[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Россия в 2002 году:
Евгений Ясин и Игорь Артемьев. Восемь тем для будущего: основные тенденции и опасности, контртеррористическая операция, кремлевская интрига, перемены в правительстве, цены на нефть, ТВ-6 и независимые СМИ, перспективы реформ
Полит.Ру, 28 декабря 2001 г.
ПРОГНОЗ НА 2002 ГОД делают:

Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики, Президент фонда "Либеральная миссия"

Игорь Артемьев, Депутат Государственной Думы, заместитель председателя партии "Яблоко" и руководителя фракции «ЯБЛОКО», заместитель председателя Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам.

1. Главные тенденции в политической и экономической жизни России в 2002 году. Основные опасности и источники оптимизма

Евгений Ясин:

Главная тенденция – стабилизация. Это значит, что власть укрепляется, экономика развивается, и кто бы ни пытался сломить эту тенденцию, вызвать протест, массовое недовольство теми или иными решениями , он не добьется успеха - отклика не найдет.

Оптимизм вызывают силы и энергия, которые проявляет российский бизнес. Главная опасность – незащищенность прав и свобод человека, свободы слова и информации, крючкотворство многих юристов при должностях, умеющих действовать по принципу: “по форме – все правильно, а по существу – издевательство", и неготовность общества этому сопротивляться. Как бы не вышло, что по форме все у нас есть – и гражданское общество, и правовое государство, а по существу – человек как не верил государственным институтам, так и не верит, и практика убеждает его в том, что он прав.

Игорь Артемьев:

Я думаю, что в 2002 году все-таки можно ожидать реформы банковской системы. Скорее всего, осенью, возможно, после определенных кадровых перемен. Это будет первый год работы в более или менее стабильных налоговых условиях. Если говорить о бюджете, - серьезных катаклизмов я не предвижу. Перевыполнения доходов, очевидно, не будет, но не будет и секвестра.

Что касается политической жизни, то тенденции останутся примерно теми же. Думаю, рейтинг президента останется таким же высоким, питерская команда не потеряет своего значения и будет выступать достаточно консолидированно. Парламент, как и в этом году, будет послушным президенту и правительству. Что касается правительства, не берусь сказать, будет ли у нас новый премьер. Во всяком случае, сейчас я не вижу таких факторов дестабилизации, которые бы привели к смене кабинета. Хотя отдельные перестановки, конечно, будут.

Главная опасность – терроризм. Когда пружина сжимается, как в случае с Афганистаном, через некоторое время всегда происходит обратный процесс. Вся история XX века говорит о том, что, к сожалению, после таких силовых акций возникают ответные всплески. Будем надеяться, что они не сильно заденут нашу страну.

Оптимизм вселяет то, что у нас не престарелое, а молодое и динамичное руководство страны. Если парламент примет закон о голосовании по партийным спискам, а президент его подпишет, мы сделаем еще один шаг к формированию плюралистичного конкурентного партийного механизма. Что касается партийной системы, ее формирования после принятия закона о партиях, мне кажется, что тенденции авторитаризма, о которых принято говорить в последнее время (при сильной власти), не будут проявляться в жестком силовом варианте.

Но самое главное – у людей появилась надежда. Я это знаю по встречам с избирателями. Люди больше верят в какие-то позитивные изменения, чем это было несколько лет назад.

2. Война с международным терроризмом. Вероятность перенесения военных действий после Афганистана в другие страны. Последствия для России. Перспективы отношений России с НАТО и США.

Евгений Ясин

Война с международным терроризмом чем дальше будет распространяться (если иметь в виду новые страны), тем больше будет давать оснований для его усиления. США сейчас хотят подавить силы терроризма в зародыше, чтобы они уже никогда не подняли голову. Но при этом остается в стороне главная угроза, которая таится в противостоянии “золотого миллиарда" и остального бедного мира, в стремлении бедняков приобщиться к достижениям цивилизации и в то же время сохранить свои культурные ценности времен пророка Магомета. Счастье, что Китай и Индия в последние годы быстро развиваются и до поры не участвуют в противостоянии. Но мусульманский мир – только передний край недовольства.

Терроризм и диффузия – переселение в богатые страны с использованием демократических правил свободного мира – оружие слабых. ХХ1 век будет ареной многих конфликтов на этом поле, но схваток крупных держав не будет.

Россия будет укреплять отношения с НАТО. В 2002 году могут быть сделаны важные шаги к превращению НАТО из военного союза против коммунизма в орудие обеспечения безопасности “северного кольца", включая Россию и Японию.

Игорь Артемьев

Я думаю, что продолжения открытых военных действий в Сомали или где-либо еще не будет. Россия будет стараться укрепить отношения с США, но в основном на дипломатическом уровне. Может быть достигнут серьезный прогресс в экономике, торговле (ВТО и так далее). Но не более того. Что касается НАТО, думаю, что какие-то совместные акции или даже учения вполне возможны. Но глубокой интеграции не произойдет. В конечном итоге Россия должна стремиться подписать с Европейскими странами и Америкой договор о коллективный безопасности. Но думаю, что американцы и европейцы займут в этом вопросе осторожную позицию.

Трудно развивать военное сотрудничество одновременно и с НАТО, и с Белоруссией. Здесь, к сожалению, мы будем двигаться в обе стороны одновременно. Политическая поддержка Лукашенко оказана, процессы, которые уже идут, остановить невозможно, прежде всего, по политическим соображениям, несмотря на личность самого Лукашенко. Я думаю, что развивать отношения с ним нужно было иначе: нужно было, насколько это возможно, использовать механизмы политического давления, и заставить его проводить совершенно другой политический курс. Но зная личность “батьки", это бессмысленно. Никакого изменения курса не будет, а политики в Европе предпочитают анализировать реальные шаги, а не декларации. Поэтому, я думаю, и американцы, и европейцы, к сожалению, займут в отношении России осторожную позицию – слишком много пока неясного.

3. Ситуация на мировых рынках нефти. Перспективы мировой экономики и рецессия в развитых странах. Влияние этих факторов на российскую экономику.

Евгений Ясин

Пока неясно, насколько долго продлится рецессия в западных странах. Возможно, уже к середине года она сменится ростом. Но возможен и другой поворот событий: снижение уровня открытости, недоверие, возведение новых барьеров в связи с новыми угрозами могут лишить мировую экономику импульсов, которыми она питается уже 20 лет.

Рынок нефти зависит от развития мировой экономики. Полагаю, в 2002 году цены стабилизируются на уровне $16-17 за баррель. Для России это будет поводом всерьез заняться другими отраслями своей экономики.

Игорь Артемьев

Я думаю, что после того, как закончатся активные военные действия в Афганистане, цены на нефть стабилизируются в районе где-то $19-20 за баррель. И среднегодовые будут близки к тем, что заложены в бюджете.

Те позитивные тенденции в экономике, которые в основном были связаны с эффектом девальвации 1998 года, будут затухать. Если не произойдет реальной реформы банковского сектора, который сейчас очень сдерживает развитие нашей экономики, то экономический рост не превысит 2%, и нужно будет искать новые резервы развития экономики. Потому что на старых уже не проживешь, и за счет нефти тоже. Искать будут, в идеях недостатка нет. Думаю, что постараются предпринять несколько акций, стимулирующих реальный сектор, может быть, будут в очередной раз пересматривать нормы амортизации, может быть, будет что-то сделано в налоговой сфере (мы считаем, что реформа единого социального налога – очень важный элемент). Может быть, вернутся к вопросу амнистии капиталов.

4. "Кремлевская интрига": как будет развиваться конфликт "питерских силовиков" и старой команды. Вероятность кадровых и институциональных перемен в исполнительной власти. Вероятность изменений в правительстве.

Евгений Ясин

“Кремлевские интриги" - это маневры внутри аппарата за положение поближе к “телу". На основные направления политики Путина они не повлияют. Пока!

Игорь Артемьев

Кремлевская интрига будет продолжаться - на то она и кремлевская. Позиции Семьи, очевидно, резко ослабнут. И президент сможет совершенно не считаться с мнением старой команды. Это повлечет за собой целый ряд перестановок в администрации президента, и мне кажется, питерская команда в целом выиграет эту борьбу. Последует целый ряд громких дел о коррупции в высших эшелонах власти. Не могу сейчас сказать конкретно, по каким персоналиям, но это обязательно произойдет. Какая-то часть новой команды будет выступать за операцию “Чистые руки", другая часть будет делать то, что делала старая Семья - то есть перераспределять собственность в свою пользу и в пользу своих сателлитов, что мы, в общем-то, уже наблюдали и наблюдаем сейчас.

Сегодня сама система выстроена так, что администрация президента занимает доминирующее положение и, по сути, является органом политического руководства страны. Я думаю, это сохранится, вне зависимости от того, произойдут ли какие-то перестановки.

Если Семья будет разгромлена или резко утратит свое влияние, ей на смену придут люди, значительная часть которых движима желанием проводить реформы в разных сферах. Несомненно, среди тех, кто займет доминирующее положение вокруг президента в 2002 году, будут и люди, которые станут новыми олигархами, но только сделают это более скрытно, чем Березовский и кампания. Они займут место Семьи и будут стараться использовать в своих абсолютно корыстных целях те возможности, которые дает сегодня государственный аппарат. Условно говоря, появятся “маленький Березовский", “маленький Гусинский", и так далее. Другая часть президентского окружения будет действовать системно, будет стараться проводить либеральные реформы. И конфликт между ними неизбежен. Кто из них в результате победит – предсказать трудно.

Безусловно, кремлевская борьба распространится и на правительство. В зависимости от того, какая группа – олигархическая или либеральная – победит, такого премьер-министра мы и увидим. Но думаю, эта борьба будет не одномоментной “битвой", а долгой кулуарной войной, сопровождающейся потерями с той и другой стороны. Если победят люди, которых я условно называю либералами, появится механизм формирования правительства. Но не раньше чем через год-два.

5. Перспективы развития конфликта вокруг ТВ-6. Основные тенденции, которые будут определять ситуацию на рынке СМИ в 2002 году.

Евгений Ясин

Конфликт вокруг ТВ-6 - еще одна точка проверки. Одну (НТВ) мы прошли со знаком минус для свободы слова. Боюсь, в 2002 году будет еще один минус. Вопрос в позиции общества. Оно не хочет защищать свои интересы.

Игорь Артемьев

Мне кажется, что ТВ-6 все-таки ликвидируют, поскольку решение суда есть, а наша высшая государственная власть не склонна менять свои решения. Затем будут изменения, связанные с продажей НТВ, которые тоже будут сопровождаться скандалами, поскольку открытого конкурса на смену собственника и тендера на частоту ожидать не приходится. Я думаю, все будет заранее договорено и решено в кулуарах. Основная тенденция – это все большая монополизация СМИ. Вряд ли здесь что-то изменится.

Хотя отдельные газеты, которые поддерживаются коммерческими структурами тем не менее достаточно самостоятельны. Такие существуют, хотя их и немного. Думаю, ожидать расширения позиций независимых средств массовой информации не стоит.

6. Основные факторы, которые будут определять личный рейтинг Путина и положительный рейтинг власти в целом.

Евгений Ясин

Рейтинг Путина сохранится, поскольку стабилизация, поддержанная им, теперь будет поддерживать его. Важный момент – ослабление флангов на политической сцене: дробление сил демократов, падение влияния коммунистов. ЕДИОТ как партия власти тоже будет слабой в силу своей идеологической безликости и политической рыхлости. Усиливаться будет только исполнительная вертикаль. И это опасно.

Игорь Артемьев

Помимо “ресурса надежды" в этом году было сделано достаточно много такого, на что люди обращают внимание. И ресурса власти в будущем году вполне достаточно, чтобы обеспечить адекватное повышение зарплаты и пенсий не только в 2002, но и в 2003 году, даже несмотря на то, что на него падает большая часть выплат российского долга. Мне кажется, личный рейтинг Путина еще долго будет зашкаливать за 50%, хотя бы потому, что он производит впечатление самого умного из своей команды. Люди, привыкшие видеть на экране телевизора Ельцина и еще помнящие Брежнева и Черненко, конечно, сравнивают его с ними, а не с каким-то абстрактным идеалом. А раз личный рейтинг Путина будет высоким, значит, и рейтинг власти в целом будет положительным, потому что власть в России персонифицирована.

7. Бюджет, структурные реформы, вероятность изменения инвестиционного климата и перспективы продолжения политики господдержки дальнейшей концентрации капитала в наиболее перспективных секторах.

Игорь Артемьев

Попытка сделать бюджет прозрачным предпринималась еще Задорновым. Кудрин сейчас продолжает эту работу, но она идет достаточно медленно. А ключевой позицией реформы должна быть реформа межбюджетных отношений, чем сейчас практически никто не занимается. Я не знаю, пойдет ли правительство на какие-то реальные изменения. Думаю, оно, как и любое правительство, готово обсуждать техническое перераспределение в рамках бюджетных позиций – это всегда самое интересное для госчиновников. А вот если бы все-таки удалось провести реформу единого социального налога, можно было бы существенно легализовать фонд оплаты труда и заняться легализацией теневой экономики. Это самое хорошее, что могло бы сделать правительство. Есть два или три разных сценария, можно обсуждать, какой из них лучше, какой хуже, но обязательно нужно браться за это дело. Я знаю, что Путин это понимает. Мы с ним не раз об этом говорили. Но хватит ли у него политической воли – не знаю.

Монополии. Что касается МПС, “Газпрома" и РАО ЕЭС, то схема, к сожалению, будет, наверное, такая: если будут решено, что Аксененко как один из представителей “семейного" клана должен уйти, то реформы начнут именно с МПС. Возможно, будет даже обсуждаться серьезная концепция расчленения единой сети железных дорог на несколько акционерных обществ, создание единого холдинга с некоторыми элементами хозрасчета и серьезная реорганизация в области численности штатов, тарифной политики и так далее. То есть реформы будут проводить исходя не из того, где наиболее целесообразно, а из того, на чьей стороне будет политическая сила. А предсказать, какая политическая сила будет у Миллера, Чубайса или Аксененко довольно сложно. Сейчас у Аксененко позиции явно наиболее слабые.

Мне кажется, что следующий год по многим причинам вряд ли будет годом существенного изменения инвестиционного климата. Здесь и долговой кризис, и продолжение борьбы в высших эшелонах власти, и много всяких перестановок, которые произойдут. А если начнется операция “Чистые руки", то все тоже будет неоднозначно, учитывая состав нашей Генеральной прокуратуры. Мне кажется, на инвестиционную политику отрицательно влияет монополизация средств массовой информации, жесткие шаги власти по отношению к СМИ.

Правда, при грамотных шагах уже в 2002 году можно ожидать некоторой легализации экономики, но инвестиционного бума - вряд ли. Рецессия в Америке, Аргентина – все это будет сказываться и на нас. Новые финансовые рынки, к которым относится и Россия, вряд ли будут привлекательными. Хотя перелом может наступить уже в 2003 г., если перестать пугать инвесторов постоянным изменением правил, политическим давлением, перераспределением собственности через правоохранительные органы. Но если мы не перестанем их пугать (а мы знаем, что утечка капитала из страны за последнее время даже увеличилась!), то, конечно, инвестиционного бума ожидать не приходится.

Господдержка концентрации капитала. Я думаю, что пока структура самой власти будет такой, как она есть, – то есть пока членов правительства будут “ставить" не партии, а различные экономические кланы, и это правительство будет влиять на состав Думы (а эта тенденция, кажется, не изменится еще достаточно долго, даже если президент займет противоположную позицию) - деньги из бюджета будут направляться именно в те отрасли, которые сегодня политически управляют страной.

8. Как будет развиваться судебная реформа, начнет ли работать принятый в этом году пакет законов по дебюрократизации экономики и сдвинется ли с мертвой точки военная реформа.

Игорь Артемьев

Новый год будет годом обкатки нового УПК. Правоприменительная практика по новому законодательству будет еще только налаживаться, но общие черты позитивных изменений в этой сфере мы увидим, поскольку эта реформа абсолютно реальна. Ожидать, что изменится регулирование бизнес-отношений не приходится, поскольку сам Арбитражный процессуальный кодекс еще не принят, над ним еще нужно работать. Основная реформа, связанная с распространением судов присяжных на всю Россию, судебными арестами, начнется только через год-два.

Нормы УПК, несомненно, повысят состязательность процесса. Будет ликвидирована двойная подсудность по хозяйственным спорам. Расширятся права адвокатов и будут ограничены права прокуратуры, прежде всего в гражданском процессе. Изменится состав судейских сообществ. Система конкурсности назначения судей и сдачи ими квалификационных экзаменов будет либерализована и сделана более открытой и разумной. Уменьшатся огромные и часто бюрократизированные права председателей судов. Все это, несомненно, позитивные вещи. Но плоды всех этих процессов будут не раньше, чем года через два.

Сегодня коррупция при рассмотрении хозяйственных споров в арбитражных судах, как мы знаем, достигла очень высокого уровня. Новое законодательство все-таки устанавливает определенные барьеры, и, мне кажется, некоторые позитивные изменения начнут происходить. Суды в целом выполняют положительную роль и процентов на 60-70 справляются со своей функцией. Другое дело, что там по-прежнему очень консервативные судьи и структуры, которые привыкли жить по законам телефонного права еще в советские времена. А начиная с 1985 года и криминальные структуры стали уделять им значительное внимание и искать там агентов влияния. Поэтому суды, конечно, нужно чистить, и гораздо более быстрыми темпами.

Если олигархические тенденции, которые возобладали в стране при Ельцине, будут продолжаться, и произойдет только смена фамилий и вместо Березовского будет какой-нибудь Петров или Сидоров, то ни о какой дебюрократизации говорить не приходится. Тот аппарат, который сегодня существует, естественно, использует в своих интересах свои полномочия на любом уровне. Если высшая власть и дальше будет показывать примеры перераспределения собственности, о какой-либо дебюрократизации говорить просто смешно. У нас сейчас абсолютно олигархическая, бюрократическая власть. Надежды мои связаны только с молодой командой, которую сегодня не вполне правильно принято называть “питерской" (там не только “питерцы").

И если мы ее не поддержим и не будем стараться убеждать президента двигаться именно этим курсом, то нас ждет репродукция того же самого, только еще в больших масштабах, и дальнейшая монополизация экономики по всем направлениям отдельными узкими группами лиц. А дальше – некие политические реформы, военные перевороты и т.д.. Как ни странно, сегодня один из самых главных сдерживающих факторов этого - высокий уровень образования в стране.

Беда в том, что мы балансируем на иголке. У нас система слишком зависит от отдельных людей, а сдержек и противовесов нет - парламент подчинен администрации президента, Совет Федерации вообще не играет никакой самостоятельной роли, а губернаторы такие, какие есть. В отсутствии системы очень многое решают люди, которые находятся на вершине власти. Я симпатизирую молодой команде, которая могла бы во многом обеспечить стабильность в стране. Ну, а те, кто сегодня сидит на той собственности, которую неправедным способом перераспределили в свою пользу, естественно, будут этому всячески противодействовать. И схватка между ними будет происходить на наших глазах.

Я очень надеюсь на осуществление либеральной военной реформы, потому что за 2001 год в сознании многих, в том числе и высших чиновников Вооруженных сил, произошли некоторые изменения. В 2000-м, когда мы впервые показали, что 1,5% бюджета достаточно, чтобы сделать всю армию и все внутренние войска профессиональными, нам просто никто не верил. Все говорили, что мы душевнобольные. Сейчас эти расчеты согласованы с Минфином. Я не говорю о Грефе и Кудрине, которые очень хорошо понимают эту проблему, но даже генералы стали больше этим заниматься.

Понятно, что когда Министерство обороны говорит о реформе, оно прежде всего имеет в виду сокращение Вооруженных сил, что, безусловно, важно, но ни к каким структурным изменениям не ведет. У них есть поручение президента, и они этим занимаются, как могут. Процесс этот очень болезненный, и все свои силы они концентрируют на нем. Кроме того, генералам совершенно необходимы призывники - бесплатные рабы. В следующем году, думаю, мы все-таки добьемся от президента каких-то ясных посылок, и десятилетний срок перехода на контрактную армию будет сокращен до трех-пяти лет.

Полит.Ру, 28 декабря 2001 г.

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Игорь Артемьев

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]