Никто и не сомневался, что "атомный пакет" из трех законопроектов,
внесенных близкими к Минатому депутатами, будет принят.
СМИ.ru писал о них не раз - и о содержании законопроектов,
и об их тернистом пути через Госдуму.
На сегодняшнее заседание пришел весь "атомный Олимп" -
от первых лиц Минатома во главе с Александром Румянцевым
до руководства отраслевых институтов, подразделений РАН
и крупных предприятий атомной промышленности.
Нет смысла говорить о каждом документе в отдельности: поправки,
внесенные "Яблоком" в каждый законопроект, по смыслу идентичны
(напомню, что активное сопротивление прохождению этих
законопроектов оказало только "Яблоко").
Во-первых, предлагалось ввести порядок, когда каждый контракт
на переработку ядерного топлива, облученного за рубежом,
должен утверждаться федеральным законом - по аналогии с
Соглашением о разделе продукции. Но депутаты нашли, что
это противоречит закону о регулировании внешнеторговой деятельности,
и приняли поправку президента, которая гласит, что вывоз
и ввоз тепловыделяющих сборок ядерных реакторов осуществляется
на условиях гражданско-правовых договоров. То есть договоры
будет заключать Минатом по своему усмотрению, и Дума к этому
вопросу касательства иметь не будет.
Депутаты-"яблочники" призывали коллег принять поправку,
жестко обязывающую Российскую Федерацию возвращать ОЯТ после
переработки в страны-поставщики, исключив, таким образом,
их захоронение в России. Вроде бы это соответствует
заверениям и Минатома, и докладчика от Думы Роберта Нигматулина,
но последний не посмел подтвердить под стенограмму, что
Россия не будет хранить на своей территории ядерные отходы,
образовавшиеся после переработки ОЯТ.
Единственный и универсальный довод атомщиков в пользу
захоронения этих отходов на российской территории: "в противном
случае это будет противоречить режиму нераспространения".
Значит, ядерное топливо "неядерным" странам поставлять можно,
а полученные крайне ядовитые отходы возвращать - нельзя.
Государственная дума, которая настаивает на своем праве
контролировать все и вся, от СРП до приватизации и от распределения
дополнительных доходов бюджета до реструктуризации естественных
монополий, проявила странное "нелюбопытство" относительно
того, как будут проходить через бюджетный фонд Минатома
средства от сделок. Известно, что к закрытым статьям бюджета,
к которым естественным образом будет отнесен и этот фонд,
имеет доступ ограниченное число депутатов из "силовых" комитетов.
В законе говорится лишь, что 30% от суммы сделок пойдет
в бюджеты (до 25% - в региональные, 75% - в федеральный),
а 70% средств получит Минатом на собственные нужды.
Оставим в стороне споры, имеет ли Россия технологии для
переработки иностранного отработанного ядерного топлива
и возможности на сегодняшний день для его хранения, - ученые,
принадлежащие к разным кланам, никак не могут договориться
между собой. Неспециалисту нипочем не понять, кто кого
обманывает.
Ясно другое. Минатом получил полную возможность заключать
договоры на переработку ОЯТ в обход Думы, и проконтролировать
его сможет в лучшем случае лишь правительство. То, что
Минатом открыт для проверок Счетной палатой, - разговоры
в пользу бедных, ведь СП может быть также ангажирована,
как и Госдума.
"Яблоки" потерпели вполне предсказуемое поражение. Только
они и СПС проголосовали против всех трех законопроектов
(кстати, фракция СПС при обсуждении не проронила ни слова).
В КПРФ "за" было примерно 40%, в "Единстве" - 84%, "Нардепе"
- 70%, "Регионах" и АПГ - по 50%, а в ЛДПР - 100%.
Выступая после голосования, Явлинский заверил, что
"Яблоко" не успокоится и к третьему чтению и, если Дума
все-таки окончательно примет законопроекты, будет обращаться
и в Совет Федерации, и к президенту.
|