[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Персоналии
Интервью Григория Явлинского авторской программе Сергея Доренко
Канал ОРТ, 12 февраля 2000 года. Ведущий - Сергей Доренко

С.Д. Один из претендентов сегодня с нами. Я говорю "претендент", чтобы не осерчал ЦИК. Мы не занимаемся пропагандой. Мне просто интересно выслушать как действующего политика. И все эти предисловия специально для ЦИКа.Мы ничего не нарушаем?

Г.Я. Надеюсь.

С.Д. Я хотел узнать ваш комментарий об этом опросе. Я давно знаком с математикой, в школе занимался, и считаю, что это примерно в 17б 6 раз меньше, в частности, у вас, чем у Путина. Стоит ли конкурировать? С Чем связан такой разрыв? Потому что вы ведь давно в политике.

Г.Я. Да, это правда. Я не знаю, сейчас у меня 3 процентов или 23 процента. Но я знаю, если вы спрашиваете о Путине, что у него такая команда и такой ресурс хождения по граблям, что я предлагаю через полтора месяца встретиться в этой студии и мы посмотрим, что будет с рейтингом к тому времени, если правильно померить. Повышение цен на водку, какие-нибудь мероприятия с военной подготовкой, еще большие успехи в какой-нибудь области, обмены одних граждан на других. Все это - очень большой ресурс кремлевской администрации. Я думаю, что у нас еще есть полтора месяца.

С.Д. Вы говорите о выгоде нахождения в оппозиции. Но также существует и ресурс власти наказать министров. Так делал Ельцин.

Г.Я. Я не знаю. Но все то, что я перечислил, похоже на нахождение в оппозиции собственной стране. Вы шесть месяцев управляете страной, принимаете такие решения, или не принимаете никаких и, например, растут цены, или в результате антитеррористической операции гибнет очень много людей, а война все продолжается и продолжается. Много таких вещей происходит. Поэтому я, отвечая на ваш вопрос, говорю, что может произойти за эти полтора месяца и что происходит.

С.Д. Вы рассчитываете таким образом на негатив Путина, то есть вы считаете, что Путин каким-то образом сам попадет в западню. То есть не на позитив вашей программы, вашего участия, а именно проблемы Путина. Я вас правильно понял?

Г.Я. Нет-нет, ведь дело в том, что кампания еще на началась и мы с Путиным находимся в принципиально разных положениях. Он исполняет обязанности президента уже шесть месяцев, седьмой месяц имеет возможность рассказывать стране, уж как может и то, что может, все, что считает нужным. Что-то он рассказывает подробно, что-то обещает, говорит одни вещи, происходят другие. Но он имеет возможность это делать. А я вынужден, сегодня сдав подписи, ждать еще 8 дней, прежде чем буду зарегистрирован и буду иметь возможность рассказать о своей программе.

С.Д. Но ведь сегодня точно ни для кого не секрет, что Явлинский - кандидат в президенты. Не в первый раз, ведь верно?

Г.Я. Да.

С.Д. Таким образом, люди к этому привыкли, и вы не можете говорить, что только с дня Х начнется ваше представление как кандидата в президенты. Вы никогда не скрывали, что вы вы не пропустите эти выборах.

Г.Я. Это правда.

С.Д. Стало быть, вас так и оценивали, примерно с этих критериев.

Г.Я. Это правда. Но закончился определенный период - период управления нашей страной Ельциным. Закончился период того, когда главным в политике я считал то, что говорится. Начинается другой период - я думаю, что сейчас самое главное это то, что будет делаться. То наследство, которое нам оставил Ельцин. В чем оно выразится? Сегодня главное чувство, которое есть в обществе - это тревога. Сегодня болтовня должна уступить место реальным делам. Уже просто кидаться грязью совсем не нужно. Нужно просто отвечать на конкретные вопросы - что нужно делать в стране.

С.Д. А вам не кажется - это моя точка зрения, стараюсь редко смотреть телевизор, но иногда удается, потому что близкие смотрят, идешь и он включен - что как бы искусственно создается такая среда, искусственно приписываются Путину какие-то проколы вообще: погода не задалась, грипп, обмен Бабицкого. В какой связи он к этому причастен?

Г.Я. Ну что вы говорите?

С.Д. Мне интересна ваша позиция.

Г.Я. Вы, наверное, слишком редко смотрите телевизор.

С.Д. Стараюсь не смотреть вообще.

Г.Я. Слушаете Владимира Вольфовича. Смотрите телевизор чаще и тогда вы узнаете, что сначала Путин берет ответственность за обмен Бабицкого, потом туда едет его помощник, потом он ответственность с себя снимает. Поэтому о нем и говорят.

С.Д. Я хотел бы узнать - в частности, по этому вопросу я не высказывался, потому что мне кажется, что в этом вопросе очень много лицемерия, - что обмены, насколько мне известно, совершались не менее нескольких сотен раз. Почему вдруг такой специальный случай?

Г.Я. Я лично Бабицкого не знаю.

С.Д. Я тоже.

Г.Я. Но могу вам сказать, что когда обмены заложников происходят между бандитами, это нормальный факт. Когда же государство меняет одного своего гражданина на другого - это недопустимая вещь, потому что глава государства, как и все государство, несет ответственность за каждого своего гражданина.

С.Д. Можно ли считать тогда, что чеченцы - не граждане России? Я имел в виду именно это.

Г.Я. Те чеченцы, которые не являются террористами и бандитами, да и те, кто являются - все граждане России и на них распространяется наш закон.

С.Д. Таким образом, мы должны сказать, что не менее нескольких сотен раз за последние 6 лет эти граждане России менялись на российских военнослужащих. И даже для этого им делалась амнистия, их вытаскивали из тюрем. То есть террористы писали письма, аналогичные случаю с Бабицким, что я прошу такого-то такого-то освободить из тюрьмы и прислать мне взамен за столько-то солдат. Я знаю это, потому что не далее, как вчера член комиссии по помилованию Евгения Альбац рассказывала об этом по радио, что она лично голосовала, подписывала и так далее.Эти люди хуже Бабицкого? Почему тогда никто не возмущался? Или они не граждане? Или этническая сторона вопроса имеет значение - Бабицкий лучше, потому что он не чеченец?

Г.Я. Я, пожалуй, все сказал вам, что думаю Я могу только сказать, что обмен вооруженными людьми, которые воюют на разных сторонах, не то же самое, что обмен безоружного журналиста. Это большая разница.

С.Д. Журналиста или гражданина?

Г.Я. Это одно и то же. Он гражданин и журналист.

С.Д. Он американский журналист.

Г.Я. Этого я не знаю. Он журналист в России.

С.Д. Он работает на "Свободе".

Г.Я. Это все равно, что задать вам вопрос: а вы на кого работаете?

С.Д. Я вижу в этом сразу много проблем и зритель может увидеть в этом много проблем. Первое, что он журналист и прежде можно было делать это и никто голоса не поднимал, что стыдно, на мой взгляд, и 6 лет уже делается, но когда журналист, журналисты из солидарности этим занимаются. Второе - что он работает на американское СМИ и проамериканские силы, посольство, Мадлен Олбрайт, этим занимаются, в том числе люди, которые сочувствуют Америке. И третье - этническая компонента. Я просто хотел бы обратить ваше внимание на одно из ключевых в этом направлении сегодняшних высказываний.

"Юрий Лужков: Я плохо понимаю, почему происходит обмен по линии решения государственной власти или органов, которые представляют государственную власть, русского человека на русских людей".

Какая из этих компонент для вас важнее? Если гражданин, то вы должны были раньше сказать, что граждан на граждан не меняют и в случае с чеченцами.

Г.Я. Я все, что хотел, сказал. Я вернусь к этой теме тогда, когда, не дай бог, обменяют вас на кого-нибудь после 26 марта, когда сложатся такие обстоятельства, что Бабицкого нужно будет вернуть, когда станут другие ценности и государство, поймав вас на улице, начнет вас менять на какого-нибудь другого человека. Я в принципе против этого всего, и то, что так делалось с другими гражданами России вовсе ничего…

С.Д. Вам просто не было об этом известно?

Г.Я. Я хочу еще раз подчеркнуть: каких бы граждан России государство не выменивало на других граждан, я представляю себе цену этих писем, которые они пишут в разных случаях. Если человеку предлагают пистолет и говорят: "Ты можешь застрелиться", это что - он должен таким образом действовать, если ему в милиции сделают такое предложение? Я хочу еще раз сказать: менять своих граждан - это значит просто выбрасывать жителей своей страны из всего, из жизни. Вот чем занимается наше государство.

С.Д. Абсолютно правильно.

Г.Я. Я думаю, что просто у меня разный взгляд с нынешними властями на вопрос о том: гражданин для государства или государство для гражданина? Люди создают государство, чтобы государство их защищало и помогало. А оказывается, оно может их взять и обменять. Он налогоплательщик, помимо всего прочего…

С.Д. Вот это уже совсем…

Г.Я, Он содержит именно тех, кто принял решение о его обмене. Того же помощника президента - он его содержит, а тот его поймал и обменял на кого-то. Вы бы мне лучше сказали: вы не знаете, кто сегодня несет ответственность за судьбу этого гражданина Российской Федерации? Может, вы знаете, кто принимал конкретные решения о его обмене?

С.Д. Исполнительная власть в первую голову.

Г.Я. Исполнительная власть это кто? Назовите. Я знаю, что там был помощник президента. А теперь скажите мне: кто?

С.Д. Я попытался ответить на этот вопрос. Хорошо, давайте я скажу - я и вы. Потому мы 6 лет молчали, когда меняли чеченцев. Это практика, обычная в России, привычная.

Г.Я. Я…

С.Д. Вы молчали.

Г.Я. Я еще раз повторяю вам - факт обмена человека, который дал расписку о невыезде из Москвы, который находился в прокуратуре, по которому было открыто дело, который должен быть доставлен в Москву, вдруг неожиданно был обменян неизвестно на кого и исчез. Все те, кого меняли раньше, вы их можете найти. Они придут и вам скажут.

С.Д. Совсем нет.

Г.Я. Наверное.

С.Д. Мы не отслеживали их судьбу.

Г.Я. Я все вам сказал. Мне не хотелось бы думать так, что наступит момент, когда будут менять еще других журналистов.

С.Д. Я надеюсь, что мы не будем вступаться за них в силу расизма.

Г.Я. Я не понимаю, что вы говорите.

С.Д. Я имею в виду, что за чеченцев никто не вступался. Хорошо. Я не знаю, насколько можно говорить о вашей предвыборной платформе, чтобы не обидеть ЦИК. Потому что они такие ранимые…

Г.Я. Я думаю, что министерство демократии начеку.

С.Д. Хорошо. Я хотел узнать вашу позицию по Чечне, раз уж мы коснулись торговли заложниками, что я всегда считал постыдным. Что сейчас вы считаете по этому вопросу: следует ли продолжать операцию, следует ли остановиться, следует ли отойти за Терек?

Г.Я. Так я вас правильно понял, что вы считаете торговлю заложником Бабицким постыдной для российского государства? Я правильно вас понял?

С.Д. Тысячным заложником Бабицким.

Г.Я. Я вас правильно понял?

С.Д. Абсолютно верно.

Г.Я. Хорошо. Ну, а теперь о плане в Чечне.

С.Д. Кстати, вы собирались быть заложником?

Г.Я. Я благодарен вам за вопрос о развитии событий в Чечне. Я считаю, что в Чечне вновь наступает совершенно критический момент и хотел бы вам сказать, что большая группа людей подготовила развернутый план об урегулировании ситуации в Чечне. И я надеюсь в самое ближайшее время передать этот план, разъяснив его в подробностях, и.о. президента. Я думаю, что сейчас это не менее, если не более важно, чем когда либо раньше.

С.Д. Это партия сделала?

Г.Я. Нет, это сделала не партия, а значительное число людей - лучших с моей точки зрения экспертов в области того, что там происходит.

С.Д. Скажите, я хотел бы узнать по поводу вашей возможной поддержки. Сегодня от "Отечества" ожидалось самое невероятное: говорилось, что поддержка будет от "Отечества" кому-то и все будут страшно удивлены. Я думаю, что самое удивительное и органичное для них было бы поддержать Путина. Это было бы очень смешно на самом деле. Я думал, почему бы не поддержать вас? Реальные рейтинги, но после того, как вы объявите свою программу, поездите по стране, третий номер, по-видимому, в любом случае гарантирован. Об этом говорят очень серьезные аналитики. И оппозиционеры могли бы сделать вас острием ножа, острием топора. Прорубать…

Г.Я. Вам бы спросить у них.

С.Д. Сегодня Чилингаров сказал, что ваша программа им не подходит.

Г.Я. Чилингарову? Может, Чилингарову моя программа и не подходит. Это для меня не было бы большим удивлением.

С.Д. А в какой мере вы могли бы опереться от этих людей?

Г.Я. Я на прошлых выборах выступал от своей партии, вместе со своей партией и мы получили 6 процентов. В этот раз я выступаю не только от своей партии, но и от всей некоммунистической, небандитской и разумной России. Куда я причисляю и Чилингарова. Начнем кампанию и вы на все вопросы получите ответы.

С.Д. Я всегда полагал, что Зюганов - идеологический враг, но вы считаете его бандитской Россией.

Г.Я. Я сказал "некоммунистической и небандитской".

С.Д. Но они все вас поддерживают?

Г.Я. Зюганов?

С.Д. Нет, некоммунистическая и небандитская Россия.

Г.Я. Я думаю, что я добьюсь этой поддержки. И через месяц, когда мы встретимся у вас в студии, вы сами с этим согласитесь.

С.Д. Через месяц? Через месяц будет оставаться некоторое время до выборов. Я думаю, что мы обязаны в любом случае встретиться до выборов, когда вы уже будете оформлены как кандидат и когда вы представите все-таки свой план по Чечне, поскольку я считаю принципиальным вопросом целостность России и методы по ее сохранению.

Г.Я. Совершенно правильно.

С.Д. Ни один кандидат не сможет быть избран, пока он не объяснит, что он по этому вопросу думает.

Г.Я. Я бы очень хотел объяснить Путину этот план.

С.Д. Чтобы он стал президентом и воплотил его?

Г.Я. Нет, чтобы мы это в России сделали.

С.Д. А вы бы работали премьером у Путина?

Г.Я. Так как он ведет политику сегодня - нет.

С.Д. А у вас кто был бы премьером, если бы вы победили?

Г.Я. Вот вы хотите меня все-таки с ЦИКом поссорить.

С.Д. Нет, я хочу, чтобы выборы прошли.

Г.Я. Да вы только что сказали, что у вас не будет работы. Вы после Жириновского, что Жириновский сможет вместо вас вести эту программу.

С.Д. Если остается один кандидат, то это просто смешно, понимаете? Смешной становится Дума, которая борется непонятно за что. Смешной становится вся эта политика, потому что масштаб просто несопоставимый. В 17 раз - это несопоставимо. То есть сопоставимо, но обидно сопоставимо. Вот поэтому я и говорю, что, пожалуй, вся эта тусовка отомрет.

Г.Я. Я подумаю о том, насколько мы с вами сможем обсудить вопрос о том, чтобы было занято место премьера, если вам здесь станет совсем скучно.

С.Д. Спасибо.

Канал ОРТ, 12 февраля 2000 года. Ведущий - Сергей Доренко
Обсуждение выступления

См. также: Г.Явлинский
[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Персоналии]

info@yabloko.ru