[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Евгений Киселев
Интервью Григория Явлинского
НТВ, "Итоги", 16 декабря 2001 г.

Евгений Киселев: Здравствуйте, Григорий Алексеевич. Спасибо, что согласились сегодня принять участие в нашей программе. Сейчас мы подробно говорили о съезде СПС. Насколько я знаю, ваш съезд предстоит на следующей неделе. С чем вы на этот съезд выходите? Какие вопросы будут на нем решаться?

Григорий Явлинский: Добрый вечер. "Яблоко" сегодня находится в России в сложных условиях. Мы все видим, как проходят выборы, как работает управляемая демократия. В таких условиях для независимой гражданской партии появляются новые требования. Для нас это ответы на вопросы о том, как сделать партию более массовой и как сделать структуры партии жесткими, более четкими, лучше работающими, яснее осознающими цели и задачи, которые перед нами стоят. Собственно, вот этот круг вопросов и будет, в основном, обсуждаться на съезде в связи с изменением устава и принятием устава уже политической партии в соответствии с законом, а также принятием программы партии и основных установок в части большей определенности в нашей идеологии. Мы себя определили как либерально-социальная партия России. С точки зрения нашего наименования. Но самое главное, что мы хотим сделать, мы хотим сделать новый вид приема в партию, уйти от ленинских принципов формирования и управления партией. Мы хотим провести в жизнь, наконец-то, заявительный принцип формирования партии. То есть мы ожидаем существенного увеличения численности партии. Сегодня наша партия – более 12 тысяч членов. Мы ожидаем в течение ближайшего года удвоения наших рядов после этого съезда.

Киселев: Вы сказали, что "Яблоко" - это независимая гражданская партия. Уточните, пожалуйста, это оппозиционная партия?

Явлинский: Совершенно верно. "Яблоко" находится в системной оппозиции курсу на создание в России управляемой демократии и эрзаца демократии. Мы не можем смириться с целым рядом решений, который принимаются в части манипулирования избирательным процессом, манипулирования средствами массовой информации в нашей стране. Мы не разделяем, как известно, многие подходы, связанные с несоблюдением прав человека в нашей стране. Мы по-прежнему не можем согласиться с решением, скажем, о ввозе ядерных отходов в Россию, с развитием событий в Чечне, где продолжается война. По всем этим вопросам у нас жесткая позиция, по которой мы хотим добиться существенных изменений в России.

Киселев: Есть ли позиции, по которым вы поддерживаете президента?

Явлинский: Да. Мы поддерживаем внешнеполитический курс президента после 11 сентября. Мы считаем, что президент сделал единственно правильный в сложившихся условиях выбор. И одним своим решением этим вывел Россию в число стран, принимающих ключевые решения на международной арене. И мы считаем, что он сделал это верно.

Киселев: Но вот тут одна неувязочка получается, считают некоторые наблюдатели. Вот несмотря на то, что мы так стали дружить с Америкой, говорят некоторые, Америка показала нам кукиш и в одностороннем порядке вышла из столь важного, по мнению российской стороны, для международной безопасности, договора по противоракетной обороне 1972 года. Вы считаете, это удар в спину со стороны Вашингтона? Или правы те, кто говорят: да на самом деле, никакой угрозы безопасности России, реальной угрозы безопасности России от выхода Америки из этого договора нет?

Явлинский: Я отметил бы две стороны этого решения Соединенных Штатов. Конечно, с точки зрения политического ритуала не может радовать такое одностороннее решение, тем более в условиях сближения, которое произошло в последние месяцы. Что же касается существа дела, то в этом вопросе я придерживаюсь точки зрения, что действительно никакой военной угрозы не создает это для России. Кроме того, должен сказать вам, что, по моему мнению, министерство иностранных дел и наши внешнеполитические стратеги сами довели дело до такого положения, потому что было ясно, что американцы примут это решение, потому что за этим решением стоит очень крупный американский бизнес. И это в значительной степени, если не в главном, экономическое решение, потому что это решение поможет обеспечить Соединенным Штатам технологический прорыв этом веке. В этом самое главное. Обратите внимание, Соединенные Штаты выделяют огромную сумму средств из государственного бюджета на развитие своей так называемой ПРО и одновременно существенно снижают налоги для корпораций, для всего частного сектора Соединенных Штатов. А это означает, что в связке одно и другое даст колоссальный прорыв по новым материалам, по новым технологиям, по информационным технологиям, по производству новых приборов и машин. Вот в чем, собственно говоря, суть дела. Однажды мы уже сталкивались с этим. Это было во времена Рейгана, когда говорили о "звездных войнах". И тогда 14 пожилых людей в мире, 13 членов Политбюро ЦК КПСС и сам Рейган, реально поверили, что это речь идет о строительстве некой системы "звездных войн", но на самом деле это был технологический прорыв, который тоже был обеспечен резким снижением налогов и увеличением ассигнований. А потом американская администрация в течение конца 80-90-х годов пожинала плоды этого экономического решения. Сегодня мы сталкиваемся примерно с тем же. Я думаю, что суть всего происходящего в этой связи именно в этом. И России нужно искать ответы в экономической сфере, связанной с прорывными технологиями, инвестициями, повышением уровня жизни, демократизации страны. И таким образом попытаться ответить на этот вызов.

Киселев: Григорий Алексеевич, вопрос из другой области. Как вы оцениваете происходящее на внутрироссийской политической сцене, где в последнее время явно усилилась борьба элит или, скажем так, борьба различных группировок, кланов, назовите как хотите, на самом верху российской правящей элиты. Старая кремлевская команда, новые питерские и так далее. Что вы по этому поводу думаете?

Явлинский: На самом-то деле, если все бы вы меня спрашивали об этом одной фразой, то я бы сказал: "Чума на оба ваши дома". Ведь Россия уже знает, чем для нее кончаются такие свары. Но с другой стороны это ведь определенное объяснение всей стране, что на самом деле происходит. Это ведь не борьба каких-то взглядов или идеологий. Это борьба за власть, которая теперь полностью переместилась в Кремль, поскольку Дума теперь не носит самостоятельного характера, Совет Федерации тем более. Правительство является техническим органом. Гражданское общество используется, так сказать, в различных мероприятиях, но реального участия во власти и влияния на власть до сих пор имеет очень небольшое. В таких условиях продолжается борьба между различными группировками за доступ к собственности. Власть обеспечивает доступ. Поэтому в этом нет ничего нового. Мы это все видели. Ведь это те же самые олигархические отношения, которые были раньше. От того, что несколько олигархов, которые хотели публично участвовать в российской политике, избавились от этого, сама олигархическая система никуда не делась, она сохраняется. Вот один только пример совсем недавний. Сообщение ТАСС о том, что в 2000 году доходы от продажи оружия в России составили 3,7 миллиарда долларов. Поступления же по соответствующей статье в бюджет составили 260 тысяч рублей. Понятно дело, что при таких доходах можно развернуть нешуточную борьбу за власть, которая позволяет их обеспечить. Конечно, перед президентом в таких условиях будет стоять очень сложная задача. Но решение есть только одно – убрать по вожакам, так сказать, той и другой стаи и только так расчистить дорогу вперед.

Киселев: И последний, пожалуй, вопрос, который не могу вам не задать. Вы на минувшей неделе встречались с президентом. Можете что-нибудь сказать о содержательной стороне вашей встречи?

Явлинский: Да, это была рабочая встреча. И обсуждались вопросы ядерных отходов. Мы по-прежнему ведем диалог с президентом в отношении того, как сделать безопасным этот весь процесс. Он нас очень беспокоит. И, кстати говоря, в этой беседе нашли серьезное понимание президента. Этот диалог будет продолжен. Значительное время было отведено обсуждению вопроса российско-европейской противоракетной обороны, с которой президент вышел с инициативой еще в феврале этого года и передал генеральному секретарю НАТО российские предложения. Я думаю, что использование российских военных технологий и российской территории для создания российско-европейской ПРО – это тоже одна из важнейших частей стратегии России в ближайшее время, особенно в условиях выхода Соединенных Штатов из договора по ПРО 1972 года. Обсуждались вопросы, связанные с военной реформой. Вот, собственно, круг рабочих контактов.

Киселев: Я благодарю вас за ваши ответы, Григорий Алексеевич, за участие в нашей программе.

НТВ, "Итоги", 16 декабря 2001 г.

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Григорий Явлинский

Григорий Явлинский: В двух часах лёта все существует в практическом виде" Светлана БАБАЕВА "Известия", 17 декабря 2001 г.

"Яблоко" хочет сделать Россию удобной для жизни Интервью с Сергеем Митрохиным Михаил Соколов Радио "Свобода", 11 декабря 2001 г.

Григорий Явлинский о выходе США из договора по ПРО Беседовал Алексей Венедиктов. Радиостанция"Эхо Москвы", 13 декабря 2001 г

Опубликован проект Демократического манифеста партии "ЯБЛОКО" (для обсуждения на предстоящем 22-23 декабря преобразовательном съезде партии)

Отдам страну в хорошие руки Смысл манифеста "ЯБЛОКА" - сделать Россию удобной для жизни "Новая газета", 10 декабря 2001 г.

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]