[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
В гостях: Михаил Задорнов Ведущий: Владимир Варфоломеев
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Михаил Задорнов, член комитета ГД по бюджету, налогам и финансам.
"Эхо Москвы", 03.07.2001

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Добрый день!

М. ЗАДОРНОВ - Добрый день!

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - В эти дни об экономике говорят довольно много. Причем в таком, даже международном, плане. Премьер-министр Касьянов, выступая в Зальцбурге на Всемирном экономическом форуме, в Москве об этом говорят президенты России и Франции, Путин и Ширак. И, в частности, прозвучал такой пассаж: Россия хочет войти в Евросоюз, и возможности, наверное, для этого у нашей страны есть, хотя Касьянов никаких конкретных сроков не сказал, но отметил, что есть такая цель. Наверное, это не очень отдаленное будущее. Однако сегодня, выступая у нас на "Эхе", президент Франции Ширак, мягко говоря, дал понять, что пока, да и вообще в обозримой перспективе это невозможно. Отсюда вопрос: в принципе, зачем России надо стремиться, если поставлена такая задача, вступать в Евросоюз? И второй вопрос: Евросоюз, он сам заинтересован, чтобы Россия участвовала в его работе, всех этих органов, и составляла вместе с нынешними странами единое целое?

М. ЗАДОРНОВ - Я разбил бы вопрос на 2 части. Первое – что нужно самой России, и насколько реально вообще наше вступление в единую Европу, и как к этому относятся европейцы. Так вот, само по себе, что из уст Касьянова, Путина прозвучало, что наше стремление – вступить в Европу, в НАТО, даже так обсуждается слегка, с улыбкой, по-моему, это неплохо, т.к. Россия в очередной раз пытается найти свое место между Европой, Китаем, Индией, Азией, Евразией, или мы - Европа. На самом деле, лично для меня кажется, что стремление России именно к большему взаимодействию с Европой всегда на протяжении многих веков ей только помогало и никогда не вредило. Поэтому если поставить политически, пока это никем не поставлено, ни президентом, ни правительством, ни парламентом в принципе задача, что вот мы выбираем определенные, кстати, четкие правовые стандарты, гуманитарные, экономические стандарты Евросоюза и ориентируемся на них в своей законодательной работе, свои бытовые стандарты к этому стремимся приблизить, то это будет ориентир, на котором можно строить политику в очень многих сферах жизни. Но сколько это займет времени? Почему такое предложение Касьянова вызовет улыбку, я абсолютно уверен, у всех, кто его слушает, европейцев? Т.к. страны, которые готовятся к такому шагу уже почти 7-8 лет – Польша, Чехия, Эстония и другие, которые проделали огромную работу, их вступление в ЕЭС отодвигается сейчас до 2004 года, я уверен, что и в 2004 году это не произойдет, это будет в 2005, 2006. Кто-то ждет своей очереди дальше. Т.е. нам, грубо, требуется, наверное, лет 30 настойчивой работы, может, 20, для того, чтобы достичь этих стандартов. Если мы будем к этому стремиться и поставим себе такую задачу, то вполне возможно, это консолидирует нашу работу, но это очень гипотетическое с точки зрения реальной политики предположение.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Ширак в нашем эфире сегодня сказал и такую фразу: мы бы хотели, чтобы место России было рядом с ЕЭС, не внутри ЕЭС, а рядом. И вообще, создается впечатление, что наши европейские партнеры, с которыми вроде бы президент Путин встречается, очень тепло общается, в реальных делах они как-то не очень сильно поддерживают Россию. В частности, не помогают нам, например, вступить во Всемирную торговую организацию. Это так?

М. ЗАДОРНОВ - Вы знаете, а это в жизни всегда так бывает. Вот вы с человеком общаетесь, все у вас замечательно, все хорошо, пока дело не дошло до дележа денег или каких-то интересов, скажем, вы претендуете на одну и ту же позицию по службе или вас залили соседи – тут же все ваши улыбки и внешняя вежливость уступают место своему конкретному интересу. Франция, в частности, Ширак, не только к нам имеют такую позицию. Например, французы сейчас попросту играют очень важную роль том, что оттягивают прием в ЕЭС или согласовывают на очень тяжелых условиях, например, вступление Польши и целого ряда стран, с которыми они просто будут конкурентами по, скажем, аграрному сектору. Каждая страна при принятии подобных решений блюдет свои интересы. И ЕЭС на переговорах в Женеве по ВТО выдвинул России целый ряд дополнительных требований, которые мы вынуждены будем в длительных переговорах согласовывать. Ну и Россия должна здесь следовать своему интересу. Если мы решили, что нам надо быть в ВТО, то спокойно, не обращая внимания на разные препятствия, двигаться к этому, отстаивать свои интересы путем переговоров. Легкого пути не будет ни в ВТО, ни в ЕЭС, но если цель выбрана, то ее вполне можно достичь.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Можете ли Вы объяснить, скажем, мне, обыкновенному работнику, налогоплательщику, или обыкновенной домохозяйке, которая нас слушает, в чем наша выгода от возможного вступления России в тот же ЕЭС, в ВТО? Мы как-то на себе это почувствуем?

М. ЗАДОРНОВ - Как потребители, мы очень простые получим выигрыши. Первое - импортные товары для нас будут дешевле, потому что, несомненно, конкуренция их будет с нашей продукцией гораздо более легкой, импортные пошлины будут снижены. И эти товары будут в гораздо большем объеме представлены здесь. И иностранный капитал будет здесь гораздо серьезней представлен во всех сферах, от страхования, банковского бизнеса, до производства товаров. Поэтом расширится число рабочих мест с высокими технологиями. Рынки Европы, других стран для нас будут более доступными, т.к. нельзя будет ввести против нас антидемпинговые расследования, запретительные меры. Это то, что касается присоединения к ВТО. Если говорить о ЕЭС, то каждый наш человек может работать в Европе, если бы мы были членами ЕЭС. Гораздо четче защищать свои права путем апелляции, скажем, в Европейский суд. Т.е. целый ряд преимуществ получает конкретный человек. Но есть и безусловные минусы, т.е. безусловно, будут закрыты огромное число предприятий, которые будут неконкурентоспособными с Европой, наших, российских предприятий. Другие люди потеряют свои рабочие места, т.е. здесь нет чистого выигрыша. И как раз дело правительства в том, чтобы пройти между проигрышами и выигрышами с максимальной пользой для страны и конкретного человека. Так что здесь чистого выигрыша не будет.

НОВОСТИ.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - ГД постепенно завершает свою работу в этой весенней, почти уже летней сессии. На этой неделе ожидаются несколько заседаний, где, в частности, будут рассматриваться важные вопросы именно из финансовой, налоговой сферы. В частности, речь пойдет о снижении, причем весьма серьезном, налога на прибыль. Многие предприятия, не секрет, наверное, большинство, в последнее годы вообще предпочитали не указывать свою прибыль с тем, чтобы не платить большие суммы, которые полагались в бюджет. Чем руководствовались депутаты, когда совместно с правительством пришли к тому компромиссу и решению снизить, по-моему, на 12%, ставку налога на прибыль? И к чему это может привести?

М. ЗАДОРНОВ - Да, ставка налога на прибыль снижена с нынешних 35% до 24%, на 11%. При этом отменены все льготы, а я честно скажу, что сейчас, например, сельскохозяйственные предприятия не платили налог на прибыль, предприятия по производству лекарственных средств, и еще десятки исключений. Многие крупные холдинги уходили от уплаты налога на прибыль, создавая практически дочерние предприятия в ЗАТО – закрытых административных образования, в некоторых регионах, там пропуская потоки с крупными льготами. Чем руководствовались? Тем же, когда устанавливали ставку подоходного налога 13% для всех – вроде бы ее уменьшили до средней, но реально сбор увеличился. Не так сильно, как об этом говорит правительство, но в реальном выражении он вырос минимум на 15-20%. Наш подход здесь тот же самый: мы устанавливаем более низкую ставку, примерно на уровне средней, т.е. эффективной ставки налога на прибыль, тот, кто платил раньше меньшую сумму, уходя через льготы, уже не сможет этого сделать и будет платить. Расширится налоговая база, т.е. как бы та сумма, которая легально облагается, и за счет этого сборы возрастут, не смотря на снижение ставки. Вот такая логика. Кстати, вы зря насчет налога на прибыль так сказали. Как раз налог на прибыль вышел по итогам 5 месяцев на первое место как доля в доходах государства. Всегда это был НДС, теперь НДС чуть-чуть уступает налогу на прибыль. Прибыль сейчас – главная составляющая доходов государства.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - В связи с отменой всех этих льгот, что тогда ожидает сельскохозяйственные предприятия, фармацевтические и многие другие?

М. ЗАДОРНОВ - Фармацевтическую промышленность ожидает работа в этих новых условиях. Значит, где-то надо будет поджаться, где-то свои доходы, сверхдоходы поджать, продумать, как они будут вести работу, дистрибуцию со следующего года. Для сельхозпредприятий предполагается принять специальный налоговый режим, упрощенную систему, по которой они будут платить что-то типа вмененного дохода, т.е. налога в зависимости от стоимости га земли. Чернозем – одна ставка, глина или суглинок в Мурманской области – другая ставка, т.е. в зависимости от плодородия земли. Поэтому на самом деле это действительно будут условия равные для всех. При этом регионы по-прежнему будут иметь право предоставить до 4% скидку по налогу, выделив те или иные отрасли или нужные предприятия.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - На этой неделе, если все заседания ГД состоятся, изменение ожидает не только ставку налога на прибыль – вы предполагаете еще несколько корректив внести в налоговое законодательство.

М. ЗАДОРНОВ - Да, будет еще принципиально несколько изменений. Во-первых, акцизы – со следующего года предполагается индексация ставок акцизов на 12% по всем основным подакцизным товарам, а это пиво, водка, вино, сигареты, бензин. Кстати, 12% - это существенно меньше, чем вырастут цены за этот год и первую половину следующего, т.е. фактически доля изъятия государства в цене вот этих товаров, она существенно сократится…

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Но при этом потребитель все равно почувствует изменение цен?

М. ЗАДОРНОВ - Он не почувствует этих изменений, т.к. цены растут в основном из инфляционных тенденций. Просто государство заберет какую-то долю от этого увеличения цен себе. Если оно это не сделает, то оно все уйдет производителям, или, чаще бывает, к оптовой, розничной торговле. Кроме того, будет принят налог на природные ресурсы, это будет очень крупный налог. Фактически это будет налог, с помощью которого государство изымет ренту с природных ресурсов – нефти, газа, цветных металлов, т.е. всех полезных ископаемых.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Но разве сейчас этого нет?

М. ЗАДОРНОВ - Сейчас это есть, но это происходит, во-первых, крайне хаотично, действуют 4-5 разных налогов, а теперь вот – акцизы на нефть, "роялти" т.н., и ставки на воспроизводство минерально-сырьевой базы объединяются в один налог. И он, откровенно скажем, сильно централизуется в федеральном бюджете, поэтому те регионы, в которых Господь Бог сделал россыпи алмазов или углеводородов, они вынуждены будут поделиться с федеральным бюджетом. Правда, мы, принимая закон, постарались найти такую конструкцию, где регионы тоже бы не потеряли очень сильно, т.е. сбалансировать это предложение правительства.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Но при этом едином налоге на природные ресурсы вы отдельно хотите выделить водный налог.

М. ЗАДОРНОВ - А водный налог – это самостоятельный, как лесной налог – это самостоятельный налог. Здесь мы исключительно проиндексируем те ставки, с тем, чтобы забор воды для промышленных целей, для использования каких-то портовых сооружений, акватории, геологическую разведку все-таки платили не копейки, как сейчас, а в 2-3 раза больше, с одной простой целью – за каждый ресурс надо платить, за воду, она тоже достаточно дорого обходится, добывающие предприятия также должны будут расплачиваться с государством, с бюджетами на разных уровнях.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - А в какой стадии подготовки либо уже обсуждения находится проект нового российского бюджета на 2002 год?

М. ЗАДОРНОВ - В стадии утверждения правительством основных параметров на будущий год. Это было в начале июня. А сейчас правительство готовится к финальному обсуждению, оно состоится в середине августа, и затем бюджет уже поступит в парламент для обсуждения. Поэтому сейчас это стадия внутриправительственных согласований, утрясок, лоббистская работа отдельных ведомств с Минфином.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Но в целом основные-то параметры его известны?

М. ЗАДОРНОВ - Они утверждены были 7 июня на заседании правительства.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Как бы Вы их оценили, исходя из знания того, что происходит в первые полгода нынешнего, 2001?

М. ЗАДОРНОВ - Первое – эти параметры уже посыпались, т.к. они рассчитывались из 35%-налога на прибыль, в частности, и налог на природные ресурсы по-другому определялся, чем сейчас это примет ГД. Так что их сейчас потребуется уточнять. Во-вторых, эти параметры, как обычно бывает, занижены по сравнению с реалиями. Достаточно привести в пример уже навязшую, я думаю, слушателям на зубах пример – инфляция. На этот год в бюджете – 12% инфляции. Я могу вас поздравить, в этом плане, как раньше 5-летку за 3 года, план по инфляции мы выполнили ровно за полгода, 1 июля уже больше 12% составила инфляция. На следующий год, вы будете смеяться, вновь заложено 12%, хотя совершенно очевидно, что никак меньше 15% инфляцию закладывать нельзя. Занижая параметры, правительство создает такой мешок – Дедушка Мороз, или заначку, как принято говорить, который оно собирается вновь использовать на свои цели. Это встретит, конечно, серьезное сопротивление в парламенте. А во всем остальном конструкция так же напоминает бюджеты последних 2 лет.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Но в целом, на Ваш взгляд, почему депутаты-то пропускают такой не вполне реалистичный бюджет? Это ведь происходит год от года.

М.ЗАДОРНОВ - Очень простое объяснение. Начнем с того, что все-таки были более серьезные изменения в прошедшие годы во внесенных проектах бюджета. А сейчас все то, что сейчас складывается по основным параметрам бюджета, скажем, бюджетным комитетом, большинством моих коллег говорилось совершенно четко, что будет так – будет инфляция примерно 20%, будут большие дополнительные доходы, их будет более 300 млрд. рублей в этом году. Почему? Поскольку проект бюджета при очень сильном сейчас президентском большинстве в Думе, он проталкивается как политический документ, т.е. многие фракции четко понимают, что это нереальные цифры, но, тем не менее, идут на его поддержку под лозунгом такой политической поддержки.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Несколько вопросов поступило на наш эфирный пейджер от наших слушателей. Напомню номер: 974-22-22 для "Эха Москвы". Вопросы вполне конкретные и об очень разных вещах. Насколько мы знаем, по-моему, с сегодняшнего дня изменились правила налогообложения выигрышей людей в казино и прочих подобных заведениях. Юлию Валентиновну интересует, распространяется ли отмена налога на выигрыши на те выигрыши, которые были до отмены налогов, но человек реально их не получил?

М.ЗАДОРНОВ - Я завидую ей, у нее так много денег, что она всерьез интересуется, как действует эта система в казино. На самом деле, да, вступили в силу поправки к подоходному налогу. Они касаются гораздо более интересной темы, что пенсионные вклады, которые были внесены до 1 января текущего года, они не будут облагаться налогом, даже если превышают 2/3 ставки рефинансирования Центробанка. До этого эта норма работала. Выигрыши по государственным займам, внутренние займы 1992 года тоже не будут облагаться подоходным налогом. А вот казино облагаться будет. Но теперь не казино обязано сообщать об этом выигрыше, а сам человек. И здесь расчет на добросовестность человека, что он сам заполнит налоговую декларацию и, если у него крупный выигрыш, принесет ее в налоговую службу по окончанию года. Вот так будет работать эта норма. И т.к. эта норма распространяется на весь период, то, соответственно, эта норма будет как бы до всего 2001 года и следующих лет действовать.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Вопрос совсем другого характера: сохранятся ли налоговые льготы для предприятий, использующих труд инвалидов?

М.ЗАДОРНОВ - Это будет не льгота. Соответствующие предприятия и те, которые перечисляют деньги на именно содержание предприятий и общественных организаций инвалидов, они будут иметь право списать свои расходы или затраты из налоговой базы, т.е. они просто из этих расходов не будут платить налог на прибыль.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Самый последний вопрос: объясните Вашу инициативу принятия закона о снижении уровня продаж валютной выручки предприятиями с 75% до 50%. Вы что, тогда оголяете часть бюджета?

М.ЗАДОРНОВ - Нет, к бюджету не имеет никакого отношения. Валютная выручка – это то, что обязаны в течение 90 дней за редким исключением продавать наши экспортеры через уполномоченные банки. Это покупает банк России, в основном, для того, чтобы поддерживать более-менее плавный курс рубля. Если бы он этого не делал, то курс сейчас пошел сейчас в другую сторону, был бы не 29,15, а 28, 27, что для населения хорошо, а для экспортеров было бы очень плохо, промышленность бы частично остановилась. Но банк обязан это покупать сейчас, т.к. есть такое предложение. Если мы понизим до 50% с 75% нынешних валютную выручку, его обязательства по приобретению валюты, давление на банк России на валютном рынке уменьшится. И тем самым не будет такого дополнительного предложения денег, потому что, покупая валюту, банк России печатает рубли. А, в конечном счете, это выливается в рост цен на продовольствие, транспортные перевозки, то, что мы наблюдаем…

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Конечный вопрос – курс куда пойдет?

М.ЗАДОРНОВ - А курс будет двигаться так, как он двигается сейчас, т.к. сейчас очень большое превышение экспортной выручки над потребностями страны в твердой валюте.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Спасибо! Михаил Задорнов, член комитета ГД по бюджету, налогам и финансам был нашим гостем.

 

 

"Эхо Москвы", 3 июля 2001

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Текст выступления на сайте "Эхо Москвы"

Михаил Задорнов

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]