить на людях, вместо того чтобы искать политическое решение проблемы. Необходимо также, как предлагает Явлинский, ввести на территории Чеченской Республики, чрезвычайное положение. Это сразу же поставит нынешнюю антитеррористическую операцию в Чечне в правовое русло, а в будущем позволит участникам боевых действий потребовать на законном основании все причитающиеся им социальные льготы и выплаты и избежать возможного привлечения к уголовной ответственности.

"Яблоко" выступает за то, чтобы были сохранены все выплаты тем, кто участвует в боевых действиях в Чечне. Партия Явлинского внесла поправку, предусматривающую увеличение пенсии воинам-инвалидам. Она уже добилась добавки к пенсии родителям погибших военнослужащих в размере двух минимальных размеров оплаты труда, а сейчас борется за то, чтобы они были увеличены до пяти минимальных зарплат.

Григорий Явлинский утверждает, что Россия может быть только великой страной или ее вообще не будет. А у великой страны должна быть мощная и эффективная армия. Такая армия должна служить надежным гарантом территориальной целостности Российского государства.

Иван Артемьев, кандидат исторических наук
Газета "Красная звезда", 14 марта 2000 года

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Персоналии] [Публикации]

info@yabloko.ru