[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
НТВ.Ру: Депутаты окончательно приняли закон, разрешающий ввоз в Россию облученное ядерное топливо
НТВ.Ру, 6 июня 2001

Сегодня Госдума окончательно решит, ввозить ли в Россию отработанное ядерное топливо
9:20

Сегодня в Думе решающее чтение законопроекта о ввозе в Россию отработанного ядерного топлива. Идея заработать деньги, разместив в России отходы опаснейшего производства, имеет большие шансы быть реализованной. Во всяком случае, для Запада подобные планы России по обустройству своих территорий давно уже не являются секретом.

Против этого законопроекта во втором чтении голосовали члены фракций "Яблоко" и СПС. Некоторые другие объединения, в частности КПРФ, голосовали свободно. Ожидается, что сегодня, в третьем чтении, голосование будет примерно таким же и законы будут приняты.

Сторонники принятия законопроектов утверждают, что зарубежные заказы в ближайшие годы принесут нашей стране 20 миллиардов долларов, часть из которых пойдет на экологические проекты.

Если Госдума примет законопроект, по российским железным дорогам со всех направлений двинутся спецэшелоны со значком радиационной опасности.

В Министерстве по атомной энергии пока предпочитают на говорить о том, из каких стран будет доставляться в Россию отработанное ядерное топливо, где его будут перерабатывать и хранить, каким способом оно будет доставляться к месту складирования. "Вначале надо завтра убедить депутатов, а потом предстоит борьба на мировом рынке за место под солнцем", - утверждает глава министерства Румянцев.

На самом деле это не совсем так. В документе, подготовленном американским департаментом по энергетике, который касается помощи со стороны США в организации захоронения топлива с четырех атомных станций Тайваня на территории России, четвертым пунктом среди приоритетных задач обозначено окончательное погребение отходов на территории России.

Сами американцы, вопреки уверениям Минатома в прибыльности этого дела, почему-то не спешат перерабатывать и хранить топливо у себя.

Большие надежды с Россией связывают еще несколько государств. Определился Минатом и с местом, где будет проходить переработка и последующее захоронение. Собственно, выбор здесь небольшой.

Как заявил координатор Greenpeace в России Иван Блоков, первое место, куда могут везти отходы, - это Красноярский край, где расположено единственное свободное хранилище. "Можно привезти 3000 тонн отработанного ядерного топлива и хранить его там. Следующие точки, куда можно везти отходы, это, безусловно, Томская и Челябинская области", - говорит Блоков.

В течение последних нескольких лет Минатом вел переговоры о своих намерениях в этой области сразу с несколькими странами. Отдать России свое отработанное топливо хотела бы Швейцария. После массовых акций протеста в Германии, когда десятки тысяч полицейских были задействованы для разгона активистов экологических организаций, пытавшихся преградить путь поезду, перевозившему отработанное топливо во Францию и обратно, и в этой стране полагают, что дешевле было бы изменить маршрут, выбрав Россию.

Вот как, согласно все тому же докладу американского департамента по энергетике, выглядят предполагаемые пути следования радиоактивных отходов из Европы. Доставленные морским путем в Санкт-Петербург, контейнеры по Транссибирской магистрали попадают в Красноярск. Одновременно, в случае если Минатому удастся заключить контракты на переработку топлива с АЭС Японии, Южной Кореи и Тайваня, опасный груз будет доставляться через морские порты Владивостока или Ванино. Отсюда он также должен проследовать в Красноярск по железной дороге. Именно это обстоятельство вызывает особое опасение у экологов.

Как сообщил в интервью НТВ Иван Блоков, "если переработка является вредной вещью, и вредность проявляется потом, то транспортировка отходов - крайне опасная процедура. Если весь проект будет реализован в полной мере, то постоянно на железных дорогах России будет находиться по крайней мере один состав, наполненный радиоактивными отходами. Это будет каждый день, каждую неделю, все время. С учетом того, что буквально 200 тысяч километров железных дорог России находятся в полуаварийном состоянии, конечно, это страшно опасно".

Совсем недавно в Санкт-Петербурге разгорелся скандал. Как оказалось, вагоны с отработанным ядерным топливом, уже традиционно следовавшие из Германии в подмосковный город Электросталь для обогащения, были загнаны в тупик, из-за того что новый начальник железнодорожных путей посчитал, что не соблюдены все меры предосторожности при транспортировке такого груза. Там-то по зашкаливающему дозиметру топливо и обнаружили местные журналисты.

Впрочем, против планов Минатома выступают не только экологи. Весьма резкое заявление сегодня сделал и глава Госатомнадзора Юрий Вишневский: "Великое, действительно великое ведомство, которое создало ядерный щит - и этот щит и сегодня поддерживает авторитет России, – не может и не должно даже за большие деньги быть сторожем у чужестранного дерьма. Ведь надо прямо смотреть: мы ввозим дерьмо".

Впрочем, вначале Минатом должен провести удобное ему решение через Государственную Думу. Несмотря на то что исход голосования практически предрешен, сегодня ожидается весьма бурное обсуждение.

Депутаты окончательно приняли закон, разрешающий ввоз в Россию облученное ядерное топливо
13:20

Государственная Дума приняли сегодня в третьем, окончательном, чтении закон, разрешающий ввоз в РФ облученного ядерного топлива для переработки и временного хранения.

За закон "О внесении дополнений в статью 50 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" проголосовали 243 депутата, против – 125, и 7 воздержались. По закону, перед ввозом ОЯТ должна быть проведена государственная технологическая экспертиза и иные экспертизы проекта, предусмотренные законодательством РФ, обоснованы общее снижение риска радиационного воздействия и повышение экологической безопасности в результате осуществления проекта.

Как передает РИА "Новости", закон предусматривает, что ввоз в РФ облученных тепловыводящих сборок ядерных реакторов производится на основе международных договоров. Порядок ввоза облученных тепловыводящих сборок ядерных реакторов устанавливается правительством. При этом Россия оставляет за собой право "возвратить или обеспечить возвращение образовавшихся после переработки радиоактивных отходов в государство происхождения ядерных материалов".

Дума также сегодня приняла еще два других закона из этого же правительственного пакета. Закон "О внесении дополнений в Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" регулирует условия ввоза и вывоза ОЯТ. Наконец, закон "О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории" предусматривает, что восстановление радиационно загрязненных районов РФ осуществляется за счет доходов от внешнеторговых операций с ОЯТ.

По оценкам экспертов, сумма таких доходов может составить в период до 2020 года около 20 млрд. долларов. 75% из них пойдут в целевой бюджетный фонд Минатома России на финансирование специальных экологических программ. Оставшиеся 25% - в бюджеты субъектов РФ на те же цели.

Законы направлены на рассмотрение Совета Федерации. Между тем, спикер верхней палаты Егор Строев уже заявил сегодня, что СФ "очень внимательно" отнесется к закону о ввозе ОЯТ. По его мнению, для начала "следовало бы определить, какую угрозу представляют эти отходы для будущих поколений россиян, а не думать о тех выгодах, которые сулит ввоз отработанного топлива в Россию". Строев предупредил: "Думать, что так просто и легко можно будет проскочить с этим законом, не следует".

Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев считает, что легализация Россией ввоза отработанного ядерного топлива из-за рубежа - национальный позор перед всем миром. По его мнению, Россия станет первой и последней страной, принимающей подобный законопроект.

Тулеев убежден, что решение проблемы, непосредственно затрагивающей жизненные интересы всего населения, не может происходить без его прямого участия. Он приводит данные, согласно которым против ввоза ОЯТ выступают 93,5% россиян.

В свою очередь, губернатор Красноярского края Александр Лебедь не против хранения отработанного ядерного топлива на территории региона. По данным Greenpeace, в Красноярский край, где расположено единственное свободное хранилище, можно привезти 3000 тонн отработанного ядерного топлива.

В то же время Лебедь утверждает, что для размещения отходов сейчас в крае нет условий. "Отработанное ядерное топливо - очень выгодное сырье, к переработке которого можно было бы приступить. Причем, с большой выгодой для края", заявил Лебедь в интервью красноярской "Сегодняшней газете".

Губернатор отметил, что в крае для переработки ОЯТ есть "горно-химический комбинат, и есть что перерабатывать, но у нас нет для этого соответствующих условий". По его словам, емкость имеющегося на территории края хранилища позволяет разместить 3000 тонн ОЯТ. Но сейчас, по данным губернатора, "2400 тонн отработанного ядерного топлива там уже лежит, хранится для переработки".

"Решение Госдумы ничем не подкреплено. Нам денег не дают даже на содержание ОЯТ. А переработка отработанного ядерного топлива из-за рубежа потребует колоссальных затрат", - заявил губернатор. К этому проекту, по его мнению, "можно приступить только при создании соответствующих условий и при соответствующих финансовых вложениях".


НТВ.Ру, 6 июня 2001

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

НТВ.Ру

Аман Тулеев: Родина - уродина?
"Независимая газета", 6 июня 2001 года

Сергей Попов направил запрос в Госкоматомнадзор, касающийся обнаруженных с Санкт-Петербурге неизвестных контейнеров с радиоактивными материалами - пресс-релиз 25 апреля 2001 г

Раздел "Ввоз ядерных отходов в Россию"

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]