[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Персоналии
Корреспндент ИТАР-ТАСС Владимир Смелов
Конференция "Европа без границ"
ИТАР-ТАСС, 25 января 2001 года

Заметным событием в жизни объединенной Европы стала состоявшаяся 19-20 января 2001 года в Берлине международная конференция "Европа без границ". На этом форуме, организованном авторитетным фондом Бертельсмана, обсуждались вопросы, связанные с политическим устройством Европы, интеграционными процессами в Старом Свете. Подчеркивалось, что уже сейчас европейской политике следует вырабатывать ориентиры на будущее, что завершение процесса единства континента и его превращение в "большой Европейский союз" объективно необходимы, а укрепление европейской безопасности, развитие добрососедства и отстаивание европейских интересов в мире требуют единого политического руководства этими процессами.

В конференции участвовали видные политические деятели, представители деловых кругов, дипломаты, военные из 15 стран. В их числе были: федеральный канцлер Герхард Шредер, канцлер Австрии Вольфганг Шюссель, президенты Словении, Литвы и Украины - Милан Кучан, Валдас Адамкус и Леонид Кучма, премьер-министр Испании Хосе Мариа Аснар, председатель Европейской комиссии Романо Проди, министры иностранных дел Германии, Франции, Польши, Венгрии, Болгарии, Хорватии. Приехали в Берлин и ряд других министров, а также Генри Киссинджер, Жак Делор, Ганс-Дитрих Геншер.

Россия была представлена лидером "Яблока" Григорием Явлинским. Выступая в заключительный день конференции, он сказал, что принадлежность России к Европе, вовлечение нашей страны в европейские институты имеют для РФ "решающее значение", и выразил убеждение, что Россия должна активизировать усилия, направленные на "сближение с Европой". По его мнению, "с политической точки зрения" РФ станет европейской страной через 20-25 лет. Лидер "Яблока" отметил также, что сейчас в ЕС наблюдается параллельное проведение двух политик. Одна политика касается обеспечения прав человека, включающая соответствующие критические заявления, например по Чечне. Другая же является реальной политикой и "эти две линии не совпадают и не дополняют друг друга", считает он.

С большим интересом было встречено выступление Герхарда Шредера. Он отметил, что "Россия и Украина - при всех своих различиях - являются стратегическими партнерами Европейского союза". "Здесь, - продолжал он, - в прошедшие годы с помощью соглашений о кооперации и партнерстве мы создали хорошие совместные структуры. В настоящий момент нам не нужны никакие дополнительные инструменты. Мы должны в большей степени наполнить содержанием и использовать имеющиеся структуры". Глава германского правительства подчеркнул, что в ходе недавней встречи в Москве с Владимиром Путиным российский президент говорил о большой заинтересованности РФ в тесных отношениях с Евросоюзом. "Я полностью согласен с премьер-министром Швеции, нынешним председателем Европейского союза, в том, что достижению этой цели придается особое значение и что мы не упустим из виду эту цель - при всех усилиях, направленных на расширение ЕС". Этот процесс, по словам Герхарда Шредера, "вступил в решающую фазу". Декабрьский саммит Евросоюза в Ницце "проложил путь к окончательному преодолению разделения Европы" и теперь каждая страна-кандидат в ЕС должна путем последовательных реформ сама создать предпосылки для приема в Сообщество, указал он. Поскольку выступавшие на берлинской конференции многократно ссылались на решения, принятые на саммите ЕС в Ницце, уместно коротко вспомнить о достигнутых там основных договоренностях: Во-первых: Состав Европейской комиссии и число ее членов - с 2005 года должен действовать принцип "одна страна - один представитель". Сейчас крупные страны, подобно Германии, направляют в Брюссель двух своих представителей-членов комиссии. Кроме того, в Ницце было решено усилить позиции председателя Еврокомиссии.

Во-вторых: Расширение полномочий по принятию решений - в этом вопросе на саммите был достигнут лишь незначительный прогресс. Расширяются полномочия Совета министров ЕС, который может, в принципе, принимать "наднациональные" решения. Однако в важнейших областях, например в сфере политики предоставления убежища, по-прежнему сохраняется национальное право накладывать вето. В-третьих: Количество голосов в Совете министров ЕС - Германия, Франция, Италия и Великобритания по-прежнему сохраняют равное количество голосов.

В-четвертых: Усиление сотрудничества - главы государств и правительств стран ЕС договорились об упрощении различных межгосударственных процедур и более четком взаимодействии. Это должно способствовать продвижению вперед процесса европейской интеграции.

В-пятых: После Ниццы - в 2004 году созывается новый саммит Евросоюза. На нем будут обсуждаться прежде всего вопросы, связанные с разграничением компетенций между Сообществом и национальными государствами.

Герхард Шредер отметил далее, что Евросоюзу не следует забывать также о тех странах, которые не входят в список кандидатов на вступление в ЕС. Нужно следить за тем, чтобы внешние границы ЕС не привели к образованию очередного "железного занавеса". Поэтому важно оказывать помощь, в частности, странам Балканского региона. В этой связи он выразил убеждение, что продвигаться вперед по пути реформ будет и Югославия, что поможет ей вновь влиться в семью европейских государств. "Пути назад к национальному отгораживанию нет. Перед лицом прогрессирующей глобализации Европа должна теснее сплачиваться и говорить одним языком", - подчеркнул канцлер.

Одновременно он сказал, что есть такие области и сферы жизни, в которых процессы взаимного "притирания" происходят довольно длительное время, поэтому в таких случаях возможно установление переходного периода. Германия, например, столкнется с проблемами, если в одночасье будут сняты все барьеры на пути допуска на рынок труда и в сектор предоставления услуг. Глава правительства ФРГ вновь высказался за установление семилетнего переходного периода, в ходе которого работники из государств-кандидатов после вступления в ЕС не допускались бы первоначально на рынки труда западноевропейских стран. Впрочем, в зависимости от ситуации эти сроки могут быть и сокращены, добавил он.

Герхард Шредер высказался за "гибкую модель" расширения Евросоюза. Он подчеркнул необходимость более действенно проводить разъяснительную работу среди граждан, чтобы они лучше понимали, какие преимущества сулит им политически необходимое расширение ЕС. В то же время он предостерег страны-кандидаты от представлений о том, что членство в Евросоюзе открывает для них "райскую эру". По опыту объединения Германии известно, что после вступления в ЕС государствам предстоит пройти еще долгий путь, отметил канцлер.

Председатель Европейской комиссии Романо Проди охарактеризовал итоги саммита ЕС в Ницце как "удовлетворительные наполовину". В качестве положительного момента он выделил то обстоятельство, что "Ницца открыла возможность эффективно продолжить расширение ЕС". Что же касается методов переговоров в рамках ЕС, то, по его мнению, следует учесть уроки саммита в Ницце. Для подготовки встречи глав государств и правительств нужны "плюралистические методы", добавил Романо Проди. Он также высказался за развитие "Регионального партнерства", которое охватывало бы и стран-соседей расширяющегося ЕС. Одновременно глава Еврокомиссии подчеркнул важность реорганизации нынешних институтов и организаций ЕС, поскольку, по его мнению, они не состоянии управлять сообществом европейских государств, которое будет насчитывать 27 членов. Это касается и самой Европейской комиссии - она должна стать "примером эффективности и открытости".

"В многообразии мы должны заботиться о единстве", - сказал далее Романо Проди, добавив, что ожидает от государств Европы "европейского понимания", которое предполагает "отказ от ведения торгов в пользу национальных интересов". На ЕС не должны больше оказывать влияние политическая напряженность в отдельных странах и "ритм национальных выборов", заключил он.

Министр иностранных дел Франции Юбер Ведрин выразил убеждение, что саммит в Ницце выполнил свою задачу, открыв прямой путь к расширению Евросоюза. Он выразил надежду, что уже в скором будущем в ЕС вступит Польша. Глава парижского МИД подчеркнул стремление Франции "тесно сотрудничать с Германией на пути, ведущем к европейской интеграции". Ему вторил министр иностранных дел Германии Йошка Фишер. По его словам, такое партнерство, которое было бы своего рода маховиком интеграции, обязательно должно развиваться. Оба министра подтвердили решимость своих стран всемерно содействовать быстрому расширению Евросоюза на Восток.

На рассмотрение участников конференции был представлен рабочий документ форума под названием "Европа без границ - стратегии политического устройства", разработанный исследовательской группой "Политика" фонда Бертельсмана совместно с Центром прикладных политических исследований Мюнхенского университета. В нем отмечается, что символом европейского единства всегда было преодоление границ. Сегодня эта символика обрела новое качество: европейскую политику определяет процесс ликвидации границ. Из западноевропейского послевоенного сообщества Евросоюз превращается в союз общеевропейский. Кроме того, после физического введения в обращение евро в 2002 году падут границы национальных валютных пространств. Это окажет неизбежное воздействие также на те государства ЕС, которые не входят в еврозону.

Расширение ЕС за счет центрально- и восточнооевропейских государств, говорится в рабочем документе, очерчивает "географический радиус действия" Евросоюза. Он охватывает сегодня весь Запад Европы, за исключением Швейцарии, Лихтенштейна, Норвегии и Исландии, которые могут вступить в ЕС в любое время. Наряду с этим есть три группы государств, которые станут в будущем членами ЕС. Первую группу составляют нынешние кандидаты: государства в восточной части Центральной Европы, страны Балтии, государства Юго-Восточной Европы, а также две островные республики - Кипр и Мальта. К числу самых больших сложностей в ходе переговорного процесса о вступлении в ЕС относятся "подгонка" и унификация прежде всего аграрной политики различных государств и перенос правовой системы ЕС в страны-кандидаты. Вступление в Евросоюз могут осложнить также политические проблемы: достаточно вспомнить, что до сих пор еще не завершен процесс интегрирования русского меньшинства в Эстонии и Латвии. Или: положение венгерских меньшинств в различных государствах не обеспечено должным образом на длительную перспективу, а вступление в ЕС только греческой части Кипра лишь упрочит разделенность этого острова.

Вторая группа будущих стран-членов ЕС - это государства западной части Балканского региона. Благодаря Пакту стабилизации и заявлениям различных европейских институтов они получили "добро" на членство в ЕС, если это позволит, в частности, их внутреннее развитие. В этих рамках возможность вступления в перспективе в ЕС открывается также у СРЮ.

Наконец, третья группа, указывается в рабочем документе, включает пространство на Востоке и Юго-Востоке вышеназванных регионов расширенного Европейского союза. Среди располагающихся на этом пространстве государств только Турция имеет мандат на вступление в ЕС. Что касается России или Украины, Молдавии или Грузии, то у них есть принципиальная возможность в будущем пойти в этом плане по пути Турции. Решение придать Турции статус кандидата на вступление в ЕС по-новому определило границы Европы: радиус действия интеграции уже нельзя однозначно определить географически, поскольку Турция лежит на "перекрестии" нескольких крупных регионов, и лишь малая часть этой страны располагается на Европейском континенте. Есть различные сценарии европейской интеграции. Европейский союз может стать федерацией европейских государств, которая опирается на конституционный договор с ограниченной ответственностью на различных уровнях и демократическими механизмами контроля. Тем самым огосударствливание Европы решилось бы в пользу наднациональной идеи. Однако европейская интеграция может пойти по второму пути, на котором наднациональная деятельность лишь только дополняла бы политику государств. Такая Европа могла бы принять вид своего рода сильноразвитой зоны свободной торговли - достаточно свободной, чтобы позволять государствам проявлять свои амбиции, и достаточно прочной, чтобы в процессе поэтапного расширения ЕС с 15 до 28 и более государств не растерять то, что достигнуто в рамках совместного экономического пространства. Третьим путем могла бы стать дифференцированная интеграция. Если не удастся расширить ЕС и одновременно реализовать его политические цели, то группа государств первоначально могла бы создать экономический союз, союз внутренней безопасности и оборонный союз. Таким образом поддерживалась бы концепция создания европейской федерации. Во времена, когда рушатся границы и меняются понятия, особенно необходимо сотрудничество граждан и государств ЕС. Создание экономического и валютного союза, реформа политической системы, прием в ЕС новых членов и обновление международной роли ЕС требуют прояснения целей и принципов общества, нового подхода к распределению решаемых задач, выравнивания социального уровня в Европе. Строительство будущего в этой решающей фазе требует проведения широкого общественного диалога с участием многих. Необходимо и в будущем фиксировать результаты осуществляемых реформ путем внесения соответствующих изменений в договор о союзе, однако они должны быть конечной точкой дебатов по вопросам европейской интеграции, а не точкой отсчета. Тем самым правительственные конференции стали бы не неким эрзацем дискуссий о реформах, а подводили бы под ними черту. 2001 год должен стать годом широкой, масштабной общественной дискуссии о компетенциях и политическом строительстве Европы. В 2002 году эксперты получили бы результаты этой дискуссии и выработали бы на их основе необходимые предложения. Для прояснения роли национальных парламентов должна быть создана межпарламентская комиссия. В 2003 году можно было бы создать рабочую группу из представителей правительств и парламентов, которая свела бы упомянутые предложения воедино для их последующего рассмотрения на конференции глав правительств. К этому процессу должны быть подключены будущие члены ЕС. Переговоры о расширении Евросоюза с наиболее прогрессивными странами можно было бы завершить уже в 2002 году, чтобы некоторые государства с началом следующей конференции глав правительств смогли вступить в ЕС и уже имели на этом форуме право голоса, указывается в рабочем документе Берлинской конференции. На этом форуме Романо Проди, а также ведущие германские и французские политики подчеркнули важное значение тесного сотрудничества Европы с США и НАТО. Председатель Европейской комиссии сказал, что "самостоятельная европейская оборонная идентичность не ослабляет НАТО", а делает Евросоюз стабильным партнером. В свою очередь, Йошка Фишер заявил: "Интегрирующаяся Европа проводит интеграцию не против США". Американцам должно быть ясно объяснено, что расширяющийся на Восток ЕС содействует упрочению безопасности, добавил глава МИД ФРГ. Как известно, планы усиления сотрудничества ЕС в области европейской военной политики и политики обеспечения безопасности, которые предполагают, в частности, создание общеевропейского корпуса быстрого развертывания, с озабоченностью были встречены в США. В Вашингтоне забеспокоились, что реализация этих планов приведет к "ослаблению НАТО". Европейские политические деятели, в том числе и на Берлинской конференции, подчеркивали, что самостоятельная оборонная мощь ЕС призвана укреплять европейскую опору Североатлантического альянса. Согласно их заверениям, самостоятельные - без НАТО - действия европейского корпуса быстрого развертывания станут, скорее, исключением, а не правилом.

Cм. также:

Явлинский примет участие в Международном форуме "Европа без границ"

(c) Исключительные права ИТАР-ТАСС защищены законом. Переработка и распространение информации ИТАР-ТАСС любым способом без его письменного согласия запрещены.

ИТАР-ТАСС, 25 января 2001 года

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Персоналии

info@yabloko.ru