[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Анна Закатнова
Передел московской власти
Предвыборная кампания в Мосгордуму начинается с органов местного самоуправления
"Независимая газета" , 6 апреля 2001 года

СЕГОДНЯ в Москве пройдет совещание представителей московских парторганизаций "ЯБЛОКА", "Единства", СПС, КПРФ и Союза независимых районных советников. Участники заседания собираются обсудить процесс разработки нового столичного устава и механизм внесения его для обсуждения в Мосгордуму. Напомним, что на прошлой неделе вокруг устава была разыграна изящная интрига, безусловным победителем которой стал Юрий Лужков. За три дня до решения Верховного суда, которое легко можно было предсказать, в устав и закон о правительстве Москвы были внесены значительные коррективы. Эти поправки немедленно были направлены в Мосгордуму для их последующего утверждения. Представители мэрии утверждали, что действовали исключительно в рамках кампании по приведению регионального законодательства в соответствие с федеральным. Причем в жертву федеральной Фемиде были принесены такие существенные для политики мэрии пункты, как назначение глав районных управ (органы местного самоуправления в столице) по представлению Лужкова и выборная должность вице-мэра. Теперь главы районных управ будут избираться советниками, а вице-мэр будет назначаться главой исполнительной власти города.

Поспешность, с которой были проведены эти изменения, даже породила слухи о том, что положение Шанцева пошатнулось и в команде Лужкова может появиться новое лицо. Однако уже через несколько дней стало ясно, что мэр был просто вынужден пойти на эту неудобную для его союзника рокировку, чтобы не подпасть под действие Закона "Об общих принципах организации", позволяющего президенту по истечении шести месяцев отстранять от должности главу администрации за издание противоречащих Конституции и федеральному законодательству нормативных актов. Поправки в законы будут утверждены Мосгордумой, вероятно, осенью, и тем самым будет отчасти выполнено решение Верховного суда.

Однако тенденции развития местного самоуправления в столице, предложенные в этих документах, носят половинчатый характер. Вкратце возражения объединенной коалиции политических сил городских организаций против лужковского варианта устава сводятся к двум основным положениям: во-первых, представители местного самоуправления по-прежнему не имеют четко прописанных полномочий, а во-вторых, не обеспечена финансовая база, следовательно, субсчета районной управы по-прежнему останутся в городском казначействе. На данный момент районные управы располагают фактически только одним дополнительным доходом - отчислениями некоторых налогов по желанию субъектов предпринимательского права, что вряд ли можно считать достаточным. Кроме того, бюджета как финансового документа в управе не существует. У главы управы есть смета расходов, которую представляют на утверждение советникам, а те голосуют за весь пакет документов без какого-либо обсуждения этого вопроса. А поскольку советники районных управ в своем громадном большинстве учителя или врачи и, как правило, не являются членами политических организаций, то у них нет никакой возможности противостоять натиску главы управы. Настаивая на введении прямых выборов главы управы, правые и "яблочники" предлагают провести их уже в декабре одновременно с выборами депутатов Мосгордумы.

Есть некоторые основания полагать, что ажиотаж вокруг одного из эпизодов приведения московского законодательства в соответствие с федеральным связан с предстоящими выборами в Мосгордуму. По мнению советника районной управы Александра Ландау, Лужкову "невыгодно реформировать районные управы перед выборами, поскольку мэрия может потерять необходимый административный ресурс".

В прошлый раз команда Юрия Лужкова использовала все корректные и некорректные ходы (вплоть до опубликования списков кандидатов, поддерживаемых мэром) для того, чтобы обеспечить идейное единство представительной и исполнительной ветвей городской власти. Сейчас же выборы в Мосгордуму станут больше чем показателем рейтинга Лужкова в столице. По сути, они станут полигоном для отработки моделей взаимоотношений центральных и региональных парторганизаций в разгар процесса партийного строительства, инициированного законопроектом "О политических партиях" (ожидается, что его примут уже в мае). Тем более что, по некоторым данным, практически любые действия политических объединений против Лужкова будут благосклонно поддержаны Центром. До сих пор контроль мэра над системой власти в столице был почти абсолютным, однако появление многопартийной Думы, обладающей правом блокировать проекты исполнительной власти, может поставить Лужкова в крайне уязвимое положение.

"НГ", 6.04.2001

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Независимая газета



info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]