[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Николай Иванов
ЮРИЙ ТРУТНЕВ: "ПЕРВЫМ ДЕЛОМ - ЭКОНОМИКА. А ПОЛИТИКА - ПОТОМ"
Новый губернатор Пермской области считает, что федеральные округа должны стать "экономическими мостиками" между регионами
Независимая газета , 3 апреля 2001 года

Юрий Петрович Трутнев родился 1 марта 1956 г. в Перми. После окончания в 1978 г. Пермского политехнического института по специальности горный инженер работал в институте ПермНИПИнефть, Пермском городском, областном комитетах ВЛКСМ, областном спорткомитете. С 1990 г. занялся частным бизнесом: создал и возглавил предприятие "ЭКС Лимитед", являвшееся крупнейшим поставщиком в Пермскую область продуктов питания. В 1996 г. на базе "ЭКС Лимитед" была создана крупная бизнес-империя "Э.К.С. Интернэшнл", президентом которой стал Юрий Трутнев. Политическая карьера Юрия Петровича началась в марте 1994г., когда он был избран депутатом Пермской городской Думы и Законодательного собрания Пермской области, где возглавил комитет по экономической политике и налогам. В декабре 1996 г. уже в первом туре Юрий Трутнев одержал убедительную победу на выборах мэра Перми, набрав 61,42% голосов горожан, пришедших на выборы. Этот феерический успех он практически повторил четыре года спустя уже на выборах губернатора Пермской области. За Трутнева проголосовали 51,48% избирателей Западного Урала, пришедших на участки.


-ЮРИЙ ПЕТРОВИЧ, недавно вы впервые участвовали в заседании Госсовета России. Какими, на ваш взгляд, должны быть роль и место Госсовета в системе государственной власти нашей страны?

- Госсовет представляется мне тем органом, в котором можно сформулировать наиболее важные вопросы. Например, вопросы, связанные с налогообложением, с межбюджетными отношениями.

Так как Госсовет - орган совещательный, консультативный, на нем можно обозначить позицию. В дальнейшем эта позиция должна рассматриваться на конкретных встречах с представителями правительства, на заседаниях Совета Федерации, Госдумы.

- Оправдала ли себя идея укрепления властной вертикали в России, выразившаяся в создании семи федеральных округов?

- У представителей президента в федеральных округах была одна четко сформулированная главой государства задача: добиться того, чтобы во всех регионах России неукоснительно соблюдалось федеральное законодательство. Насколько я понимаю, эта задача в основном выполнена. В Пермской области проблем, наверное, было меньше, чем во многих других регионах, потому что каких-то существенных противоречий с федеральным законодательством в нашем местном не было.

Но создавать институт полпредов только для решения этой задачи и контроля за деятельностью федеральных структур в регионах вряд ли было бы целесообразно. Лично я считаю, что есть возможность серьезного усиления роли полномочных представителей в жизни регионов за счет того, что они возьмут на себя выстраивание межрегиональных экономических взаимоотношений - своего рода "экономических мостиков" между субъектами Федерации.

В России чересчур резко произошел переход от плановой экономики, где все отношения между отраслями были четко регламентированы, к рынку. Выстроить же чисто рыночные взаимоотношения в таких конгломератах, как авиационная или сталелитейная промышленность, очень сложно. Для того чтобы организовать эффективную работу отраслей, нужны серьезные соглашения между субъектами Федерации. Я думаю, что сегодня у многих появляется осмысление того, что один в поле не воин, и потихоньку идет переход к созданию отраслевых корпораций. Вот здесь-то роль округов и полпредов может быть определяющей.

- Буквально на следующий день после избрания вас губернатором пресс-служба фракции "ЯБЛОКО" распространила заявление, в котором поспешила зачислить вашу победу в свой актив. Вы что, и вправду "яблочник"?

- Я никогда ни от кого не скрывал своих хороших отношений с Григорием Алексеевичем Явлинским. Еще в конце 1997 года, когда я был мэром Перми, мы с ним подписали соглашение об экономическом взаимодействии между фракцией "ЯБЛОКО" и администрацией Перми. У нас сходятся взгляды по ряду экономических вопросов. Но давайте будем отделять экономику от политики. Я всегда старался придерживаться принципа нейтралитета в отношении всех политических партий и движений, за исключением экстремистских, с которыми не может быть ничего общего. И всегда был готов воспринимать все конструктивные предложения, исходящие от политических организаций.

- На губернаторских выборах "рупор Кремля" - партия "Единство" - в лице своих московских и пермских лидеров активно поддерживала вашего главного соперника - прежнего губернатора. Не таите обиду на "медведей"?

- Будет выглядеть очень нелепо, если губернатор станет обижаться на политические партии. Выборы изменили мое отношение к некоторым конкретным людям. Кого-то я стал уважать больше, кого-то несколько меньше. Но переносить это отношение на партии, объединения или даже целые предприятия, на мой взгляд, безответственно и недопустимо.

- Пермскую область вот-вот накроет новая волна передела собственности. Причем под нее могут попасть крупнейшие предприятия региона - ОАО "Пермские моторы", ОАО "Мотовилихинские заводы", ОАО "Камский ЦБК", ОАО "Привод". Интерес ко многим предприятиям проявляют московские финансово-промышленные группы. Как вы относитесь к экспансии столичного капитала в пермскую экономику?

- Хочу сразу отметить, что все названные вами предприятия столкнулись с возможной сменой собственника отнюдь не после выборов губернатора, а еще до них. Что касается экспансии… Когда мы возражаем против покупки пакета акций предприятий той или иной финансовой группой, то мы называем это экспансией. Когда мы такую покупку приветствуем, то называем ее инвестициями. Так что все относительно.

Хотя когда речь идет о крупных и градообразующих для территории предприятиях, то к любой смене собственника надо подходить очень осторожно. Вообще, мне кажется, назрела тема для разговора с федеральным правительством на тему гораздо большего участия государства - на уровне субъектов или федерального правительства - в структуре собственности предприятий, имеющих определяющее значение для обороноспособности страны или для ее экономики.

- Главный собственник "Пермских моторов" - группа "Интеррос" - предлагает передать в госсобственность контрольный пакет акций "ПМ" в обмен на погашение долгов предприятия перед Пенсионным фондом. По некоторой информации, ФСБ и Совет безопасности России усмотрели в этой сделке угрозу для нашей экономической безопасности. А каково ваше мнение?

- Тема "Пермских моторов" обсуждалась на моей недавней встрече с секретарем Совета безопасности России Сергеем Борисовичем Ивановым. Есть обеспокоенность и со стороны СБ, и со стороны областной администрации. Правда, я предложил бы не торопиться с выводами, а дождаться более детального изучения этой проблемы. Пока же могу сказать только, что определенные сомнения в корректности сделки, предложенной "Интерросом", у меня существуют.

- Ваш предшественник активно протежировал нефтяной компании "ЛУКОЙЛ", которая благодаря его поддержке стала монополистом по добыче, переработке нефти и реализации нефтепродуктов по всей территории Пермской области. Вас такое положение дел устраивает или же вы будете добиваться демонополизации нефтяного рынка Западного Урала?

- "ЛУКОЙЛ" как компания, разрабатывающая подавляющий объем запасов нефти на территории Пермской области, получила на это соответствующие лицензии. И что, на мой взгляд, более важно, создала инфраструктуру добычи, переработки и транспортировки нефти. Говорить сегодня о демонополизации нефтяного рынка на базе оставшихся небольших месторождений с трудноизвлекаемыми запасами, на мой взгляд, малопродуктивно. Тем более что затраты в инфраструктуру в этом случае вряд ли окупятся, учитывая небольшой объем оставшихся залежей.

Тем не менее по действующему законодательству все месторождения и все лицензии должны выделяться на конкурсной основе. Мы этого правила будем жестко придерживаться. Более того, могу гарантировать, что механизм выделения лицензий и проведения тендеров на разработку месторождений будет совершенствоваться, потому что раньше в Пермской области тендеры проходили, как конкурсы сочинений. Побеждал тот, кто красивее напишет и больше пообещает. Такого впредь быть не должно.

- В период выборов неоднократно говорилось о том, что главным спонсором вашей избирательной кампании якобы был "калийный король" России, председатель совета директоров ОАО "Уралкалий" Дмитрий Рыболовлев. А за это, мол, вы обещали способствовать продаже этого стратегического предприятия канадским бизнесменам. Хотелось бы услышать ваш комментарий на этот счет…

- В финансировании моей предвыборной кампании как кандидата в губернаторы Пермской области принимали участие десятки предприятий. Это открытая информация, которая есть в избирательной комиссии вместе с моим финансовым отчетом. В числе многих предприятий мою кандидатуру поддержало и ОАО "Уралкалий". При этом никакого торга с собственниками и менеджерами этой компании я не вел и вести не мог. Никогда этим не занимался.

Что касается слухов о продаже пакета акций "Уралкалия" канадцам, то никаких подтверждений этому я не встречал. Если же взять фактическую сторону дела, то есть затянувшееся экономическое противостояние между собственниками "Уралкалия" и "Международной калийной компанией" на тему: как продавать продукцию "Уралкалия" на экспорт - напрямую или через посредника в лице "Международной калийной компании", как это делалось последние годы.

Представители МКК говорят о том, что если экспорт калия будет осуществляться не через них, то существенная часть выручки останется за рубежом, а в Россию придут сущие копейки. Собственники и руководство "Уралкалия", наоборот, говорят, что продажа через МКК уменьшает прибыль "Уралкалия". Торговля же на экспорт напрямую приведет к ее росту. Поэтому в конце прошлого года "Уралкалий" начал поставлять свою продукцию на мировой рынок, минуя "Международную калийную компанию".

Как мы к этому относимся и намерены ли как-то воздействовать на ситуацию? Подождем какое-то время, понаблюдаем за динамикой цен. Если "Уралкалий" станет получать больше денег - значит, предпринятый шаг был сделан в правильном направлении. Если поступления на предприятие уменьшатся, ухудшатся его экономические показатели, сократятся налоговые платежи в бюджеты всех уровней - значит, необходимо вместе разбираться в причинах, почему так произошло.

- Вы активно поддерживаете идею объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в единый субъект Федерации путем вхождения округа в состав области. Если это произойдет, то в новейшей российской истории появится серьезный прецедент. Каким вы видите механизм реализации этой идеи?

- Я бы разделил проблему объединения области и округа на две части. Во-первых, нужно узнать волеизъявление людей - то есть провести соответствующий референдум как в Пермской области, так и в Коми округе. Во-вторых (и это самое сложное) - необходимо менять федеральное конституционное законодательство. В частности, статью 65 Конституции РФ, где перечисляются все субъекты Федерации.

Кроме того, нет прописанного в федеральном законодательстве механизма объединения двух субъектов РФ. Мы должны понять: что произойдет после объединения с органами власти обеих территорий? Что будет с их бюджетами? Ведь сегодня бюджет Коми округа дотируется из Центра. Не получится ли так, что Москва скажет: вы объединились, значит, дотации округу больше не нужны...

Сейчас создана рабочая группа, которая должна определить последовательность и правильность шагов на пути к объединению области и округа. Ни в коем случае не должно получиться так, что мы, например, проведем референдум, люди скажут "да", а потом мы годами не сможем решить этот вопрос на федеральном уровне. Как после этого людям в глаза смотреть?

- Понятно, что жители Коми округа поддержат объединение, поскольку у них появляется надежда поправить свои дела. А что это даст Пермской области, кроме дополнительных хлопот?

- Не согласен с вами. Убежден, что правильное и рациональное использование ресурсов округа может дать области очень много. Коми-Пермяцкий округ - это богатейший лесной район. Например, пятую часть бюджета соседней Республики Коми формируют поступления от предприятий лесопромышленного комплекса. А в Коми-Пермяцком округе этот показатель не доходит и до 2%. Но ведь потенциал есть, просто нужно серьезно этим заниматься.

В Коми округе есть нефть. Ее надо разрабатывать и вкладывать деньги в разведку. Вообще, мне кажется, нельзя выстраивать взаимоотношения по принципу: богатые поддерживают бедных. Надо просто объединить усилия в комплексном освоении всех ресурсов. Этим же всерьез до сих пор никто не занимался

Независимая газета , 3 апреля 2001 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:
Оригинал статьи

Независимая газета



info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]