[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Лариса Богораз
"Яблоко" - все еще в соку
Слухи о кончине партии оказались сильно преувеличенными
"Общая газета", 22 ноября 2001 г


В последнее время ходит много толков о реальных и мнимых проблемах "Яблока". Громкий уход Игрунова и некоторых других активистов злорадно трактуется как свидетельство глубокого партийного кризиса. Тех же, кто симпатизирует "Яблоку", беспокоит, что это политическое объединение стало почти невидимым и неслышимым - ни на популярных телевизионных каналах, ни в многотиражной печати. Автор этих заметок попыталась отделить зерна от плевел и понять, что в действительности происходит с партией Григория Явлинского.

Вопреки всем досужим разговорам, в последние полгода объединение вело достаточно активное партийное строительство. Сегодня у "Яблока" около 70 региональных и 230 местных организаций, объединяющих 12 тысяч членов. Некоторые из организаций довольно сильные. Например, в отделение в Краснодарском крае входит около 800 человек, в Ростовской области - около 350, в Смоленской - более 400 человек. Есть, правда, и слабые филиалы: в Марий Эл - 12 человек, на Чукотке - всего 9 партийцев. Но в любом случае у "Яблока" не возникнет проблем с тем, чтобы стать партией в полном смысле этого слова, пройдя регистрацию по новым правилам.

Другое дело, что общественное значение политической партии определяется не только ее численностью, но во многом и позициями, которые занимает партия по острым вопросам внутренней и внешней политики, действиями фракции в Государственной думе и, конечно же, тем, насколько полно эти действия освещаются в СМИ - и центральных, и местных. В этом отношении "Яблоко" пока сильно проигрывает своим конкурентам. Почему? Сторонники Явлинского объясняют это тем, что власти препятствуют доступу "Яблока" к широкой публике. В некоторой степени так оно и есть. Однако не все объясняется так просто.

Я думаю, в этом виноваты и сама партия, и СМИ. Партия недостаточно озабочена тем, чтобы внятно и однозначно донести свою программу и разъяснить ее широкому кругу граждан. Симпатии к "Яблоку" многих будущих и прежних избирателей - это скорее кредит доверия, традиционно в России связанный с отношением к личности лидера. Но я хотела бы, чтобы мой выбор опирался не только на симпатию к Григорию Алексеевичу ("свой парень", "говорит на одном со мной языке" и т.п.), чтобы выбор и других потенциальных избирателей тоже опирался не на доверие ко мне ("Лариса Иосифовна советует"), а на рациональную базу.

На самом деле у "Яблока" есть что предъявить избирателю. Партия последовательно выступает против принудительного призыва в Вооруженные силы (и разработала для перехода на контрактную армию ряд конкретных мер), против ввоза в Россию ядерных отходов, за главенствующую роль во внутренней политике личностных и гражданских прав, за усиление роли местного самоуправления. К выборам 1999 года было издано около 30 наименований брошюр о том, что и как "Яблоко" собирается делать по различным направлениям. Все это издано, распространено, висит в Интернете. Но СМИ эти материи не занимают. Почему? Наверное, изложение позиций партии было недостаточно полным и четким.

Не всем, видимо, понравилось и то, что точка зрения партии была высказана открыто и честно. Тактически это не всегда прагматично. Особенно если судить с колокольни нынешних политиков-профессионалов. Но я убеждена, что стратегически, в глобальной перспективе, честность - это лучшая политика: сверхэксплуатация должна быть названа сверхэкплуатацией, а не свободой предпринимательства; войну в Чечне надо так и называть войной против народа, а не наведением конституционного порядка; покушение на гласность связывать с корыстными интересами номенклатуры - а не с промахами отдельных чиновников.

Как можно усилить позиции "Яблока"? Успешность партии, я думаю, во многом зависит от того, готово ли ее ядро и местные отделения к сотрудничеству с иными неправительственными общественными организациями, наиболее массовыми и популярными. Такими как региональные отделения "Мемориала", Комитеты солдатских матерей, с молодежными антифашистскими организациями, отделениями Конфедерации потребителей, Фонда защиты гласности, профсоюзами и другими. Ведь именно такими контактами определяется популярность и действенность партии в обществе.

Стоит еще раз подумать и о политических союзниках "Яблока". Первое политическое объединение, приходящее в голову в связи с этим, - Союз правых сил. А кто же другой? Ведь не КПРФ, не ЛДПР, не РНЕ. Почему СПС не вызывает с ходу таких категорических возражений, такого решительного неприятия в качестве возможного союзника? Ответ представляется очевидным - и СПС, и "Яблоко" принято считать партийными объединениями "правого" толка: и те и другие - рыночники, и те и другие называют себя сторонниками демократии.

Но на самом деле яблочники, по существу, по принятой в мире классификации, не "правые", а либералы. "Правые" нынче в России - это консерваторы, державники, смыкающиеся с "патриотами", с националистами, со сторонниками олигархии. "Яблоко" же может и должно занять левый фланг политического спектра, в настоящее время пустующий, условно занятый муляжом-страшилкой КПРФ. Наблюдатели, не понимая, что СПС не может быть стратегическим партнером партии Явлинского, по привычке обвиняют яблочников в излишней амбициозности, в нежелании идти на компромиссы. Хотя речь идет не об амбициях, а о принципах.

Главные и существенные противоречия между "Яблоком" и СПС - это их различная оценка взаимоотношений между государством и гражданином. Настоящие правые - за всяческое укрепление государства, пусть и в ущерб правам личности, либералы же - за безусловный приоритет интересов гражданина. Отсюда и разное отношение самого президента к этим двум партиям: СПС он поддерживает, "Яблоко" - "не замечает". Попытка же лидеров СПС отождествить правый и демократический фланг продиктована желанием монополизировать право на то, чтобы представлять демократию, подобно тому как коммунисты пытаются монополизировать право на патриотизм.

Между тем у явлинцев есть политические единомышленники, альянс с которыми был бы возможен и взаимно полезен - это партии и объединения социал-демократического направления и правозащитные организации, тоже ориентирующиеся на примат личности и полагающие, что бюрократия существует для обслуживания граждан, а не для управления ими. Я рекомендовала бы будущим избирателям излечиться от аллергии на слово "социал-демократ", СМИ - начать широкую дискуссию об этом политическом термине, а моим друзьям-"яблочникам" четче определить свои позиции и открыто назвать своих возможных политических партнеров.

3 декабря в Москве пройдет второе заседание Демократического совещания. В июне на первом заседании, созванном по инициативе "Яблока", участвовали лидеры более 20 партий, движений и общественных организаций - естественных союзников и партнеров "Яблока". Это начинание, безусловно, усиливает позиции и "Яблока", и всех других участников. Но, конечно, необходимо, чтобы совместные действия проходили не дважды в год, а стали бы систематической формой взаимодействия демократических партнеров и чтобы о них как можно шире узнавали граждане

"Общая газета", 22 ноября 2001 г.

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Лариса Богораз

Григорий Явлинский

Гражданское общество для показа президенту построено! Анатолий Костюков "Общая газета", интервью с Г.Явлинским. 22 ноября 2001 г.

Ходить строем непродуктивно. "ЯБЛОКО" не годится для роли послушных советников президента и правительства. Публикация Александра Шишлова в "Независимой газете" 30 сентября 2001 г.

Всероссийское демократическое совещание намечает план действий демократических сил - пресс-релиз 19.06.2001

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]