[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Андрей Лазаревский (Эксперт объединения "Яблоко")
Братец Лис строит курятник
Проект нового Закона о приватизации оставляет лазейки для коррупции
"Эксперт", N 44 от 26 ноября 2001 года
А.ЛазаревскийВ ближайшее время Госдума рассмотрит во втором, решающем, чтении проект Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества". Этот проект внесен правительством и содержит целый ряд позитивных новаций. Это отказ от жесткой программы приватизации, которая заменена прогнозным планом, утверждаемым президентом. В приватизацию включаются земельные участки под объектами недвижимости (это теперь обязательно и по Земельному кодексу). Введены обязательность описания ограничений на участок, минимальная цена приватизации, новые рыночные способы приватизации. Весьма перспективными представляются такие способы приватизации, как продажа за пределами территории Российской Федерации, продажа через организатора торговли на рынке ценных бумаг (ст. 21, 22). Такая продажа выгодна и для бюджета, и для эмитента, поскольку дает последнему возможность сразу после завершения приватизации привлекать на долгосрочной основе денежные средства через размещение ADR.

Перечисленные нововведения вселяют оптимизм. И тем не менее проект изобилует недостатками, что не позволяет оценить его позитивно. Так, внесение имущества в качестве вклада в уставные капиталы из рядового способа приватизации перекочевало в определение приватизации (п. 2 ст. 2). Это странно, ведь если в частной собственности находится хотя бы одна акция акционерного общества, то внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада означает внеконкурсное "одаривание" этого лица (в проекте у таких счастливцев может быть до 25% акций). Очевидно, что такой вид приватизации противоречит декларированным в проекте принципам равенства покупателей и открытости (п. 1 ст. 2), создает условия для коррупции и неэффективного распоряжения общественной собственностью.

Сказанное в равной мере можно отнести и к продаже акций открытого акционерного общества по результатам доверительного управления (ст. 26). Привлекательным представляется название нового способа приватизации "путем публичного предложения" (ст. 23). Однако выясняется, что здесь право приобретения имущества предоставляется лицу, первому подавшему заявку, а договор должен быть заключен в тот же день, то есть преимущество будет у тех, кто получит эксклюзивную информацию от должностных лиц. Еще два ранее неизвестных способа приватизации вдруг появляются в переходных положениях и требуют внеконкурсной продажи - участникам долевой собственности, а также акционерам и работникам "народных предприятий" (п. 7 ст. 43). Однако непонятно, почему из-под действия Закона о приватизации исключена передача имущества некоммерческим организациям (п. 2.8. ст. 3).

Общепризнанным является утверждение, что демократия - это процедуры. С этой точки зрения демократичность проекта вызывает сомнения. В официальные условия приватизации памятников истории и культуры не включается "охранное обязательство". Оно заключается уже с победителем торгов (ст. 29). Такая схема нарушает требование ГК РФ о публичной оферте, создает условия для навязывания покупателю кабальной сделки.

Проект сохраняет недопустимо широкие рамки для установления ограничений по использованию объектов приватизации. Помимо требования выполнения работ, которое фактически обременяет нового собственника трудовой повинностью и ставит его в зависимое положение от контролирующих органов, проект декларирует обязанность использовать имущество по определенному назначению, причем обязанности, предусмотренные не только федеральным законом, но и "в установленном им порядке" (пп. 2.1. и 2.3. ст. 31). Из-за отсылки за пределы закона ограничения могут принять самые причудливые формы. И это несмотря на ясную конституционную норму о том, что права могут быть ограничены лишь федеральным законом и только в четко определенной мере (часть 3 ст. 55 Конституции РФ).

Но, пожалуй, самая серьезная проблема проекта в том, что он фактически приравнивает чиновника, распоряжающегося общественным имуществом, к частному лицу. Посмотрим на такую внешне непримечательную норму из статьи о продаже по конкурсу: "Внесение изменений и дополнений в условия конкурса и обязательства его победителя после заключения указанного договора не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 451 Гражданского кодекса Российской Федерации" (абз. 3 п. 14 ст. 20). Согласно названной норме ГК РФ, "существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения...". Ясно, что эта норма применяется в рамках гражданского законодательства, где стороны действуют в своем интересе. Но при приватизации должностное лицо обязано действовать в интересе общественном, публично и подконтрольно.

Между тем отсылка к ст. 451 ГК РФ позволяет должностному лицу произвольно изменять содержание договора. Казалось бы, это частность, ошибка, которую можно было бы исправить дополнениями об обязательной публичности изменения договора и о контроле со стороны участвовавших в приватизации лиц. Но вместо этого мы находим иное - и кардинальное - дополнение изначального текста проекта: регулирование приватизации "осуществляется в соответствии с основными началами гражданского ... законодательства". Иными словами, формальные ограничения деятельности чиновников фактически отменяются. А это меняет концепцию не только законодательства о приватизации, но и Гражданского кодекса.

"Эксперт", N 44 от 26 ноября 2001 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи



info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]