[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Игорь Архипов, беседа с Игорем Артемьевым
Почем контрактная армия для народа
Петербургский час пик, 18-24.04.2001

Ни одна из структурных реформ в России, как известно, еще не начиналась. Военная реформа - не исключение.

Полномасштабный старт реформы намечен на 2002 год, но уже в апреле этого года, согласно поручению президента, все заинтересованные ведомства должны сделать предварительные прикидки в связи с переходом к профессиональной армии. Впрочем, и далее одним из самых дискуссионных вопросов, несомненно, будут споры о "цене реформы", об изыскании бюджетных средств и т. п.

Заместитель председателя Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Госдумы, заместитель руководителя фракции "Яблоко" Игорь Артемьев считает, что и сегодня есть экономические предпосылки, чтобы вплотную заняться военной реформой.

Игорь Артемьев: Основным аргументом правительства против скорейшего формирования профессиональной армии неизменно оказывались ссылки на нехватку средств в федеральном бюджете. Разумеется, финансы - это серьезная проблема, хотя в данном случае, на наш взгляд, она не является неразрешимой преградой.

Нами была проведена большая аналитическая работа, позволяющая поновому взглянуть на финансовые аспекты реформы. Итак, мы хотим, чтобы в Вооруженные Силы РФ призывалось 400 тыс. рядовых и чтобы они работали по контракту. Сейчас мы готовы предложить им зарплату 2,5 тыс. рублей. Реально ли это? Вполне. По имеющимся социологическим исследованиям и даже по данным самого Министерства обороны, в настоящее время наблюдается значительный спрос на подобную службу с такой зарплатой. К примеру, во многих деревнях по-прежнему полный развал, подчас люди не помнят, как выглядят деньги, - а здесь государство предлагает достаточно престижное занятие, зарплату, обмундирование, питание и т.п. Кроме того, уровень мотивации у рядового личного состава, приходящего в Вооруженные Силы, будет гораздо выше, чем в последние годы у наших призывников.
В бюджете 2001 года учтено объявленное 400-тысячное сокращение армии - она должна составлять порядка 800 тыс. человек. И замещать контрактниками рядовой состав можно начинать уже сейчас. Нужно только добавить на это 12 млрд рублей, из которых 9 млрд рублей составят расходы по зарплате контрактников. Кроме того, следует предусмотреть повышение вдвое зарплаты офицерам, что необходимо для сохранения в армии высококвалифицированных кадров. (Скажем, если капитан 1-го ранга, под началом которого баллистические ракеты на подводных лодках типа "Курск", станет получать около 10 тыс. рублей, то есть менее $400, вряд ли кто-то назовет это "излишеством"). Таким образом, на все, по нашим оценкам, потребуется изыскать 18 млрд рублей - в масштабах российского бюджета это едва ли не копейки, это менее 1,5% бюджета!

Вопрос: И все же это напоминает какие-то благие мечтания или просто популизм. А как ваши предложения соотносятся с реалиями бюджета-2001!

Игорь Артемьев: Своеобразие ситуации состоит в том, что военная реформа, в основе которой лежит перевод армии на контрактную систему, остается возможной в финансово-экономическом отношении даже при неблагоприятной конъюнктуре бюджета. Неужели при всей важности этой реформы не найти возможности направить на ее проведение 1,5 или 2% бюджета?! И уж тем более трудно оправдать волокиту при создании профессиональной армии, когда страна получает дополнительные нефтяные доходы. Поэтому "Яблоко" совсем не случайно предлагало увеличить в федеральном бюджете на 2001 год расходы на национальную оборону и военную реформу в общей сложности на 48 млрд рублей (то есть с 2,6% ВВП до 3%), в результате чего они достигли бы 229,2 млрд рублей.

Вопрос: Тем не менее, когда в конце 2000 года рассматривался вопрос о распределении обнаружившихся допдоходов, лишь незначительная часть средств ушла на национальную оборону, не говоря уже собственно о военной реформе...

Игорь Артемьев: Из тех денег 12,6 млрд рублей было направлено на военную реформу, на ее социально важные аспекты. Прежде всего это сокращение армии - иначе, если не сократить Вооруженные Силы на 400 тыс. человек, и текущие расходы будут и далее расти, а армия просто станет проедать все выделяемые средства. Поэтому, несомненно, важны ассигнования на обеспечение жильем военнослужащих, увольняемых в ходе реформы. Наши предложения были учтены и с той точки зрения, что уже в 2001 году решено несколько увеличить прием контрактников.

К сожалению, в бюджете удалось дополнительно заложить только часть из того, что мы предлагали. Но мы надеемся, что будет устранена половинчатость и непоследовательность многих решений, нашедших отражение в бюджете-2001 и создающих для бюрократии и определенных сил в военном ведомстве возможность выхолостить, размыть курс реформ. В частности, из уст министра финансов Алексея Кудрина мы получили подтверждение того, что наши предложения и расчеты встретили поддержку у президента и в правительстве и военная реформа наконец сдвинется с мертвой точки.


Петербургский час пик, 18-24.04.2001

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Петербургский Час Пик

Игорь Артемьев

Раздел "Оборонная политика"


info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]