[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Артемий Смирнов
Меня побили не слабо..."
"Эксперт, Северо-Запад", N 28(57), 26 ноября 2001 г.

Идея объединения Петербурга и Ленобласти в перспективе представляется вполне целесообразной - но не сейчас, считает Игорь Артемьев

Харизматичный на собственный лад, добросовестный и доброжелательный, во многом свободный от специфического "яблочного" обскурантизма - Игорь Артемьев один, пожалуй, из многих претендентов на место губернатора Петербурга оставил о себе позитивное воспоминание. Сегодня депутат Государственной Думы Игорь Артемьев отвечает на вопросы "Эксперта С-З".

- В ходе прошлых губернаторских выборов ваши оппоненты говорили о том, что вы, по факту, являетесь московским политиком и куда больше озабочены столичными интересами. С тех пор вас действительно куда чаще видят в Москве, чем здесь. Выходит, в этом пункте ваши оппоненты были правы?

- Я родился и учился в Петербурге, здесь живет моя семья, и я каждую неделю бываю дома. Да, мое рабочее место сейчас в Москве, а я не привык свою работу делать плохо. Это означает, что мне нужно хотя бы пять дней в неделю проводить в Государственной Думе. Но практически каждый день я занимаюсь делами Петербурга. Так же делают и многие мои товарищи, которые по-прежнему считают себя петербуржцами. Я имею в виду Германа Грефа и других людей, с которыми сейчас работаю.

- Как вы прокомментируете тот факт, что в последние годы политики, потерпевшие фиаско в Петербурге, массово уезжают в Москву и добиваются там успеха?

- Мне кажется, что петербуржцы, находящиеся ближе к Европе и гораздо лучше ее чувствующие, оказываются просто куда более созвучны нынешней эпохе. Москва сегодня сильна экономически, но, с точки зрения идеологии, она пытается смотреть в Азию и до сих пор ориентироваться на некий "особый путь". Поэтому люди, которые сейчас приезжают в столицу из Петербурга, оказываются гораздо более открытыми для новых идей.

- Городская партийная жизнь - в том числе жизнь "Яблока" - пребывает в упадке. Это результат оттока лучших кадров в Москву или кризис питерского парламентаризма?

- Мне кажется, что до парламентарного правления мы в регионах еще не доросли. У нас до сих пор популярны так называемые деполитизированные хозяйственники, сумевшие очень хорошо освоить различного рода финансовые операции, которые рынок сегодня дает возможность использовать при помощи административного ресурса в интересах клана. Они в свою очередь не обозначают своей политической платформы. "Вы вообще за что?" - "А мы ни за что, мы так, за то, чтобы дороги были хорошие". - "А что собираетесь развивать, как инвестиции привлекать?" - "А мы за то, чтобы детский сад поехать открыть". Это псевдополитический процесс, который носит совершенно безответственный характер.

Я считаю, что в такой ситуации очень важный шаг - введение смешанной системы выборов в региональные парламенты. К слову, мы действительно являемся сторонниками идеи, чтобы президентская партия "Единство" объединилась в Петербурге с правым центром ("Яблоком" и СПС). Потому что только объединившись, мы сможем противостоять тому наследию, которое оставила городу нынешняя администрация. Учитывая, что Яковлев по-прежнему популярен и население готово ему простить очень многие, на первый взгляд, мелкие шалости. Скажем, дороги, которыми он занимается уже больше пяти лет и стоимость одного квадратного метра которых больше 50 долларов, - нечто небывалое по стране! Но тем не менее нужно принимать это как данность, что таково мнение избирателей. Только "партийно" объединившись, мы в состоянии противостоять этому.

- Однако у нас перед глазами пример петербургского ЗакСа, многие члены которого как будто бы избирались по партийным основаниям. И что мы видим: депутаты кочуют из фракции во фракцию, тянется позорная эпопея с "резервными фондами".

- Все, что сейчас происходит в городском парламенте, в определенном смысле есть плата за меркантилизм, за прагматизм, за отсутствие идейности. Там есть много людей, горячо мною любимых и уважаемых, но не может родиться какая-то юридическая, законодательная тема, которая радикально изменила бы нашу жизнь. Все депутаты берут резервные фонды. Раз ты берешь деньги - значит, администрация неизбежно будет на тебя влиять. Отсюда же и вопрос о выборах - деньги взял, ну теперь давай еще немножко срок себе продлим. В ЗакСе, таким образом, осталось очень мало независимых депутатов, которые могут выйти и сказать чиновнику: "Ты вор". И это в Петербурге, который считается одним из интеллектуальных лидеров страны и в каком-то смысле духовным лидером, потому что мы не Москва, которая всех загребает под себя, но мы и не Урюпинск, где невозможно родить какие-то европейские ценности. Наш ЗакС мог бы стать важнейшим органом, олицетворяющим наше вхождение в Европу. С его трибуны нас услышали бы и в Прибалтике, и в Финляндии, и в Северной Европе. Сегодня ничего подобного не происходит. Почему они не вносят проекты в Думу? Пусть бы их не приняли, но они могли бы сказать - мы сегодня хотим интегрироваться, мы хотим равноправного экономического сотрудничества, отмены антидемпингового законодательства, вступления России в ВТО. Депутаты уклоняются от решения стратегических проблем. Они заняты своими округами и в этом смысле больше напоминают работников муниципальных советов, чем высшего законодательного органа субъекта федерации.

- Самой популярной темой последнего времени в городских кулуарах является желание Смольного объединить Петербург и Ленобласть. На ваш взгляд, способен ли Яковлев выиграть эти выборы?

- Что касается самой идеи объединения, то в перспективе она мне представляется вполне целесообразной - но не сейчас. Во-первых, сложен сам механизм объединения: два референдума, соответствующие законы, внесение изменений в Конституцию. Во-вторых, на деле она будет использоваться для закрепления Яковлева уже теперь на просторах Ленинградской области, для того, чтобы большее количество бизнесменов, связанных с городской администрацией, пришли в область и пользовались ее природными ресурсами.

- Ну так Устав города Смольному в собственных интересах переписывать не впервой. А в Думе вы ведь не смогли лишить Яковлева права на третий срок...

- Знаете, это как ружье, которое висит на стенке, и неизвестно, в каком акте выстрелит. Я бы все-таки подождал до 2003 года: думаю, что до этого мы еще разиков десять к этому вопросу вернемся и еще раз десять Смольный будет радостно трубить: "Госдуме не удалось преодолеть вето". Ничего страшного, вот сейчас не хватило пятнадцати голосов, но мы постараемся. Поэтому мне кажется, что нынешняя экспансия Яковлева и его ближайшего окружения в область - это просто зондаж, попытка получить за деньги лояльный парламент, при помощи которого уже можно было бы выживать Сердюкова с командой и ставить там своих людей. Но я думаю, что Сердюков в политическом смысле занимает более прочное положение, чем Яковлев, и в президентских структурах, и в парламенте.

- А как, по-вашему, в идеале должны строиться взаимоотношения города и деревни?

- Мы в течение двух лет проводили свое исследование и пришли к выводу, что имеет смысл сделать так, как, например, принято в Германии, где Гамбург подписывает с соседней землей соглашение об экономической интеграции. Так и Петербург с Ленинградской областью могли бы дать пример всей стране, подписав под эгидой федерального центра соглашение об экономическом сотрудничестве, экономической интеграции. Смысл заключается в том, что если взять то, что дает область городу, и то, что город дает области, по 30 укрупненным позициям, то получится баланс интересов: примерно сколько область дает городу, столько и город дает области. Так, собственно, можно договориться, подписать это соглашение и принять совместные законодательные акты. Вот эту программу я передал Яковлеву и вручил губернатору Сердюкову. Сердюков сразу за нее схватился, он готов этим заниматься. Более того, ею заинтересовалось и федеральное правительство. Но опять же все упирается в личность нашего губернатора, который в принципе не желает обсуждать никаких вопросов на эту тему.

- Вы утверждаете, что губернатор Яковлев проводит авторитарную политику. Однако такую же, с точки зрения многих, политику осуществляет и президент Путин. Но одного вы критикуете, другого - поддерживаете.

- Это просто разные модели. В стране сейчас действительно проводится политика авторитарная, однако она имеет стратегический замысел, ради которого можно прощать какие-то вещи. В городе же нет никакой стратегии, это только тактика - сохранить как можно дольше самого себя на посту, не формулируя никаких идей, которые могли бы привести Петербург к какому-то изменению.

"Яблоко" никогда не признавало правоту лозунга "Цель оправдывает средства", не считало, что во имя реформы можно сделать все, и именно поэтому было в оппозиции Ельцину. Сейчас, действительно, тоже гайки завинчивают, причем не слабее, чем при Борисе Николаевиче. "Яблоку", например, не нравится то, что происходит с СМИ или с завозом в страну ядерных отходов. Однако главное, что я вижу несколько ясных магистральных направлений, которые соответствуют моим взглядам. Осуществляется правовая реформа, происходят изменения во внешней политике. Я полагаю, правда, что и коммунисты видят некоторые вещи, которые соответствуют их представлениям. В этом смысле Путину удается балансировать, как двуглавому орлу, между прошлым и будущим.

- Чем же Владимир Яковлев так полюбился петербуржцам?

- Мне кажется, что просто время так совпало. Если бы, скажем, Яковлев пришел на смену Ходыреву, действительному хозяйственнику, ничего подобного бы не произошло. Однако он пришел на смену Собчаку и времени, по сути дела, революционному, - когда демократию отождествили с разрухой и обнищанием. Анатолий Александрович в этом был не виноват, он был очень талантливым человеком, который не смог добиться, условно говоря, чтобы батареи были теплые. Поэтому, когда в 1996 году под хозяйственными лозунгами пришел Яковлев, у горожан сложилось четкое представление, что он им нужен. Пусть он и с огромными недостатками, пусть не противостоит коррупции и даже создает систему, благоприятствующую этим фактам. Лишь бы только говорил о понятных проблемах, о том, что он о них помнит и думает - о батареях, об унитазах, о непокрытых крышах. Яковлев в этом смысле сделал очень правильный шаг: он скрывает свое богатство (он очень не бедный человек, это все знают, кто в нашем городе занимается политикой) и позиционирует себя как человека, который понимает проблемы коммунальные, проблемы грязных помоек и подъездов.

Но, думаю, что так долго тоже продолжаться не может. Яковлев способен сделать минимальные вещи во время спада, то есть вовремя завинтить сантехнический кран, из которого хлещет вода. Но в принципе что-то поднять, вернуть Петербургу его достойное место он не в состоянии.

- Приближается трехсотлетие Петербурга - главное предвыборное PR-мероприятие городских властей. Предложит ли "Яблоко" как оппозиционная партия какой-либо альтернативный праздничный проект?

- Трехсотлетие - это общий праздник, святой, и в этом смысле я применяю такую формулу: в первую очередь интересы сограждан, а потом - каких-то партий. Мы не хотим устраивать никаких политических шоу.

- У "Яблока" уже готов кандидат на следующие губернаторские выборы?

- Сейчас нет смысла это обсуждать. Во-первых, никто не знает, когда они состоятся. Во-вторых, все ждут, каков будет состав парламента, что будет с Уставом города и сможет ли Яковлев баллотироваться на третий срок. К тому же только тот, кто еще не бит, может быть настолько наивен, чтобы надеяться пойти на выборы просто так и выиграть. Я уже дважды участвовал в губернаторской гонке, меня побили не слабо, поэтому никакого желания снова в этом участвовать не возникает. С другой стороны, если речь вновь пойдет о том, что мы окажемся вынуждены защищать наши ценности, то мы будем бескомпромиссны.

"Эксперт, Северо-Запад", N28(57), 26 ноября 2001 г.

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Игорь Артемьев

Петербургское "Яблоко"

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]